Открытый урок по теме: "Любимый город в задачах по математике". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


 

Рис.1. ул. Воскресенская

Мы часто стесняемся выразить свою любовь к родным местам. Сейчас такая застенчивость неуместна. Найти разумный компромисс между математическим содержанием урока и его гуманитарным аспектом очень трудно. Чаще всего приходится мериться с тем, что математическое задание оказывается искусственным добавлением к беседе по поводу каких-то гуманитарных аспектов нашей жизни. Однако то, что кажется искусственным при описании урока, в реальности очень хорошо детьми воспринимается и оказывает на ребят серьезное воспитательное воздействие. И это воздействие тем сильнее, чем больше выдумки, поиска, искренней любви вкладывает учитель в подготовку урока. Один из таких уроков, посвященный северному городу Архангельску, представлен в работе.

Урок, посвященный Архангельску, мы готовили вместе с ребятами. Учащимися 9 класса было собрано и подготовлено около 40 вопросов, посвященных истории, географии, краеведению города Архангельска. Класс заранее был разбит на группы. Одни учащиеся готовили небольшие сообщения – доклады о городе Архангельске, реке - Северной Двине, о М.В. Ломоносове. Другие готовили иллюстративный материал. Третьи помогали учителю в составлении задач. А учитель делал краткие комментарии, связывавшие географический, исторический, краеведческий материал с математическим.

 Цели урока:

1)Узнать новое об Архангельске.

2)Учиться пространственно мыслить, комбинировать  различные отрасли знаний   (математика, история,  география, краеведение).

3)Повторить и закрепить основные знания, умения и навыки по алгебре за курс 9  класса.

Рис.2. г. Архангельск, пр. Троицкий

 Доклад – сообщение о городе Архангельске (вступительное слово ученика)

В семье городов Российских Архангельск занимает достойное место. Архангельск был основан в XVI веке. Это событие произошло в тот поворотный момент отечественной истории, когда Русь становилась Россией. Чтобы выбраться на международную арену, укрепить политические и торговые связи с зарубежными странами, нужно было где-то снаряжать и принимать корабли. И Архангельск в полной мере оправдал такое свое предназначение.

Около 120 лет он главенствовал в осуществлении связей Русского государства с Европой. Одновременно Архангельск сыграл исключительно важную роль в освоении Арктики и всего обширного края от Скандинавии до Сибири. Архангельску есть, что рассказать о себе.

Сейчас, Архангельск является крупным промышленным центром на Европейском Севере нашей страны. Новые промышленные предприятия выделяются современной техникой, прогрессивной технологией, высоким уровнем механизации производственных процессов.

Сейчас же в Архангельске развиты не только лесозаготовительная и

лесопильно-деревообрабатывающая промышленность, но и химико-механическая переработка древесины, гидролизная промышленность, “малая” химия, машиностроение и металлообработка, производство минеральных строительных материалов, рыбная, пищевая, легкая промышленности.

 Задача 1 (слово учителя)

Архангельск был основан  по указу Ивана Грозного  как торговый порт и   оборонительный  пограничный пункт на   Беломорье, он прошел большой и славный путь.

Назвать год основания Архангельска?

Рис.3. Гравюры и старинные книги

Формулировка и решение задачи 1

Найти нули функции:

 Ответ: 1,5,8,4. (1584 год)

Задача 2 (слово учителя)

Назвать географические координаты города Архангельска?

Рис.4. Репродукция с картины Тыко Вылки   “Северное сияние”

 Формулировка и решение задачи 2

При каких Х не имеет смысл выражение

Выражение  не имеет смысла при x=40 и x=64, т.к.

при любом x

Ответ: 40;64 (40 град в.д., 64 град. с.ш.)

 Задача 3 (слово учителя)

Город Архангельск расположен в  вершине дельты Северной Двины,  в 50 км.  от Белого моря. В настоящее время  является административным, экономическим и культурным центром  Архангельской области. 

Какова примерная протяженность  г. Архангельска (в км.)  вдоль Северной Двины?

Рис.5. Островная география города

 Формулировка и решение задачи 3

Найти произведение квадратного трехчлена Произведение корней квадратного трехчлена:

 Ответ: 40 (км)

 оклад – сообщение о реке Северная Двина (слово учащегося с использованием географической карты Архангельской области).

Истоками Северной Двины являются реки Сухона и Юг, они находятся в Вологодской области. При слиянии их река называется Малой Северной Двиной, а после впадения реки Вычегды (у города Котлас) – Большой Северной Двиной. Это одна из крупных рек европейской части страны. Бассейн Северной Двины – это всхолмленная равнина, которая покрыта чехлом четвертичных отложений. Лишь кое– где – в долине Северной Двины (в районе деревни Звоза), в низовьях реки Пинеги, по долине реки Мехреньги выходят на поверхность породы более древнего происхождения – гипсы и известняки. На этих участках меняется характер долин.

 Задачи 4,5,6 (слово учителя)

4) Найти длину Северной Двины (км.)

5) Найти площадь бассейна Северной Двины (тыс.кв.км.)

6) Найти годовой сток  Северной Двины (млрд.куб.м)

Формулировка и решение задачи 4

Вычислить дискриминант неравенства (по общей формуле)

Дискриминант неравенства:

 Ответ: 744 (км)

Формулировка и решение задачи 5

Найти целые нечетные решения неравенства:

 Ответ: 3,7,5 (375 тыс.кв.км)

Рис.6. Яхты на Северной Двине

Формулировка и решение задачи 6

Решить систему и найти произведение положительных X и Y решений одной пары системы уравнений:

 Ответ:110 (млрд.куб.м)

 Задачи 7,8,9 (слово учителя)

История города Архангельска конца 17 и начала 18 века неразрывно связана с именем Петра Великого и  правительственными планами

преобразованиями России. 

7)В каком году Петр 1 посетил впервые Архангельск?

По указанию Перта 1 была построена первая государственная судоверфь в Соломбале. Во   время второго визита Петра 1 в Архангельск со   стапелей Соломбальской верфи был торжественно спущен на воду первенец коммерческого флота -  корабль “Святой Павел”, годный к “морскому  ходу” и оснащенный пушками.

8)Найти количество пушек  на корабле “Святой Павел”?

О пребывании Петра 1 в Архангельске   напоминает памятник Петру работы выдающегося российского скульптора второй   половины 19 века М.М. Антокольского. Бронзовая   фигура царя в мундире офицера Преображенского  полка в натуральный рост установлена в сквере  на холмистом берегу Северной Двины, там, где  начался город. Взгляд царя устремлен на водную  гладь реки.

9)Найти рост Петра 1(см)?

Рис.7. Памятник Петру 1 на набережной Северной Двины

Формулировка и решение задачи 7

Найти разность между числом 2005 и значением выражения при x=300

1. Упростить выражение

2. Значение выражения при x=300,300+12=312

3. 2005 – 312 = 1693

Ответ: 1693 (год)

Формулировка и решение задачи 8

Найти наименьшее значение квадратичной функции:

Ответ: 24 (пушки)

Формулировка и решение задачи 9

Расположить числа в порядке убывания,  если их сумма 24 и они находятся в отношении 3:15

Пусть x – одна часть, Тогда 3x – первое число 15x – второе число,  По условию задачи их сумма :24   Получим уравнение: 3x+15x=24; x=4/3

1)3*4/3 =4 2)15*4/3=20

Ответ: 20;4 (204 см)

Задача 10 (слово учителя)

Сформировалась в Архангельске центральная   площадь имени В.И. Ленина в кольце   административных и жилых зданий,   построенных по индивидуальным проектам. В центре ее, как символ высоты, которую  набирали строители Архангельска, поднялось здание   проектных организаций.

Сколько этажей в самом высоком здании города?

Рис.8. Здание проектных организаций

Формулировка и решение задачи 10

Найти произведение координат вершины параболы   (-8)*(-3) = 24

Ответ: 24 (этажа)

Задача 11 (слово учителя)

Из других отраслей  промышленности города   заметное место  принадлежит лесопилению. Первый паровой лесопильный завод появился  в Маймаксе.

В каком году появился  первый лесопильный завод?

Рис.9. В цехе лесопильно – деревообрабатывающего комбината

Формулировка и решение задачи 11

Сумма двух смежных сторон прямоугольника 40см, а их разность 4см. Найти стороны прямоугольника и записать в порядке возрастания.

Xсм – длина

Yсм – ширина

Ответ: 18; 22 (1822 год)

Доклад – сообщение о М.В. Ломоносове (слово ученика).

Архангельская земля-родина Михаила Васильевича Ломоносова. Родился он предположительно

8(19) ноября 1711 года. Детские и юношеские годы его прошли рядом с Холмогорами.

Гениальный ученый, поэт, создатель Московского университета, Ломоносов сделал много открытий почти во всех отраслях знаний, в просвещении, своими трудами прославил русскую науку и Россию. Велика его заслуга в изучении богатств морей. Памятник ученому был открыт в 1832 году.

Ломоносов явился основоположником материалистической философии в России. Он предпринял смелую попытку дать единую материалистическую картину мира, целиком основываясь на выводах современного ему естествознания, всего комплекса наук о природе. Ломоносов предвидел ту огромную роль, которую призвана играть химия в практической деятельности людей. Ученого интересовали такие области как: физика, астрономия, прикладная оптика, геология, минералогия, география. Он был увлечен своими трудами в области истории и экономики, кроме того Ломоносов был филологом, литератором и художником.

Задача 12 (слово учителя)

В каком году исполнится 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова?

Рис.10. Портрет М.В. Ломоносова (XVIII век, неизвестный художник)

Формулировка и решение задачи 12

2x2 – 12x + 3V = 0

При каких V уравнение имеет один корень.

Найти значение выражения 335V+1

Один корень при 36-6V=0

V=6

335*6+1=2011

Ответ: 2011 (год)

Заключительный этап урока (слово учителя)

Ответы к кроссворду

1.Ломоносово
2.Рыба
3.Мартос
4.Теплов
5.Мишанинская
6.Грамматика
7.Германия
8.Курополка
9.Помор
10.Радищев

Заключительное слово учителя (итог урока)

История нашей страны неразрывно связанна с историей наших “малых родин”. У каждого она своя, но вместе мы единое целое. Сегодня на уроке мы вспомнили или узнали новое о крае где мы родились, живем, учимся, работаем, повторили основные темы курса алгебры за первое полугодие. Данный урок позволяет взглянуть на математику с другой стороны, непросто как на точную науку, а как на систему, которая может дать не только знания величин и количественных отношений, но и учит пространственно мыслить, а также комбинировать различные отрасли своих знаний.

Любите свой город! Успехов в изучении математики!

Рис.12. Закат на Северной Двине.

Приложения

  1. Список используемой литературы.
  2. Задачи к уроку.
  3. Мультимедийная презентация данного урока.