Урок внеклассного чтения в 8-м классе по теме: "Береги честь смолоду" (проблема чести в произведениях А.С.Пушкина "Капитанская дочка" и В.Каверина "Два капитана")

Разделы: Литература


Девиз жизни Вениамина Каверина: “ Быть честным, не притворяться, стараться говорить правду и оставаться самим собой в самых сложных обстоятельствах”

Родился в Пскове в “большой беспорядочной театральной военной семье”. Друг брата – Юрий Тынянов. Обучался в гимназии. Первое место работы – хлеборез в студенческой столовой. Слышал Маяковского, видел Есенина, - “совался всюду, куда меня не так уж и звали”. Учеба одновременно в университете и Институте восточных языков. Дружил с Михаилом Зощенко.

Женился в 20 лет на Лидочке Тыняновой, остался верен своей любви навсегда.

Его роман “Два капитана” частично автобиографичен (письма с фронта, поиск жены, вывезенной из блокадного Ленинграда; знал Мурманск, Полярное, войну на Крайнем Севере, хорошо знал людей). Его прототип родился на Волге. Энск (Псков).

О ком и о чем ни писал бы Каверин, он повествует о том, что его увлекает, и о том, что он хорошо знает.

Люди, чьи деяния и характеры привели к созданию его книг, были изначально яркими личностями. Писатель способен даже пожалеть недостойного человека – не для оправдания или прощения, сокрушаясь о бездарно выбранном пути и столь же бездарно им пройденном. Николаю Антоновичу невозможно простить ни гибели капитана и его экспедиции, ни смерти Марии Васильевны, ни доносов, ни лженаучной карьеры – ничего; порой его жаль: те, кому он постоянно причиняет зло, несмотря на это, живут полной жизнью, преданные своему делу, своим ближним, своей стране. Их окрыляет любовь, у них есть верные друзья – все это Николаю Антоновичу недоступно, его жизнь полностью потрачена на то, чтобы черное назвать белым, а белое – черным. Вся жизнь!

Роль учителя в становлении человека Каверин считал бесценной, отсюда – высокое уважение к учителю и не менее высокая требовательность к нему.

Дружба – главная тема, на протяжении всей жизни слишком много значила для него самого. “Потерянное время –это не неудавшаяся работа или неисполнившееся желание, а годы, когда не видишь друзей”.

Книги В.Каверина

“Двойной портрет”
“Семь пар нечистых”
“Наука расставания”
“Вечерний день”
“В старом доме”
“Двухчасовая прогулка”
“Открытая книга”

Творческие задания для учащихся:

  1. Найти точки соприкосновения этих двух произведений и подготовить вопросы.
  2. Написать мини-сочинение на тему “Честь”
  3. Обратите внимание на построение произведений: от чьего имени ведется повествование, конец произведения, эпиграфы,

Вопросы для анализа:

  1. Что общего в этих двух произведениях?
  2. Что объединяет главных героев произведений А.С.Пушкина и В.Каверина?
  3. Провести параллели:
    • Петр Гринев – Александр Григорьев
    • Маша Миронова – Катя Татаринова
    • Швабрин – Ромашов
    • Катя и Саня –Мария Васильевна и Иван Львович
    • Катя и Ромашов –Мария Васильевна и Николай Антонович
    • Девиз жизни Гринева и Григорьева.
  4. Какое значение имела для Гринева любовь к Маше? А для Григорьева любовь к Кате?
  5. Что привлекает в Гриневе? А в Григорьеве?
  6. Почему Гринев не может поступиться честью даже ради спасения своей жизни?
  7. Почему для Григорьева дело чести – найти следы экспедиции Татаринова?
  8. Почему Швабрин, Ромашов и Николай Антонович вызывают презрение читателя? Есть ли в этих характерах хотя бы одно светлое “пятнышко”?
  9. Проблема чести возникает в этих произведениях. Что значит “честь” для старика Гринева? Исполнил ли его сын завет отца? Что значит “честь” для Гринева?
  10. В.И.Даль в своем словаре определяет слово “честь” как “внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть”. Является ли “честь” качеством сугубо дворянским или же это общечеловеческое понятие? Докажите свою мысль, опираясь на произведение “Два капитана”.

Работы учащихся

1. Капитан Татаринов

    История капитана Татаринова окончилась не поражением и безвестной смертью, а победой.

    В конце войны, делая доклад в Географическом обществе, Саня Григорьев сообщил, что факты, которые были установлены экспедицией капитана Татаринова, не потеряли своего значения. Так, на основании изучения дрейфа известный полярник профессор В. предположил существование неизвестного острова между 78-й и 80-й параллелями, и этот остров был открыт в 1935 году – и именно там, где В. определил его место. Постоянный дрейф, установленный Нансеном, был подтвержден путешествием капитана Татаринова, а формулы сравнительного движения льда и ветра представляют собой огромный вклад в русскую науку.

    Были проявлены фотопленки экспедиции, полежавшие в земле около тридцати лет.

    На них он предстает нам - высокий человек в меховой шапке, в меховых сапогах, перетянутых под коленями ремешками. Он стоит, упрямо склонив голову, опершись на ружье, и мертвый медведь, сложив лапы, как котенок, лежит у его ног. Эта была сильная, бесстрашная душа!

    Все встали, когда он появился на экране, и такое молчание, такая торжественная тишина воцарилась в зале, что никто не смел даже вздохнуть, не то, что сказать хоть слово.

    “ …Горько мне думать о всех делах, которые я мог бы совершить, если бы мне не то, что помогли, а хотя бы не мешали. Одно утешение – что моими трудами открыты и присоединены к России новые обширные земли…” - читаем мы строки, написанные отважным капитаном. Он назвал землю именем своей жены, Марьи Васильевны.

    И в последние часы своей жизни он думал не о себе, а беспокоился о своей семье: “Дорогая моя Машенька, как-то вы будете жить без меня!”

    Мужественный и ясный характер, чистота мысли, ясность цели – все это обличает человека большой души.

    И похоронен капитан Татаринов, как герой. Заходящие в Енисейский залив корабли издали видят его могилу. Они проходят мимо нее с приспущенными флагами, и траурный салют гремит из пушек. Могила сооружена из белого камня, и он ослепительно сверкает под лучами незаходящего полярного солнца. На высоте человеческого роста высечены следующие слова: “Здесь покоится тело капитана И.Л.Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года. Бороться и искать, найти и не сдаваться!”

    Вот почему все герои повести считают И.Л. Татаринова героем. Потому что он был бесстрашным человеком, боролся со смертью и, несмотря ни на что, добился своей цели.

2. Маша Миронова

  • По-настоящему раскрывается характер капитанской дочки, простой русской девушки, трусливой по натуре, нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха.

3. Честь

  • Как часто мы говорим “Какой красивый человек!” А что значит “красота”? Мне кажется, в это понятие входит, прежде всего, внутренне, душевное содержание, когда человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, занимается любимым делом, осознает свою пользу для общества, самодостаточен. Таким героем, на мой взгляд, является Саня Григорьев, таким был и капитан Татаринов.

…Обычному человеку в обыденной жизни важно вести себя достойно, то есть жить по принципам чести и совести. Мне приходит на ум: “Береги честь смолоду”. Видимо, это самое главное пожелание для человека. И самый достойный жизненный путь, правда, и самый трудный. Есть и другой, полегче, попроще. Но там низость, подлость, бесчестье. И если ты хочешь быть счастливым всю жизнь –будь честным человеком.

4. Петр Гринев

  • Правило служить верно входило в кодекс дворянской чести и имело статус этической ценности, нравственности, закона. Этот закон признавался людьми, принадлежащими к разным кругам дворянского общества. Воспитанием молодого Гринева занимается его дядька Савельич, и это очень важно: от него перенимает Петруша нравственные принципы. Автор не показывает, как воспитывает сына небогатый помещик Гринев, но одно понятно, Петруша безоговорочно подчиняется своему батюшке: с одной стороны, так было принято, с другой – отец является авторитетом. Отец воспитывал Петра личным примером. Наказ отца – нравственные позиции, жизненные принципы, которые внушались герою. Совершив неблаговидные поступки: кабак, попойка, оскорбление Савельича – Гринев очень переживает, он испытывает “безмолвное раскаяние”. Значит, Гринев –совестливый и честный человек. Для настоящего дворянина не было зазорным раскаяться, если виноват, извиниться, если поступил дурно.
  • Эпиграф “Береги честь смолоду” тесно связан с содержанием повести “Капитанская дочка”. Тема долга, благородства, достоинства и чести красной линией проходит через все произведение, эти качества проявляются в характерах Гринева и Пугачева, Савельича и Маши, капитана Миронова и его жены.

5. Саня Григорьев

  • В романе Вениамина Каверина “Два капитана” перед нами проходят истории двух главных героев – Сани Григорьева и капитана Татаринова. Вся жизнь Саньки связана с подвигом отважного капитана, с детства равняется он на отважного исследователя Севера и во взрослом возрасте находит экспедицию “Святой Марии”, выполняя свой долг перед памятью Ивана Львовича.