Интегрированный урок: математика + информатика по теме: "Статистика – дизайн информации. Графическое представление статистической информации". 9-й класс

Разделы: Математика, Информатика

Класс: 9


Тема: Статистика-дизайн информации.

Графическое представление статистической информации.

Цели:

- Формировать умение использовать методы обработки статистических данных.

- Развивать способности учащихся непосредственно воспринимать, интегрировать, отбирать и оценивать информационные объекты, самостоятельно проверять соответствие результата выполнения задачи поставленному условию, строить информационные объекты по инструкции.

- Научить обрабатывать статистические данные.

- Развивать абстрактное, логическое, структурное мышление, зрительную память, речь учащихся.

- Формировать интерес учащихся к изучению математики и информатики.

- Расширить представление учащихся о возможностях, предоставляемых ЭВМ человеку при решении статистических задач.

- Формировать информационную культуру учащихся.

Тип: комбинированный.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование и материалы: проектор, компьютеры, экран, памятки (<Приложение 1>), “Карты заданий”(<Приложение 2>).

План.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Способы обработки статистической информации.
  4. Закрепление новых знаний.
  5. Домашнее задание.
  6. Итог.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Сообщение темы урока, постановка целей.

2. Актуализация знаний.

- На предыдущем уроке, мы с вами познакомились с группировкой информации в виде таблиц.

- Скажите, пожалуйста, какие понятия нужны для статистических методов обработки информации? ( Общий ряд данных, выборка, варианта, ряд данных, частота варианты, кратность варианты, объем выборки, таблица распределения частот выборки). (Памятка)

- Вспомните определение функции в математике.

- Давайте, вспомним, как составляются формулы в MS Excel и этапы построения графиков функций и гистограмм в MS Excel .

- Ребята, сейчас вы, используя MS Excel, должны составить таблицу распределения частот выборки, для задачи 1, которая у вас находится на карте заданий.

Задание1. Постройте таблицу распределения частот выборки для результа письменного экзамена по математике:

6, 7, 7, 8, 9, 2, 10, 6, 5, 6,

7, 3, 7, 9, 9, 2, 3, 2, 6, 6,

6, 7, 8, 8, 2, 6, 7, 9, 7, 5,

9, 8, 2, 6, 6, 3, 7, 7, 6, 6.

Сверить свои результаты с вариантом на экране (используем проектор)

Варианта

2

3

5

6

7

8

9

10

Всего

8

Кратность варианты

5

3

2

11

9

4

5

1

Сумма=

40

Частота варианты

0,125

0,075

0,05

0,275

0,225

0,1

0,125

0,025

Сумма=

1

Частота(%) варианты

12,5

7,5

5

27,5

22,5

10

12,5

2,5

Сумма=

100

3. Способы обработки статистической информации

Ребята, сейчас мы с вами будем работать по группам. Вы должны сейчас построить график функции, используя возможности MS Excel, - это задание №2 на “Карте заданий”:

1группа: Зависимость кратности варианты от варианты.

2группа: Зависимость частоты варианты от варианты.

3группа: Зависимость частоты(%) варианты от варианты.

Результаты выполнения задания № 2 группами проецируются на экран.

Ребята, перед вами результат выполнения вашей работы.

- Что вы, можете сказать про эти графики? (Внешний вид одинаков)

- А, чем они отличаются друг от друга? (В выборе единиц измерения и масштабом по оси ординат)

- Мы с вами получили графическое изображение имеющейся информации - график распределения выборки.

-Скажите, пожалуйста, как называется график, построенный 1группой? (График распределения кратностей выборки); 2 группой? (График распределения частот выборки); 3группой? (График распределения частот (%) выборки).

-Ребята, термин “график распределения частот выборки” в основном заменяют более кратким – многоугольник частот или полигон частот. Polygon переводится как “многоугольник”.

- Теперь подпишите название на своих графиках.

- 1группа, как вы подписали график функции? (Многоугольник распределения кратности); 2группа? (многоугольник распределения частот); 3группа? (Многоугольник распределения частот(%))

- Мы видим, что даже обработка малого объема выборки информации – довольно кропотливая работа. Есть более краткий, но менее точный способ. Мы его сейчас с вами рассмотрим.

Назовем оценки 2, 3, 4 “плохими”, оценки 5, 6, 7 “средними”, оценки 8,9,10 “хорошими”.

-Какому отрезку принадлежат “плохие” оценки? ([2;4]); “средние”? ([5;7]); “хорошие”? ([8;10]).

Тем самым, мы разбили промежуток между самой маленькой и самой большой вариантой на участки и получили интервальный ряд данных: 2-4; 5-7; 8-10

Для каждого участка сложим кратности вариант, попавших в него. Получим кратности каждого участка.

Заполните таблицу следующего вида:

Варианта

"Плохие" 2-4

"Средние" 5-6

"Хорошие" 8-10

Кратность варианты

8

22

10

Частота варианты      
Частота (%) варианты      

Используя заполненную таблицу, выполните задание №3 “Карты заданий”. Постройте:

1группа: Гистограмму распределения кратности.

2группа: Гистограмму распределения частот.

3группа: Гистограмму распределения частот(%).

Проверим полученный результат (спроектированный на экран):

- С помощью гистограммы мы можем сказать, сколько именно человек получило 9 баллов? (Нет).

- Мы видим, что в гистограмме потеряна первоначальная точная информация, но ответ получается более быстро.

- Где лучше видна качественная оценка распределения данных на многоугольнике или на гистограмме? ( На гистограмме)

-Как, вы, можете проанализировать результаты экзамена, используя гистограмму? (Половина учащихся получили “средние” баллы, а “плохие” и “хорошие” баллы – примерно одинаково).

- Для отчета – это наиболее удобный и наглядный анализ информации.

4. Закрепление новых знаний.

- Сейчас выполним задание №4 “Карты заданий”:

Измерьте длины слов (количество букв) в приведенном ниже стихотворении:

Есть компьютер? Скажем прямо:

4, 9, 6, 5

Нам нужна теперь программа.

3, 5, 6, 9

Где живёт она? В дискете!

3, 5, 3, 1, 7

А порою на кассете.

1, 5, 2, 7,

С ней компьютер очень дружен

1, 3, 9, 5, 6

И всегда он ей послушен.

1, 6, 2, 2, 8

И на нём ты скоро сможешь

1, 2, 3, 2, 5, 7

Составлять программы тоже!

10, 9, 4

Заполним таблицу:

Длина слова

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего

10

Кратность

5

5

5

2

6

4

3

1

4

1

Сумма=

36

- Какие интервалы мы будем рассматривать? ( 1-3, 4-6, 7-10)

Заполните таблицу для построения гистограммы.

Длина слова

1-3

4-6

7-10

Всего

3

Кратность

15

12

9

Сумма=

36

Частота варианты

0,42

0,33

0,25

Сумма=

1

Частота (%) варианты

42

33

25

Сумма=

100

Постройте гистограммы для распределения кратностей и частот(%).

Сделайте анализ полученных результатов. ( Наибольшее количество слов в стихотворении имеют длину 1-3 буквы, наименьшее количество – длину 7-10 букв)

5. Домашнее задание.

Ребята, в “Карте заданий” есть задание №5, т.е. вы должны для стихотворения построить гистограмму. (<Приложение 3>)

6. Итог.

- Что сегодня нового вы узнали на уроке? (Графический способ анализа информации: построение многоугольника распределения, гистограммы распределения)

- Что необходимо построить для более детального анализа информации? (Многоугольник распределения)

- Что более наглядно позволяет анализировать информацию? (Гистограмма распределения)

- Что нужно выполнить для построения гистограммы? ( Заполнить таблицу в MS Excel )

- Как вы думаете, какую гистограмму распределения, чаще всего, используют для анализа информации? (Гистограмму распределения частот(%))

- Как вы понимаете выражение “дизайн информации”? ( Наглядное графическое представление информации)

- Какое место занимает компьютер в дизайне информации? (Быстрее обрабатывать информацию и представлять ее наглядно)

-Спасибо за урок!

(Результат выполнения заданий учащимися в MS Excel: <Приложение 4>).

Список литературы:

  1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие- М.: ТЦ “Сфера”, 2005. – 240с.
  2. Мордкович А.Г., Семенов П.В. События. Вероятности. Статистическая обработка данных: Доп. параграфы к курсу алгебры 7-9кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2003. – 112с.