Тренинговое занятие "Моя личность и выбор профессии"

Разделы: Школьная психологическая служба


Изучение особенностей юности с точки зрения выделения ее возможностей для развития личности позволяет определять юношеский возраст как период личностного, социального и профессионального самоопределения и активного поиска оптимального смысла жизни. Эти процессы осложняются тем, что выбор главной линии жизни приходится на ту пору, когда у человека еще мало жизненного опыта и знаний. Выбор будущей сферы деятельности выступает как основное содержание самоопределения в этот период. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: “Кем быть?” и “Каким быть?”, с определением жизненных перспектив и проектированием будущего.

Социально-психологической службой Информационно-методического центра Управления образования Дзержинского района Волгограда в течение пяти лет на базе образовательных учреждений реализуется программа тренинга “Личностного и профессионального самоопределения”. Данная программа включает в себя 12 занятий, продолжительность каждого занятия от 1 час до 1 час 20 минут. Периодичность проведения занятий 1 раз в неделю.

Общее количество участников – 10–14 человек. Участниками данного тренинга являются учащиеся 10–11 классов.

До начала участия в тренинге проводиться диагностика, направленная на выявление особенностей личностного и профессионального самоопределения, специфики социально-группового статуса, изучение смысложизненных и ценностных ориентаций старшеклассников. С целью выявления специфики изменений и возможностей формирования смысложизненных и ценностных ориентаций в юношеском возрасте по окончании тренинга сопоставляются значения показателей первичной и повторной диагностики в контрольной и экспериментальной группах.

В рамках Фестиваля педагогических идей “Открытый урок” хотелось бы представить одно из тренинговых занятий реализуемой программы на тему: “Моя личность и выбор профессии”.

Цели занятия: продолжение знакомства учащихся друг с другом, повышение групповой сплоченности, изучение личностных особенностей и представлений о будущей профессии участников посредством рисунков.

Используемые средства: групповые дискуссии, проективно-рисуночные упражнения, упражнения на интенсивное физическое взаимодействие.

Упражнение 1. “Рекорд группы”

Тренер подсчитывает количество участников в группе и предлагает поставить рекорд – перекинуть мяч столько раз, сколько сегодня участников. Главное, чтобы ни разу не уронить мяч на пол, чтобы не сказать ни слова и чтобы каждый участник подержал мяч в руках. Если же группа быстро добилась положительного результата, тренер вводит следующую инструкцию: “Сейчас мы перекинули мяч 10 (например) раз за одну минуту. Сможем ли мы сделать это за 45 секунд. Помните, главное – не произнести ни слова и кидать мяч тому, чей взгляд вы поймали”. Далее тренер вводит креативную инструкцию: “Хорошо. Мы, кажется, поставили рекорд. Но есть способ, когда все 10 участников перекидывают друг другу мяч всего за 10 секунд”. Решение здесь состоит в том, чтобы перекидывать мяч по кругу соседу. Пусть это решение найдут сами участники. На это обычно нужно время. Но когда решение найдено, и участники его демонстрируют, тренер вводит вторую креативную инструкцию: “Есть еще один рекорд: я гарантирую, что можно перекинуть мяч друг другу в группе из 10 человек всего 2 – 3 секунды. Решение заключается здесь в том, чтобы максимальное количество участников сложили ладони в виде лодочки, расположив их друг под другом в форме “этажерки”. Мяч кладется в верхние ладони, и перекидывание заключается всего-навсего в том, чтобы раздвинуть ладони. Важная роль отводится последнему участнику в этажерке.

Упражнение 2. “Меняются местами те, кто…”

Участники группы садятся на стулья в кружок. Ведущий встает в центр круга, так как для него нет свободного стула. Его задача задать ориентир, по которому сидящие на стульях должны поменяться местами. А ведущий в этот момент стареется занять освободившееся место. Например, он говорит: “Меняются местами все девушки” или “Меняются местами все, кто купался в море”. Все участники группы, которые обладают указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из участников. А стоящий в центре занимает свободный стул, следующий участник, оставшийся без стула, задает новое свойство.

Упражнение 3. “Если бы этот человек был…”

Из группы выбирается доброволец, он покидает на время комнату, а группа в это время загадывает участника. После возвращения доброволец должен путем ассоциаций остальных участников отгадать загаданного. Примеры вопросов и ассоциаций: “Если бы этот человек был деревом, то каким?”, “Если бы животным, то каким?”, “Если этот человек был погодой, то какой?”. А каждый из участников говорит, с чем ассоциируется загаданный человек. Данную игру можно провести в нескольких прогонах с несколькими участниками.

Упражнение 4. “Автопортрет”

Ведущий предлагает задание нарисовать каждому участнику свой портрет так, чтобы другой участник его не видел (это не обязательно изображение лица или человеческого облика, похожего на того или иного участника, это может быть метафорическое изображение). После чего все рисунки собираются и перемешиваются. Далее ведущий раздает эти рисунки участникам в любой последовательности. Каждый участник, получив рисунок, должен написать, какими качествами обладает автор данного рисунка (пишутся слева на листе) и порекомендовать профессии, которые, как ему кажется, подходят автору данного портрета (пишутся справа). Далее рисунки передаются по кругу, таким образом, каждый участник характеризует автора каждого рисунка и рекомендует ему подходящие профессии. Когда рисунки вернуться к тем участникам, с кого они начинали свои “путешествия”, ведущий собирает их и раздает авторам. Далее каждый автор просматривает качества, которые ему написали участники, и те профессии, которые порекомендовала группа, и презентирует для обсуждения. После чего, у каждого участника есть возможность обсудить, задать вопросы или высказаться относительного того или иного рисунка или полученной информации. В конце упражнения ведущий спрашивает участников, желающих высказаться, о впечатлениях и чувствах, переживаемых в ходе выполнения данного упражнения.

Упражнение 5. “Моя будущая профессия”

Ведущий предлагает каждому участнику нарисовать свою будущую профессию. Далее любой из участников, по желанию, пускает свой рисунок по кругу, а каждый из участников высказывает свои ассоциации или мнения о представленном рисунке. Участник, чей рисунок интерпретируется группой, молчит и только, когда рисунок вернется к нему, он может задать свои вопросы, уточнить или высказаться о той или иной ассоциации. После чего ведущий обязательно спрашивает участника, рисунок которого анализировала группа, о его чувствах и впечатлениях от участия в задании. Далее предлагается по желанию любому участнику предложить свой рисунок для обсуждения группе.

Упражнение 6. “Сюрприз на память” (ритуал прощания)

Ведущий просит участников представить, что у каждого из них сегодня День Рождения! И мы хотим преподнести каждому подарок. Один из участников выбирает в группе сверстника, которому он хотел бы сделать сюрприз. Обращаясь к этому участнику, он без слов, используя жесты, мимику и пантомимику, пытается изобразить свой подарок. Участник, которому дарят подарок, пытается отгадать, что же это за подарок. После того, как подарок отгадан, именинник принимает его и дарит придуманный подарок любому другому участнику группы. И так по кругу, ведущий просит, чтобы каждый участник покинул сегодня занятие с подарком. В конце занятия мы благодарим всех участников за занятие и за активное участие в упражнениях.

В ходе исследования были выявлены различия в ценностных и смысложизненных ориентациях и особенностях ценностно-смысловой сферы представителей исследуемого возраста. Были зафиксированы изменения в структурных и содержательных показателях системы ценностных и смысложизненных ориентаций, в направленности и содержании смысложизненных ориентаций личности старшеклассников, связанные с участием в диагностических процедурах и групповой развивающей работе. Можно полагать, что участие старшеклассников в тренинговой работе активизирует субъектность юношей и девушек и способствует более успешному решению задач личностного, социального и профессионального самоопределения.

Список литературы:

    1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2004.
    2. Битянова М.Р. Психология личностного роста. – М., 1995.
    3. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. – СПб., 1994.
    4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М., 1999.
    5. Кле М. Психология подростка. – М., 1991.
    6. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1994.
    7. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М., 1999.
    8. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 2001.
    9. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., Воронеж, 1996.
    10. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 2000.
    11. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс) / Под ред. Л.А. Обуховой. – М., 2005.