Тема урока: "Озера. Болота. Проблемы сохранения". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


ТЕМА: “Озёра. Болота. Проблемы сохранения”.

ЗАДАЧИ УРОКА: всесторонне показать значение озёр, болот в природном комплексе, в создании условий необходимых для жизни человека, его хозяйственной деятельности, быта, отдыха, лечения и оздоровления.

ЦЕЛИ УРОКА: формирование ценностно-нравственного отношения к воде, как незаменимому жизненному ресурсу, развивать сознание личной ответственности за экологическое состояние озёр, водоёмов, рациональное использование, охрану и восстановление водных ресурсов.

ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта России, атлас, контурные карты, учебник, тетрадь, иллюстрации, таблицы, учебные картины, видеофильм “Байкал”, гербарий, горная порода - торф.

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

  1. Организация урока.
  2. Ответы учащихся на вопросы теста.
  3. Изучение темы. Постановка учебных задач.
  4. Итог урока. Проблемы сохранения озёр, болот. Пути решений. Выполнение практической работы № 8.
  5. Домашнее задание.

Мы продолжаем изучение раздела: “Внутренние воды России”.

ТЕМА УРОКА: “Озёра. Болота. Проблемы сохранения”.

ЗАДАЧИ УРОКА: всесторонне показать значение озёр, болот в природном комплексе, в создании условий необходимых для жизни человека, его хозяйственной деятельности, быта, отдыха, лечения и оздоровления, развитие у человека эстетического восприятия природы и бережного отношения к ней.

Сегодня, мы с вами работаем по плану.

ПЛАН УРОКА:

  1. Тест. (Приложение).
  2. Крупнейшие озёра России. Образование, происхождение и размещение озёр. Фрагмент из видеофильма “Байкал”.
  3. Водохранилища.
  4. Болота.
  5. Проблемы сохранения озёр и болот.
  6. Выполнение практической работы № 8.

Ребята подписывают листы и отвечают на вопросы.

При изучении темы, я хочу предложить вам литературу:

  1. “Озёра” В.К. Лесненко (изд. Москва ).
  2. “По родной стране” А.А. Шибанова.
  3. “Экология: тревога нарастает” А.И. Шалимов (изд. Лениздат).
  4. Учебное пособие для учащихся “География Тюменской области” С.Т. Будьков (изд. Свердловск).

(Ребята записывают в тетради.)

Отрывок из стихотворения Михаила Дудина

“Очень простые стихи”

“Как яблоко на блюде,
Земля у нас одна,
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна”.

На суше есть много замкнутых углублений, в которые стекают поверхностные и подземные воды. Если в такое углубление поступает больше воды, чем за то же время испаряется, вода накапливается и образуется озеро.

Озеро - это скопление воды в природном углублении на суше.

Озеро - это важнейший элемент гидросферы. Вопрос (используя карту):

1) назовите самое глубокое озеро в России? (ответ);
2) назовите озеро самое большое по площади в России? (ответ).

  1. Каспийское море - самое большое на Земле, за огромные размеры и воду похожую по составу солей на океанскую, называется морем, когда-то соединяясь с океаном. S = 376000 кв.км. Глубина 1025 кв. м
  2. Байкал - самое глубокое озеро Земли, 1637 м; (расположенное в горах Южной Сибири)
  3. Ладожское озеро - 230 м;
  4. Онежское озеро - 127 м;
  5. Таймыр - 26 м;
  6. Ханка - 10 м;
  7. Чудское -15 м.

Показываю на крупномасштабной физической карте.

Пользуясь таблицей стр. 86 (стр. 125 ,1997 г. изд.) Ребята выписывают крупнейшие озера и их глубину в тетради.

Углубления, в которых находятся озёра, называют озёрными котловинами.

По происхождению котловин озёра России очень разнообразны. Рассмотрим таблицу “Типы озёрных котловин”. (стр. 87)

Происхождение котловин Озеро
Тектоническое

Вулканическое

Термокарстовое

Ледниково – тектоническое

Искусственные озёра (водохранилища)

Байкал, Телецкое

Кроноцкое (Камчатка)

Неджели (Якутия)

Ладожское, Онежское

Рыбинское (на Волге),

Красноярское (на Енисее), Куйбышевское.

Особенно много озёр там, где имеется благоприятное сочетание влажности климата с обилием озёрных котловин.

Например, северо-запад Восточно-Европейской равнины и низменности Средней и Северо - Восточночной Сибири. Скопление озёр на юге Западной Сибири связано с близким залеганием грунтовых вод и обилием неглубоких замкнутых понижений. Запасы воды в озёрах пополняются за счет атмосферных осадков, вод и ручьев, впадающих в озеро, и грунтовых вод.

Из многих озер, вытекают реки, т.е. происходит сток озёрных вод, такие озёра называют сточными. (Байкал, впадает 550 рек и речек, и вытекает одна Ангара).

Озера, не имеющие стока, называются бессточными.

Большинство озёр - пресные ( Байкал ).

1) Сообщение учащихся о Байкале. Фрагмент из видеофильма “Байкал”.
2) Сообщение о Чудском озере.

В южной части страны среди бессточных озёр довольно много солёных.

Вопрос:

“Вспомните, как показаны на карте солёные озёра” (ответ).

Самым крупным солёным озером России является озеро Чаны на юго-западе Западно-Сибирской низменности.

В озёрах добывают поваренную соль, соду.

Мировой известностью пользуется озеро Баскунчак (на Прикаспийской низменности).

Сообщение учащихся об озёрах нашего региона (большинство озёр сосредоточено в юго-восточной части города, в том числе одно из крупнейших озер региона Тетумамонтотяй S=35,5 кв.км. Сточные озера: Ай-Непалто, Янгохато, Хасато, Апокато, Ханто, Светлое). Ноябрьск относится к центральной части Западно-Сибирской артезианской скважины (бассейна). Для снабжения водой г.Ноябрьска используется водоносный комплекс Новомихайловский.

Наряду с озерами существует искусственные водоёмы, т.е. созданные человеком — водохранилища и пруды.

Водохранилища - Рыбинское, Куйбшевское.

Вопрос: “Почему сооружены водохранилища?”

(Используется для судоходства, орошения, рыболовства, разведения рыбы. Многие водохронилища являются прекрасными местами для оздоровления - лечебные грязи-здравницы Горячинск.)

БОЛОТА

Вопрос: Зачем природе и человеку нужны болота? В чем их особенность?

Около 10% территорий страны занимают болота. Заболачивание поверхности, происходящего в результате выпадения большого количества осадков, малого испарения и медленного стока, избытка влаги, приводит к возникновению болот.

Большая заболоченность характерна для Западной Сибири, Карелии, низменностей Приамурья.

Болота являются основными накопителями торфа (как удобрение, сырьё для химической промышленности, как топливо).

Ребятам предлагаю посмотреть горную породу- торф. Болота — это ягодники (клюква, морошка), места обитания птиц и животных.

Издавна с болотами были связаны многие сказки, легенды (кикиморы, водяные, что охраняло болото от неразумного вторжения человека)

На протяжении многих лет осушались болота, это привело к исчезновению ягод, лекарственных растений.

ИТОГ УРОКА: почему возникала проблема сохранения озёр, болот.

ПУТИ РЕШЕНИЯ: создание заповедников, заказников, рациональное использование.

В октябре 1998 года Государственной Думой РФ принят закон “Об охране Байкала”.

Оценить ответы учащихся по тестам, за сообщение, за полный и правильный ответ.

Закрепляя сегодняшнюю тему, выполняем практическую работу №8 в контурных картах. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: п.17, (п.20), стр. 119-121.