Урок литературы в 8-м классе по изучению стихотворений из цикла "Памяти Вали": "Питерские сироты, детоньки мои…"

Разделы: Литература


(урок литературы в 8 классе по изучению стихотворений из цикла “Памяти Вали”)

Анна Ахматова… Голос этого поэта долго не был слышен, хотя поэт не прерывал своей деятельности. Творчество крупнейшего русского поэта XX века А. Ахматовой в полном объеме лишь недавно пришло к читателю. Теперь мы можем представить творческий путь Ахматовой без купюр и изъятий, по-настоящему ощутить драматизм, напряженность ее исканий в литературе.

Равный среди равных в ряду блистательных поэтов Серебряного века, как назвал литературу нашего столетия, поэт Николай Оцуп, Ахматова вошла в поэзию вместе с такими поэтами – собратьями по цеху как Н. Гумилев, О. Мандельштам, М. Цветаева.

Творчество этих писателей изучается в школе впервые.

С лирикой А. Ахматовой учащиеся знакомятся в 6 классе, затем в 7 классе изучается тема войны, а в 8 классе по программе для национальных школ рекомендуется для изучения и обсуждения 2 стихотворения А. Ахматовой “Щели в саду вырыты…” и “Постучи кулачком – я открою…”. Данными уроками мы подготавливает учащихся к восприятию последующих более серьезных и, на наш взгляд, более трагичных периодов в истории нашей страны в старших классах. Разработанные нами уроки рассчитаны каждый на 1-2 часа.

В I части данного урока должна выступить группа учащихся: “историк”, “литературовед”, “биограф”, чтецы. Каждой группе дается опережающее задание по теме.

Во II части проводится самостоятельный творческий анализ этих стихотворений.

Оформление: портрет А. Ахматовой, книжная выставка "Ветер войны" (Военная лирика Ахматовой). Рубрики: “Муза Ленинграда”, “900 дней и ночей”.

Музыкальное оформление: Седьмая блокадная симфония Шостаковича. “Священная война” муз. Александрова, сл. Лебедева – Кумача.

Эпиграф: Разлучение наше мнимо

Я с тобою неразлучима,
Тень моя на стенах твоих.

Цель:

Рассказать о жизни и творчестве А. Ахматовой в годы войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединились с глубоко личными переживаниями; вызвать чувства сострадания и милосердия к трагедии детей блокадного Ленинграда.

Фрагменты урока

Звучит “Священная война”.

Учитель: (на фоне музыки) Великая Отечественная война нашего народа, которую он вел на протяжении четырех долгих лет с германским фашизмом, отстаивая как независимость своей Родины, так и существование всего цивилизованного мира, явилась новым этапом и в развитии литературы XX века. На протяжении двадцати с лишним лет предшествующего развития она достигла, как известно, серьезных художественных результатов. Ее вклад в художественное познание мира заключался, прежде всего, в том, что она показала рождение человека нового общества.

На протяжении этих двух десятилетий в русскую литературу постепенно входили, наряду с новыми именами, различные художники старшего поколения.

К числу их и принадлежала Анна Ахматова.

Биограф: Война застала Ахматову в Ленинграде. Судьба ее в это время по-прежнему складывалась тяжело – вторично арестованный сын находился в заключении, хлопоты по его освобождению ни к чему не приводили.

Но Музе Ленинграда пришлось надеть в те тяжелые дни военную форму. Уже в сентябре у нее начались дистрофические отеки. Она была очень больна.

Литературовед: В 1940 году ей разрешили собрать и издать книгу избранных произведений. Но Ахматова, естественно, не могла включить в нее ни одного из стихотворений, впрямую касавшихся тягостных событий тех лет. Между тем творческий подъем продолжал быть очень высоким, и, по словам Ахматовой, стихи шли сплошным потоком, “наступая на пятки друг друга торопясь и задыхаясь”.

Историк: Блокада Ленинграда длилась с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года. В эти суровые и страшные годы ленинградцы не только стойко боролись с холодом и голодом, но и помогали фронту.

А дети? Одна из тысячи детей блокадного Ленинграда – Таня Савичева. Гаснет свет. Зажигаются свечи.

На стене большой портрет Тани. Он в центре внимания. Стучит метроном. Горит вечный огонь. Тишина. Звучит Седьмая блокадная симфония Шостаковича. На всю стену фотография памятника детям блокадного Ленинграда “Цветок жизни”. Белый цветок тянется к солнцу. Со всех сторон его обступили мрачные валуны, рядами встали противотанковые надолбы, а цветок рвется вверх, к солнцу. На его венчике веселое лицо мальчугана и детским почерком начертаны слова: “Пусть всегда будет солнце!” Рядом с цветком на камне запечатлены строки из дневника Тани.

Чтец: “Женя умерла 28 декабря, в12 часов 30 минут утра. 1941 год!”

Чтец: “Бабушка умерла 25 января, в 3 часа дня. 1942 год”.

Чтец: “Лёка умер 17 марта, в 5 часов утра. 1942 год”.

Чтец: “Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи. 1942 год”.

Чтец: “Дядя Леша – 10 мая, в 4 дня. 1942 год”.

Чтец: “Мама – 13 мая, в 7 часов 30 минут утра. 1942 год”.

Чтец: И три последние строчки заключают ее дневник: “Савичевы умерли”. “Умерли все”. “Осталась одна Таня”.

Учитель: Что может изобличить фашизм сильнее, чем этот дневник?

Биограф: Ахматова видела первые жестокие удары, нанесенные столько раз воспетому ею города.

Ольга Берггольц вспоминает: “Я помню ее около старинных кованых ворот на фоне чугунной ограды Фонтанного дома. С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство как рядовой боец противоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи – убежища в саду того же Фонтанного дома.

Она выступала по радио в тяжелейшие дни штурма Ленинграда.

Литературовед: В годы войны читатели знали в основном “Клятву” и “Мужество”. В то же время она писала стихи пламенные лаконичные по – ахматовски четверостишия.

Вражье знамя
Растает как дым,
Правда за нами,
И мы победим!

Ахматова не хотела уезжать из Ленинграда и, будучи эвакуированной и живя затем в течение трех лет в Ташкенте, не переставала думать и писать о покинутом городе.

Многие стихотворения этого времени по своему высокому трагизму перекликаются со стихотворениями Ольги Берггольц и других ленинградцев, оставшихся в кольце блокады.

Произведения Ахматовой выражали чувства сострадания, любви и скорби, шедшие тогда к Ленинграду со всех концов страны. В ее поэтических посланиях наряду с патетикой, пронизанной горечью и тоской, было, много простой человеческой ласки.

Таковы, например, ее стихи ленинградским детям, в которых много материнских невыплаканных слез и сострадательной нежности.

Чтец:

Постучись кулачком – я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.

Чтец:

Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.

Учитель: Эти два стихотворения названы “Памяти Вали”. Первоначально сочинению было предпослано посвящение: “Памяти мальчика, погибшего во время бомбежки Ленинграда”. В основу его положен биографический факт. Валя Смирнов - мальчик, погибший во время блокады Ленинграда, был соседом Ахматовой по квартире в Фонтанном Доме.

Приводится словесный портрет Вали по фотографии “А.А. Ахматова с Валей Смирновым. 1940 г.”

II часть урока “Размышляем над прочитанным”.

Учитель:

  1. Выразительно прочитайте первое стихотворение. В какой тональности его следует читать? Как вы думаете, нужно ли сделать паузу после первых двух строчек?
  2. Какую смысловую нагрузку несет обращение “Питерские сироты, Детоньки мои!”?
  3. Обратите внимание на лексику второй строфы. Объясните смысл метафоры в следующей строке:

Под землей не дышится,

Боль сверлит висок.

Какая образная картина возникает в воображении?

4. Второе стихотворение имеет конкретного адресата. Как вы думаете, что означают данные слова?

Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…

5. Выразительно прочитайте строки. Где, по вашему мнению, особенно ярко выражается горе автора?

6. Как вы думаете, почему поэт обращается к умершему мальчику как к живому?

7. Какое значение для раскрытия настроения имеет концовка стихотворения?

Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.

8. Как удалось поэту передать горе, страдания, которые принесла человеку война? Дайте полный ответ.

Домашнее задание:

1. Написать сочинение “Питерские сироты, детоньки мои…”

2. Выучить одно из стихотворений.