Урок-зачет по теме: "Кислород" в форме игры "Что? Где? Когда?". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цели урока:

  • проверить усвоение учащимися основных понятий данной темы: физические и химические свойства кислорода, получение кислорода в лаборатории и промышленности, оксиды, окисление, горение, состав воздуха; проверить умения составлять уравнения реакций взаимодействия кислорода с простыми и сложными веществами, составлять формулы оксидов, распознавать кислород и углекислый газ;
  • развивать у учащихся интерес к химии, раскрывать практическую направленность науки химии, связь ее с другими науками;
  • развивать наблюдательность, смекалку, умение применять теоретические знания для решения практических задач;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности, честности.

Оборудование:

  • Сектор 3: оксид меди (II), углекислый газ, пероксид водорода, перманганат калия.
  • Сектор 8: магниевая лента, спиртовка, спички, тигельные щипцы, банка с песком.
  • Сектор 11: два сосуда под номерами (№1-кислород, №2-углекислый газ), лучинка, спиртовка, спички.
  • Сектор 13: черный ящик ,наполненный воздухом.
  • Сектор 17: детали прибора для получения кислорода. (пробирка с газоотводной трубкой, стакан, стеклянная пластина, вата, перманганат калия, спиртовка, спички )

Условия игры. В игре принимают участия три команды. Каждая команда по очереди выбирает вопрос с помощью волчка. Сложность вопросов оценивается соответствующими баллами.

При выставлении оценки за зачет учитываются: ответ на основной вопрос, дополнения, записи в тетради, коэффициент трудового участия, определяемый капитаном команды.

Сектор 1. (3 балла).

Перечислите не менее семи физических свойств кислорода.

Сектор 2. (3 балла).

На каких двух свойствах основано применение кислорода? Приведите примеры.

Сектор 3. (7 баллов).

Внимание на лоток! На лотке находятся вещества: оксид меди (II), углекислый газ, пероксид водорода, перманганат калия.

Вопрос: Какие из этих веществ можно использовать для получения кислорода в лаборатории? Напишите уравнения реакций.

Сектор 4. (3 балла). Блиц !

  1. Назовите фамилии трех ученых, открывших кислород.
  2. Назовите формулу оксида водорода и его обычное название.
  3. Что такое окисление?

Сектор 5. (3 балла). Блиц!

  1. Назовите постоянные составные части воздуха и их объемное содержание.
  2. Что такое катализатор?
  3. Что такое горение?

Сектор 6. (5 баллов).

Подмигнув лиловым глазом,
Сера стала быстро газом.
Газ такой ты встретишь редко:
Он удушливый и едкий!

Вопрос: О каком газе идет речь? Напишите уравнение реакции.

Сектор 7. (6 баллов).

Загорелся всем на диво
Фосфор в колбочке красиво.
Получился , надо знать, …

Вопрос: Что получается в результате этой реакции? Составьте уравнение реакции и укажите ее признаки.

Сектор 8. (5 баллов). Внимание, опыт!

(Демонстрируют опыт – горение магния)

Вопрос: Какое вещество горело? Напишите уравнение реакции. Где раньше практически использовали эту реакцию?

Сектор 9. (3 балла). Блиц!

  1. В результате какого процесса в природе образуется кислород? В чем его сущность?
  2. Каким газом заполняют воздушные шары и дирижабли? Почему?
  3. Какие реакции называют экзотермическими?

Сектор 10. (3 балла) Блиц!

  1. Какие реакции называют эндотермическими?
  2. Что такое оксиды?
  3. Из чего в промышленности получают кислород? Можно ли этот процесс выразить уравнением реакции?

Сектор 11. (3 балла).

В двух сосудах находятся два газа: кислород и углекислый газ.

Вопрос: Как практически распознать эти газы?

Сектор 12. (6 баллов).

Горение природного газа метана широко используют в быту и промышленности для получения тепла.

Вопрос: Напишите уравнение реакции горения метана СН4 , укажите признаки реакции.

Сектор 13. (2 балла). Внимание, черный ящик!

В нем то, что нас постоянно окружает. То, без чего нельзя прожить и минуты.

Вопрос: Что в черном ящике? (Воздух).

Сектор 14. (7 баллов). Внимание на доску!

Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить из записей в приведенных карточках. Число карточек равно числу оксидов.

Сектор 15. (3 балла).

Что такое сухой лед? Какое химическое название и формулу он имеет? Из чего его получают. Где применяют?

Сектор 16. (7 баллов).

При горении ацетилена в кислороде развивается температура до 30000 С.

Вопрос: Где применяют такое пламя? Напишите уравнение реакции горения ацетилена С2 Н2.

Сектор 17. (3 балла).

Соберите прибор для получения кислорода и наполните им стакан.

Сектор 18. (5 баллов).

При разложении минерала малахита Cu2 CH2 O5 образуются три оксида, хорошо известные вам. Напишите уравнение реакции, укажите ее признаки.

Подведение итогов игры-зачета. Выставление оценок.