Особенности урока в классе компенсирующего обучения

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


В школу приходят разные дети: разные по характеру и по поведению, по уровню развития и по подготовленности. Одни учатся легко, словно играючи, схватывают все на лету. Другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия, но при достаточном усердии и они более или менее удовлетворительно осваивают программный материал. И есть дети, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудным и для них самих, и для учителей, и для родителей. И, как правило, такие дети после комплексного обследования на ПМПК, целью которого является установление различных аспектов проблем и простраивание индивидуального образовательного маршрута, продолжают дальнейшее обучение в классах другого уровня – классы компенсирующего обучения.

Цель организации компенсирующих классов – создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.

Обучение по предметам инвариантной части базисного учебного плана в компенсирующих классах осуществляется по рабочим программам разработанных на основе общеобразовательных программ или программам для компенсирующих классов. Составной частью программы в классах компенсирующего обучения является программа коррекционно-развивающей работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися. Обучение организуется по учебникам для массовых классов в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель. (Приложение к приказу Министерства образования российской Федерации от 08.09.1992 № 333 “Примерное положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях”).

Урок в классе компенсирующего обучения имеет те же этапы, что и в общеобразовательном классе. Нами выделены определенные требования к основным структурным элементам урока в классе компенсирующего обучения:

1. Проверка ранее изученного материала и выполнения домаш-него задания.
  • продумать проверку домашнего задания, усвоения ранее изученного материала (количество опрошенных, время; какие формы опроса вы будете применять, продумать формулировку вопросов);
  • комментирование оценки знаний (индивидуальный и дифференцированный подход).
2. Изучение нового материала.
  • продуктивные методы освоения учебного материала (преобладание активных методов изложения материала, создание проблемных ситуаций);
  • связь с предыдущим материалом;
  • межпредметные связи, построение учебного материала – от простого к сложному;
  • при изложении материала учитывать ведущий канал восприятия (кинестетик, аудиал, визуал).
3. Закрепление прой-денного материала
  • продумать формы закрепления пройденного материала (проиграть, прорешать, смена видов деятельности, поэтапность сложности задания).
4. Домашнее задание
  • домашнее задание обязательно должно быть записано на доске;
  • комментировать домашнее задание;
  • объем домашнего задания с учетом индивидуального и дифференцированного подхода.

Несмотря на внешнюю схожесть урока в общеобразовательном классе и классе компенсирующего обучения, педагоги должны исключить механический подход, “натаскивание” при сообщении какого-либо объема информации или отработки какого-либо навыка. Образовательная программа в системе компенсирующего обучения, помимо обучающей задачи, прежде всего, должна носить коррекционно-развивающую направленность и учителю важно иметь представление о содержании коррекционной работы, которое включает следующие направления.

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • развитие мелкой моторики и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
  • коррекция – развитие памяти;
  • коррекция – развитие внимания;
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие представлений о времени.

3. Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4. Развитие основных мыслительных операций:

  • развитие умения сравнивать, анализировать;
  • развитие умения выделять сходство и различие понятий;
  • умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
  • умение планировать деятельность.

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
  • формирование умения преодолевать трудности;
  • воспитание самостоятельности принятия решения;
  • формирование адекватности чувств;
  • формирование устойчивой и адекватной самооценки;
  • формирование умения анализировать свою деятельность;
  • воспитание правильного отношения к критике.

6. Коррекция - развитие речи:

  • развитие фонематического восприятия;
  • коррекция нарушений устной и письменной речи;
  • развитие лексико-грамматических средств языка.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Однако учителю не достаточно только знать особенности развития личности, самое главное суметь организовать на каждом этапе урока коррекционно-развивающую работу в соответствии с возможностями и потребностями учащихся.

Рассмотрим на примере урока русского языка в 5 классе компенсирующего обучения структуру его построения и коррекционно-развивающую направленность, обеспечивающую решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности ребенка.

Урок русского языка в 5 классе компенсирующего обучения

(Программа компенсирующего обучения по русскому языку в 5-9 классах авторы Т.А. Костяева, Ю.С. Пичугов.)

Тема урока: Фразеологизм как лексическая единица языка.

Цели урока:

  1. Сформировать понятие фразеологизма, как лексической единицы языка.
  2. Обогащение словарного запаса учащихся.
  3. Развивать умение анализировать, сопоставлять, классифицировать.
  4. Совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: Толковый словарь (один на парту), фразеологический словарь (один на парту); карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

На доске записано приветствие с использованием нескольких фразеологизмов. Учитель зачитывает приветствие:

“Вы – ребята не робкого десятка, умеете работать засучив рукава, потому не ударите лицом в грязь, и урок пройдет без сучка, без задоринки”.

II. Повторение.

- Наш урок мы начнем с повторения.

Игра “Третий лишний”.

- Найдите лишнее слово и обоснуйте свой ответ.

  1. Троичная система, треугольник, трояк; (термины, жаргонизм).
  2. Равный, хождение, голова; (старославянские слова, русское слово).
  3. Боярин, стрелец, киборг; (устаревшие слова, неологизмы).
  4. Небо, звезда, метеорит; (многозначные, однозначное).
  5. Береза, дуб, тополь; (однозначные, многозначное).

- Какие основные понятия из раздела “Лексика” мы повторили?

III. Изучение нового материала.

1. Постановка учебно-практической задачи.

Работа с предложениями (предложения записаны на доске). По ходу работы со словосочетаниями заполняется таблица.

Правая рука игрока была забинтована.

Капитан команды – это правая рука тренера.

Сравните словосочетание правая рука в предложениях.

2. Решение учебно-практической задачи

- Какое лексическое значение имеет слово “правая”, “рука” в первом словосочетании?

(Дети объясняют лексическое значения данных слов, используя толковый словарь.

Правый - расположенный в той стороне тела, которая противоположна левой. Слово многозначное, имеет три значения. Употреблено в прямом значении.

Рука - каждая из двух верхних конечностей человека от плечевого сустава до кончиков пальцев. Слово многозначное, имеет три значения. Употреблено в прямом значении.

В первом случае каждое слово в словосочетании сохраняет свое лексическое значение, оба они являются самостоятельными членами предложения).

- Можно ли употребить вместо слова “правый” - “левый”, “рука” - “нога”?

(При необходимости замена возможна, общий смысл предложения при этом не изменяется).

- Сохраняются ли эти значения во втором словосочетании?

- А какое значение имеет это словосочетание во втором предложении?

- Какое слово в словосочетании “правая рука” имеет это значение?

(Слова из второго словосочетания утрачивают свое самостоятельное лексическое значение. В предложении говорится не о правой руке и вообще не о руке, а о помощнике тренера. Носителем этого лексического значения является данное словосочетание. Оно выступает в качестве члена предложения – сказуемого).

- Возможна ли замена слов “правый” на “левый”, “рука” на “нога”?

(Никакая замена слов в предложении невозможна).

- В лексикологии, одном из важнейших разделов языкознания, существуют такие понятия: свободные словосочетания и несвободные словосочетания. К какому из этих двух понятий относится словосочетание “правая рука”?

- А как вы думаете, почему такие словосочетания назвали свободными, несвободными?

(Свободные словосочетания – это словосочетания, в которых каждое слово сохраняет свое лексическое значение. Словосочетания, в которых слова утрачивают самостоятельное лексическое значение, называются несвободными словосочетаниями).

- Составьте, пожалуйста, свободные словосочетания. А теперь – несвободные словосочетания.

Несвободные словосочетания, в отличие от свободных, не составляются в процессе речи, а представляют собой готовые, как бы застывшие словесные формулы. Поэтому их называют также устойчивыми словосочетаниями или фразеологизмами (от греческого фазис – “выражение”).

Словосочетания Фразеологизмы
Правая рука

Правый – расположенный в той стороне тела, которая противоположна левой;

Рука – каждая из двух верхних конечностей человека от плечевого сустава до кончиков пальцев.

Каждое слово в словосочетании имеет свое лексическое значение

Правая рука

Важный человек, помощник.

Входящие в словосочетание слова утрачивают свое лексическое значение и приобретают целостный смысл.

При необходимости любое из этих слов можно заменить (Левая рука (нога) игрока была забинтована), при этом смысл предложения не меняется. Замена слов в словосочетании невозможна (Капитан команды – левая нога тренера).
Каждое слово этого словосочетания является самостоятельным членом предложения. В предложение все словосочетание выступает в качестве сказуемого.
Свободное словосочетание Несвободное словосочетание

К фразеологическим выражениям большинство ученых относят пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения писателей, ученых, общественных деятелей, ставшие крылатыми. Одни из них употребляются в переносном значении. Например, говорят Цыплят по осени считают, когда хотят сказать, что о результатах следует судить по окончании дела. Другие пословицы и поговорки употребляются в прямом значении: Живи для людей, поживут и люди для тебя; Не давши слова – крепись, а давши – держись; Недруг поддакивает, а друг спорит.

Вывод:

  • Какие словосочетания называются фразеологизмами? (При ответе на этот вопрос заполняется первая строка таблицы)
  • Можно ли пословицы, поговорки отнести к фразеологизмам? Почему?

IV. Закрепление материала.

Работа по карточкам. Фронтальный опрос.

1. Найдите в каждой паре предложений словосочетания, состоящие из одинаковых слов. Какие из них являются фразеологизмами? Определите их значение? Какими членами предложения являются? (Учащиеся выполняют предложенное задание, одинаковое для всех, в карточках)

В нашей команде Коля – пустое место. Единственное пустое место было в последнем ряду. Эй, возьми меня в работники, поработать руки чешутся. От укусов комаров чешутся руки. Орфографический словарь должен быть всегда под рукой. Он чувствовал по рукой полированную гладь стола.

Фронтальная работа. Загадки-складки “Доскажи словечко”. (Учащиеся называют недостающее слово, объясняя значение фразеологизмов).

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой … (не разольешь).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу).
Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (поперек),
И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги).
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес … (кто по дрова).
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши … (вянут).

На доске записаны пары словосочетаний. Детям предлагается выполнить следующие задания самостоятельно.

- Из каждой пары словосочетаний выберите фразеологизм. Объясните его значение. При затруднении можно обратиться к специальному словарю – фразеологическому. В таких словарях разъясняются значения устойчивых словосочетаний. С тремя любыми фразеологизмами составьте и запишите предложения.

Вешать голову – вешать пальто, на черный день – на осенний день, плавать в бассейне – мелко плавать, танцевать от печки – танцевать на сцене, ни сучка ни веточки – ни сучка, ни задоринки.

Взаимопроверка выполненной работы.

V. Итог урока.

- С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились?

- Какие словосочетания называются свободными?

- Какие словосочетания называются фразеологизмами?

- Сегодня мы с вами познакомились с устойчивыми словосочетаниями, объяснили значения каждого. Наш урок начался с приветствия. Есть ли в нем фразеологические обороты? Объясните их значения (не робкого десятка, работать засучив рукава, не ударить лицом в грязь).

VI. Домашнее задание.

Ученикам предлагается задание на выбор.

Индивидуальная карточка для каждого ученика (каждому ученику предлагается объяснить один фразеологизм).

Вариант №1: Что означает выражение духу не хватает? (Если затрудняетесь объяснить, загляните в толковый словарь). Составьте с этим фразеологизмом такие предложения, из которых были бы понятны его значения.

Вариант №2: Вместо точек вставьте названия животных. Объясните значения фразеологизмов.

Голоден, как …; изворотлив, как …; упрям, как …; хитер, как …; надут, как …; мокрый, как …; труслив, как …; нем, как …; болтлив, как …; здоров, как …; грязный, как …; колючий, как …

Назовите 1-2 фразеологизма, связанных с: конем, медведем, вороной.

(Ответы: волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, рыба, свинья, осел, курица, сорока, еж).

Анализ урока с точки зрения его коррекционно-развивающей направленности.

Этапы урока Коррекционно-развивающая работа
I. Организационный момент Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
II.  Повторение Развитие основных мыслительных операций.

Обогащение словарного запаса.

Развитие лексико-грамматических средств языка.

Развитие устной связной речи.

III. Изучение нового материала Развитие словесно-логического мышления и основных мыслительных операций.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

Обогащение словарного запаса и расширение представлений об окружающем мире.

Развитие лексико-грамматических средств языка.

Развитие устной связной речи.

IV. Закрепление материала Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Развитие словесно-логического мышления и основных мыслительных операций.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

Актуализация словаря.

Развитие устной и письменной речи.

V. Итог урока Развитие основных мыслительных операций и коррекция отдельных сторон психической деятельности.

Актуализация словарного запаса.

Развитие устной связной речи.

VI. Домашнее задание Развитие эмоционально-личностной сферы.

Развитие устной и письменной речи.

Расширение представлений об окружающем мире.