Программа летнего оздоровительного лагеря "Школьная страна"

Разделы: Внеклассная работа


Автор программы: заместитель директора по научно-методической работе Окишева И.В., директор школы Энютина Г.Н., заместитель директора по воспитательной работе Чивина Н.П., учитель технологии Гилева А.В., учитель ОИВТ Никифоров Е.С., заместитель директора по АХЧ Маслова Л.Н.

Адрес организации: ХМАО, г. Югорск, улица Мира, 85.

Кадровое обеспечение

В школе 103 педагога, 60% из них имеют квалификационную категорию.

63% учителей прошли курсовую переподготовку по теме “Здоровьесберегающие технологии и их применение в учебно-воспитательном процессе”.

72% работников имеют авторские разработки по проблеме здоровье.

В школе 3 медицинских работника, врач педиатр на 0,5 ставки, 1 преподаватель лечебной физкультуры, 2 валеолога, специалист по охране труда, организатор внеклассной работы, организатор спортивно-массовой работы, 2 педагога-организатора, психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог.

Таким образом, имеющийся кадровый состав позволяет качественно осуществлять деятельность школы во время учебной деятельности и в летний период.

Для работы в оздоровительном лагере необходим следующий кадровый состав:

  1. Начальник лагеря – 1.
  2. Воспитатели – 6.
  3. Старшая вожатая – 1.
  4. Отрядные вожатые (старшеклассники) – 6.
  5. Организатор спортивной работы – 1.
  6. Организатор досуговой деятельности – 1.
  7. Психолог – 1.
  8. Медицинская сестра физиокабинета – 1.
  9. Врач-стоматолог – 1
  10. Врач-окулист – 1
  11. Медицинская сестра кабинета “ Горного солнца и аромотерапии” – 1.
  12. Преподаватель ЛФК – 1.
  13. Учитель технологии (деревообработка) –1, (дизайн) – 1.
  14. Музыкальный руководитель –1.
  15. Преподаватель информатики – 1.
  16. Учитель изо – 1.
  17. Преподаватель физвоспитания – 2.
  18. Педагог дополнительного образования (бисероплетение) – 1.
  19. Руководитель видеостудии – 1.

Материально-техническое оснащение

В школе имеется:

  • 3 компьютерных класса
  • мультимедийный проектор
  • 3 спортивных зала, тренажерный зал, гимнастический зал, теннисный зал, хореографический зал, актовый зал, лыжная база, школьный стадион и спортивный городок
  • стоматологический кабинет, медицинский кабинет
    процедурный кабинет, физиотерапевтический кабинет, кабинет “ Горного солнца и аромотерапии”
  • зимний сад оборудован террариумами, аквариумами, вольером для птиц
  • для занятий дополнительного образования выделен и оборудован кабинет бисероплетения, хоровой класс, зал хореографии
  • приобретено светомузыкальное оборудование, центр “Караоке”
  • в хоровом классе имеется фортепиано, синтезатор, музыкальные инструменты (баяны, гитары)
  • кабинет хореографии имеет музыкальный центр
  • кабинет валеолога имеет ростомеры, шагомеры, весы, аппараты для измерения давления, динамометры, массажные коврики
  • 3 кабинета группы продленного дня,   оборудован домашний кинотеатр, имеется видеомагнитофон, магнитофон, приобретены настольные игры развивающего и спортивного характера, имеется шведская стенка
  • кабинет ЛФК оборудован гимнастической стенкой, надувным детским уголком, вело тренажерами, скамейками, матами, эспандерами, гантелями, мячами.

Обоснование программы

Социальная среда, в которой находится человек, является одним из важнейших факторов сохранения здоровья.

Переход к рыночной экономике кроме положительных сторон имеет отрицательные – сокращение рабочих мест, появление безработицы, неуверенность в завтрашнем дне, что негативно отражается и на детях. Переход к системе накопительства и потребительского отношения к жизни повлекли за собой изменения жизненных ценностей у детей и подростков: развивается эгоизм, самоизоляция, деморализация, бездуховность личности. Одиночество и духовная разъединенность, невнимание окружающих, нищета ведут к возникновению депрессивных состояний, суициду.

В настоящее время в школе №2 обучает более 900 детей, которые на время летних каникул могут быть предоставлены сами себе, т.к. далеко не каждая семья имеет возможность обеспечить оздоровление и отдых своего ребенка в летний период.

Результаты мониторинга здоровья учащихся показали, что 97% имеют те или иные отклонения в здоровье, 40 человек относится к, так называемой, “группе риска”. По данным социального паспорта в школьном микрорайоне проживают 40 многодетных семей, 159 неполных семей, 103 малообеспеченные семьи, 20 неблагополучных семей, 19 детей-инвалидов. Упущенные возможности оздоровления детей в летний период могут негативно сказаться на успешности обучающихся.

Школа имеет хорошую материальную базу, которая может быть продуктивно использована для сохранения и укрепления здоровья детей, профилактики социальной запущенности, безнадзорности, депрессивных состояний.

Согласно нашим представлениям “Школа укрепления здоровья” должна стать культурно-образовательным центром для учащихся, их родителей и населения микрорайона, способным формировать духовно-нравственную культуру, укрепить здоровье детей и решить проблему безнадзорности и профилактики правонарушений.

В связи с этим, на школу возлагается необходимость воспитания личности, способной адаптироваться к современным быстро изменяющимся условиям социальной среды. Создание оптимальных, адекватных условий, препятствующих возникновению заболеваний детей, их дезадаптации, способствующих формированию социального иммунитета и гармоническому развитию личности как главному фактору укрепления и сохранения здоровья.

Сложившаяся ситуация в сфере физического, духовно-нравственного, психического здоровья диктует необходимость принятия неотложных мер. В связи с этим, актуально значимым и востребованным сегодня становится создание комплексной практико-ориентированной оздоровительной программы в структуре образовательного учреждения, где может успешно проводиться работа по сохранению и укреплению здоровья молодого поколения экономически мало затратными и в то же время эффективными методами и средствами.

Идея программы: создание “ШКОЛЬНОЙ СТРАНЫ” как модели социальной среды, в которой ребенок учится соотносить свои потребности с нормами и законами общества.

При успешной апробации комплексной программы социально-оздоровительной направленности в работе летнего оздоровительного лагеря модель организации работы с детьми “ группы риска” может внедряться в практику работы школ в рамках системы дополнительного образования, воспитательной работы (профилактическая работа).

Цель программы: профилактика социальной запущенности детей и подростков, формирование мотивации на здоровый образ жизни, навыков социальной адаптации к окружающей среде, ориентация на духовно-нравственные ценности.

Задачи:

1. Создание условий для социализации личности, раскрытия интеллектуальных, физических, творческих способностей детей.

2. Профилактика дезадаптации, социальной запущенности, вредных привычек.

3. Мотивация на здоровый образ жизни.

4. Организация общественно-полезной занятости несовершеннолетних.

5. Формирование координационного совета,   включающего всех участников социума.

Механизм реализации программы

1. Создание координационного штаба по организации деятельности летнего оздоровительного лагеря.

На подготовительном этапе разрабатывается штатное расписание летнего лагеря, составляется план работы смены, происходит разработка проекта “ ШКОЛЬНАЯ СТРАНА”, в котором планируется сеть организаций и предприятий (приложение №1).

2. Формирование структуры управления.

Начальник лагеря назначает генерального директора предприятий, начальника регистрационной палаты, организатора аукциона, директора ревизионной палаты.

3. Деятельность предприятий.

Объекты города проходят регистрацию в регистрационной палате (презентация предприятий и сферы услуг).

Генеральный директор (один из воспитателей) проводит выборы директоров предприятий,   набор служащих организаций и предприятий, таким образом, все дети добровольно распределяются в соответствии с их интересами. Изделия, изготовленные на предприятиях, выставляются на аукцион либо продаются заказчику, которым может быть любая организация. Каждый ребенок имеет возможность заработать определенную сумму, которую может потратить в своих интересах.

Для успешной деятельности предприятий и организаций предлагается консультативная психологическая помощь в форме индивидуальной и коллективной диагностической и тренинговой работы в рамках реализации проекта “ Оздоровительно-реабилитационного комплекса”. (Приложение 1)

Каждый день проводится селекторное совещание руководителей предприятий. В конце дня проводится подведение итогов в форме круглого стола, где дети по очереди высказывают свое мнение о прошедшем дне, вносят предложения. Такая форма общения является особенно важной, т.к. способствует раскрепощению, снятию внутреннего напряжения и дискомфорта, формирует умение свободно высказывать свое мнение и, самое главное, включаться в коллективную деятельность,   устанавливает обратную связь.

4. Деятельность оздоровительного центра “ Курорт”.

Все дети проходят обязательное медицинское обслуживание в соответствии с результатами медицинского осмотра, им назначается санаторно-курортное лечение и выдается санаторно-курортная книжка, в которой записываются назначенные процедуры и время их прохождения (массаж, физиокабинет, фитотерапия, УФО и т.д.). Каждый день начинается утренней гимнастикой, в режиме дня также предусмотрены массовые танцевальные упражнения (перетанцовка), разученные массовые танцы дети исполняют затем на дискотеках и других массовых мероприятиях.

5. Досуговая деятельность.

Вся досуговая деятельность предусматривает сочетание индивидуальной и коллективной деятельности детей и охватывает максимальное количество участников на развлекательных и спортивно-массовых мероприятиях. Каждый ребенок в соответствии со своими интересами занимается в одном из клубов (игровой клуб, видеосалон), пробует свои силы в издании газеты, листовок, монтаже видеофильмов.

6. Организация соревнования среди отрядов и членами отрядов.

Между отрядами организуется соревнование, итоги которого подводятся еженедельно на селекторном совещании и освещаются на доске почета.

Ревизионная палата с помощью инспекторов контролирует участие каждого отряда в проводимых мероприятиях, посещение утренней зарядки, санаторного лечения и назначает премию за хорошие показатели или штраф за упущения в работе.

Средства реализации поставленных задач, ожидаемый результат

Задачи Средства реализации Ожидаемый результат
1. Создать условия для реализации проекта Организация деятельности координационного Совета в соответствии с моделью управления проектом. Планирование деятельности оздоровительной смены, организация взаимодействия всех служб.
  Утверждение и реализация плана работы  
  Изучение деятельности предприятий и сферы услуг, подведение итогов соревнования отрядов на доске почета.  
2. Создать условия для раскрытия и развития интеллектуальных, предпринимательских, физических, творческих способностей детей. Открытие “Школьной страны”:
  • презентация предприятий в регистрационной палате
  • составление графика работы предприятий
  • поиск возможных путей сбыта готовой продукции
  • заключение соглашения с заказчиками
  • проведение аукциона готовых изделий
1. Распределение детей по предприятиям.

2. Самоопределения детей в сфере деятельности.

3. Мотивация на трудовую деятельность.

4. Навыки предпринимательской деятельности.

  Открытие фитнес-клуба:
  • утренняя гимнастика
  • распределения детей по спортивным секциям
  • проведение спортивно-массовых и военно-спортивных игр
  • проведение соревнований по различным видам спорта
1. Оздоровление,укрепление здоровья детей.

2. Формирование личностных качеств

(силы воли, выносливости, умения соблюдать установленные правила)

3. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья Открытие курорта:
  • планирование оздоровительных процедур в соответствии с результатами медосмотра
  • вручение санаторных книжек детям
В результате получения комплекса медицинских услуг

(физиотерапевтических, стоматологических, УФО, аромотерапии, ЛФК) оздоровление и укрепление здоровья детей.

4. Создать условия для социальной адаптации, личностного роста детей Открытие реабилитационно-релаксационного центра:
  • проведение диагностики и выявление проблем личности ребенка
  • проведение тренинговых мероприятий для всех категорий детей
Овладение приемами снятия дискомфорта, стрессовых ситуаций, агрессивных состояний, депрессии.
  Ежедневное подведение итогов дня за круглым столом, обмен мнениями. Рефлексия деятельности.
  Назначение членов ревизионной палаты (дети с низкой самооценкой, низким авторитетом) Укрепление авторитета отдельных детей, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
5. Профилактика вредных привычек Открытие видеосалона:
  • просмотр и обсуждение видеофильмов
  • издание листовок и плакатов
Отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам.
  Проведение игровых и тренинговых мероприятий по формированию умения сказать “нет” вредным привычкам Отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам.
6. Стимулировать деятельность детей. СМИ:
  • издание еженедельной информационной газеты
  • съемка видеосюжетов о “ Школьной стране”
  • издание ежедневных листовок о достижениях и победах в соревнованиях
Информирование всех членов лагеря о достижениях
  Открытие ревизионной палаты:
  • назначение инспекторами премий или штрафов за выполнением режима дня, активность в досуговых мероприятиях, соблюдение графика процедур на курорте.
Выполнение режима дня, посещение оздоровительных процедур.
  Проведение аукциона по продаже готовых изделий Создание ситуации успеха для детей, поощрение в выбранной сфере деятельности
  Подведение итогов смены, награждение участников. Поощрение всех участников лагерной смены.

Предполагаемая смета расходов

Путевки в детский оздоровительный лагерь выделяются из Фонда социального страхования на отдых и оздоровление детей.

Родительская плата за путевку составляет 800 рублей.

Льготная путевка для малообеспеченных граждан – 400 рублей.

Норматив питания на 1 ребенка – 80 рублей в день.

Размер платы за питание работников, занятых в лагере 50% от стоимости питания.

Затраты на питание и льготные путевки за счет Фонда Социального страхования.

Заработная плата работников оздоровительного лагеря осуществляется за счет городского бюджета, из фонда оплаты труда образовательного учреждения, согласно тарификации работника на конец года.

Смета расходов за счет родительских взносов

Общая сумма: 75х 800 руб = 60000 рублей.

  • приобретение медикаментов – 4000 руб
  • приобретение хозяйственных товаров – 8000 руб
  • культурно – массовые мероприятия – 20 000 руб
  • затраты на транспортные услуги – 10 000 руб
  • приобретение призов – 18 000 руб

Библиография

1. В.П.Зуевский, В.А.Карин и др. Окружающая среда и здоровье населения Ханты – мансийского округа. Сургут, Издательство СурГУ, 2001 г.

2. И.М.Улановская. Что такое образовательная школа? \\ Начальная школа\\, № 1, 2001 г.

3. Н.В.Сократова. Современные технологии сохране6ния и укрепления здоровья детей. М.: ТЦ Сфера, 2005.