Спецкурс "Валеология подростка" для 8–9-х классов

Разделы: Биология


Тематический план спецкурса «Валеология подростка». 8-9 классы.

Тема блока Кол-во

часов

Тема урока Краткое содержание Форма обратной связи
Что изучает валеология 1 Что изучает валеология. Надо ли заниматься своим здоровьем? От каких причин зависит здоровье? Понятие о резервах человеческого здоровья, факторы современного мира, которые заставляют заботиться о своём здоровье: экология, социум, стрессы. Фронтальные беседы
Мой путь к самому себе 3 Урок 1

Возможности человека.

Понятие о природной жизни человека. Факторы влияния на жизнь (окружающая среда, генетика, ЗОЖ, здравоохранение). Нераскрытые возможности человека. Составление таблицы «Долгожители в моей семье» Составление и анализ таблицы: «Долгожители в моей семье».
    Урок 2

Понятие ЗОЖ.

Какой образ жизни можно считать здоровым? Анализ факторов, поддерживающих организм человека в здоровом состоянии:

-0 настрой на ЗОЖ
-1 стрессовоустойчивость
-2 двигательные активы
-3 ритмичность
-4 безопасность жизни

Разбить класс по количеству авторов и провести их защиту.
    Урок 3

ЗОЖ в моей семьи.

На основе 5 факторов ЗОЖ, составленных на уроке 2, составить перечень привычек, навыков мероприятий, соответствующих ЗОЖ в конкретной семье учащегося:

1. проветривание
2. зарядка
3. употребление в пищу овощей и фруктов
4. лыжные прогулки и т.п. провести совместный анализ обсуждение со всеми учащимися

Составление и обсуждение списка факторов ЗОЖ в конкретной семье.

Запись конкретных рекомендаций, не требующих материальных затрат.

Человек как система   Урок 1

Пищеварительная система.

Понятие системы вообще.

Человек это система, так как это целостный организм, состоящий из взаимосвязанных частей.

Знакомство с органами пищеварения и пищеварительной системой.

Роль языка. Функции слюны, шесть слюнных желез, зубы для измельчения пищи; глотка – нижняя часть горла; строение желудка, желудочный сок; задачи желчи.

Работа с таблицей, краткие письменные ответы и вопросы.
    Урок 2

Что и как мы едим.

Роль, жиров, белков, углеводов в организме человека. Особая роль белков в организме подростка. Минеральные соли. История открытия витаминов. Рассказ об авитаминозе и весенней слабости.

Допишите предложение: Жизнь человека зависит от . . . . Напишите перечень продуктов которые ты съел за 1 день.

Провести анализ – беседу о полезности данных продуктов.

Дописать предложение.

Анализ беседа по перечню продуктов, которые ученик съел за день.

    Урок 3

Сердце и кровеносная система.

Дать сведения об устройстве сердца и кровеносной системы. Роль сердца в жизни человека. Строение сердца: левый и правый желудок, аорта, мышечные ткань сердца. Кровеносная система: вены, артерии, капилляры пульс.

Изменение собственного пульса. Состав крови. Работа со схемой кровоснабжения.

Подобрать стихи песни, пословицы о сердце:

«Сердцу не прикажешь».

«Сердце не камень».

«Что так сердце растревожило».

    Урок 4

Правили здорового сердца.

Болезни сердца и кровеносной системы: гипертония, ишемия, атеросклероз. Запись и обсуждение правил:

- недопустимый избыточный вес

- подвижный ОЖ

- правильное питание

Обсуждение: что можно и нельзя есть детям.

    Урок 5

Мозг и нервная система.

Центральная и периферическая нервная система. Особенности строения нервных клеток. Строение мозга по муляжу: полушария, доли, питание мозга, желудок мозга. Использовав таблицы показать строение нервной системы. Взаимосвязь головного мозга и нервной системы. Постановка и обсуждение проблемы.
    Урок 6 Строение периферической нервной системы. Как передается возбуждение. Энцефалограмма. Рефлекторное «кольцо». Понятие рефлекса – ответная реакция на внутренний и внешний раздражитель. Диктант по разделам головного мозга и строение нервной системы.

Описание рефлекторного кольца учащимся на память в различных ситуациях (раздражителях).

    Урок 7

Создать собственную нервную силу.

Понятие нервной силы. Обсуждение факторов истощающих нервную энергию:

- равнодушие
- беспокойство
- нерешительность
- сомнение
- сверхосторожность

Деление класса на 5 групп. Выдача карточек с заданиями, обсуждая которые дети делают вывод о пяти факторах. Разбор ситуаций из жизни, в которых присутствуют эти факторы. Обсуждение и запись факторов программы сохранения нервов:

- умения радоваться жизни

- знания

не беспокоится по пустякам, делать главное.

    Урок 8

Стресс – нервное напряжение.

Понятие стресса. Рассмотреть описание стресса в стихах, пословицах. Составление конспекта:

- что мы знаем о стрессе в повседневной жизни?
- как выглядит человек в состоянии стресса?
- какие чувства он вызывает?
- схематический рисунок стресса?

Процессы в организме человека, находятся в состоянии стресса, положительное и отрицательное влияние стресса, тест – психологическая гибкость.

Рисунок – схема. Человек в состоянии стресса, обсуждение (+ - ) характеров, влияющих на состояние человека.
    Урок 9

Тренинг: Я могу избежать стресса.

На основании теста психологической гибкости рассмотреть варианты поведения, которые позволяют избежать стресс.

1 – е задание: ты приглашен на день рождение, но еще не выучил урок и сообщаешь об этом родителям перед уходом из дома . . . . ;

2 – е задание: учитель сообщил по телефону родителям о 2, которую ты получил неделю назад . . . . ;

3 – е задание: ученик пришел из школы на 3 часа позже обычного . . . . ;

(ситуации могут быть разные)

Разбор ситуаций, конкретные рекомендации по поведению; тесты, выражение чувств; признание вины, анализ дальнейших действий.
    Урок 10

Типы нервной системы.

Теория Гиппократа о 4 типах нервной системы (темперамента):

-14 сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Теория Павлова:

Мыслительный тип, художественный тип. Связь между строение тела и особенностями характера; астенический тип, атлетический тип, пикнический тип.

Обсуждение характерных черт данных типов
    Урок 11

Практикум. Определение темперамента.

Чтение отрывков из художественной литературы. Определение типа темперамента (по тексту, свой собственный). Человек – смесь темпераментов.  
    Урок 12

Отдых и сон.

Связь деятельности человеческого мозга с состоянием сна. Активный отдых. Роль сна в жизни человека. Сон – видоизмененная жизнь. Сновидения. Творчество во сне. Сон – отражение жизни и состояния здоровья. Что необходимо для хорошего сна? Лекция
    Урок 13

Методика релаксации.

Что значит умение засыпать? Восстановление силы и здоровья, не прибегая ко сну – релаксации.

Этапы методики:

1.раслабление мышц тела

2.Ощущения потепления рук и ног

3.Управлеине дыханием, приемы – метод имитации, метод удобного положения, лежа, метод смены напряжения и расслабления мышц.

-дыхание по кругу
- словесный метод

Тренинг
    Урок 14

Типы мышления. Практикум

Работа с тестом (или группой вопросов для определения типа мышления по движению глаз) Практикум
    Урок 15

Обучение и здоровье. Склад ума.

2 полушария мозга – его особенности, асимметрия человеческого мозга.

2 стиля мышления:

1. формально – логическое мышление и речь (левое);

2. непосредственно – чувственное восприятие, ориентация в пространстве, творчество (правое).

Развитие мышления. Леворукость.

Лекция.
    Урок 16

Память. Развитие памяти.

«Запись» информации в мозгу. Лоеторная, слуховая, зрительная память. Диагностика памяти. Простейшие упражнения по развитию памяти. Лекция с практическими занятиями.
    Урок 17

Позвоночник. Скелетная система.

Позвоночник – главная опора тела. Строение человека (скелета) – развитие скелета. Роль связок и хрящей. Состав костей. Защитная функция костей. Строение позвоночника. Использование макета скелета.  
    Урок 18

Упражнения для позвоночника.

Особенности малоподвижного образа жизни современного человека. Укорачивание позвоночного столба. Сплющивание позвоночного диска. Сщемление дисков. Связь позвоночника и Ц.Н.Р.

Упражнения: правильная осанка.

- оцените свою осанку
- стенка, правильная ходьба, правильное сидение на стуле.
- правильное расслабление позвоночника в постели.
- растяжение позвоночника

Лекция и практикум.
    Урок 19

Органы дыхания.

Два легких и дыхательные пути – это органы дыхания. Строение легких. Дыхательные пути: нос, глотка, гортань, горло, трахеи, бронхиальные трубки. Что происходит с воздухом в легких? Недостаток кислорода Лекция.
    Урок 20

Дыхательная гимнастика.

Грудное дыхание. Диафрагмальное дыхание. Гармонично – полное дыхание.

Упражнения:

- дыхание носом
- рот «на замок»
- дыхание, сидя на стуле
- дыхание при ходьбе и беге на лыжах
- на велосипеде

Практикум
    Урок 21

Почему мы говорим.

Строение гортани. Образование звука. Как беречь голос? Физиотерапия на дому.  
    Урок 22

Ухо-горло-нос.

Взаимосвязь и роль этих органов в здоровье человека. Строение уха, горла, носа.  
    Урок 23

Если я, заболел, что надо знать об ОРВИ.

Признаки заболевания. Не долеченное заболевание. Болезни горла: фарингит, ларингит, ангина, отит, ринит.

Как избежать этих заболеваний – ЗОЖ. Физиотерапия на дому.

 
    Урок 24

Глаза – окно в мир.

Строение глаза. Сравнение строение глаза человека с глазом животного. Как получается изображение.  
    Урок 25

Программа улучшения зрения.

Что такое близорукость и как она развивается. Роль питания и ЗОЖ в здоровом зрении человека.

Правила сохранения зрения:

1. Чтение в автобусе.
2. Правильный расчет до предмета.
3. Телевизор.

Программа:

1. Стимуляция глаз.
2. Дыхание.
3. Предупреждение
4. Релаксация.

 
    Урок 26

Кожа – зеркало здоровья.

Строение кожи.

Кожа – орган защиты, орган питания, орган чувств.

 
    Урок 27

Уход за кожей.

Особенности кожи в подростковом возрасте. Появление угрей. Инфекционное заболевание кожи: микроспория и бездомные животные; грибковые заболевания; чесотка; эпедермофилия; уход за кожей.  
    Урок 28

Эндокринная система.

Особенная роль желез внутренней секреции. Основные железы. Выработка гормонов. Сахарный диабет – болезнь цивилизованного мира. Связь эндокринной и нервной систем.  
    Урок 29

Мочеполовая система.

Мочеиспускательный органы, половый органы. Строение мочеиспускательной системы. Нефрит – заболевание почек. Половые органы – органы размножения. Венерические заболевания.  
    Урок 30

СПИД – чума 21 века.

Природа заболевания. Способы заражения. Как вести себя с больным СПИДом. Профилактика СПИДа. «телемост»
    Урок 31

Зубы.

Роль зубов в организме. Что такое кариес. Предупреждение кариеса:

- география местности
- питание
- социум
- возраст
- сопутствующие заболевания
- особенность пола

 
4. Человек как индивидуальность. 4 часа Урок 1

Курить или не курить.

Разбиться на группы: плюсы и минусы курения.

Анализ и вывод. Влияние табака на системы человека.

Урок – тренинг
    Урок 2

Опасная традиция.

Алкоголь – это этиловый и винный спирт. Опасность для здоровья употребления алкоголя. Особенности употребления алкоголя для подростков. Урок – диалог
    Урок 3

От соблазна к кошмару (наркотики)

Что такое наркотики? Почему люди употребляют наркотики? Последствия приема наркотиков для здоровья человека и для социума. Тренинговая ситуация – мне предложили попробовать наркотики в компании ровесников. Видеофильм, лекции, тренинг.
    Урок 4

Травматическая эпидемия.

Что такое несчастный случай:

- на дорогах
- в огне
- отравление
- самостоятельный туризм
- ядовитые грибы и ягоды
- опасные игры
- плавание, купание
- первая помощь: ушибы, ранения, носовое кровотечение, травма зубов, обморожение, ожоги, ужаливание, солнечный удар, тепловой удар, обморок, утопление, отравление, инородное тело.

Урок – диалог, практикум.
    Урок 5

Я несу ответственность за себя.

Занятие спортом. Развитие гибкости. Как победить простуду. Особенности подросткового возраста – отдельно девочки, отдельно мальчики. Незаконченный тезис: Я – это …(5 раз). Вывод учащихся о неповторимости человека и необходимости беречь свое здоровье, окружающий мир и развивать свои способности.