Разработка занятия с пятиклассниками на тему: "Секреты богини Мнемозины"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Предлагаемое занятие “Секреты богини Мнемозины” способствует самостоятельному формулированию и осмыслению учащимися условий продуктивного запоминания через организацию познавательной активности и диалога с ребятами, выполнение заданий проблемно-поискового характера.

Занятие проводится в нашем Лицее в рамках психологического спецкурса для пятиклассников, направленного на развитие познавательной сферы и общеучебных умений и навыков, профилактику школьной дезадаптации учащихся пятых классов. Но оно может использоваться психологами и педагогами и как отдельное занятие, и как классный час, а при соответствующей переработке представляется возможным использование его в начальной школе.

Цель занятия: через организацию познавательной активности учащихся способствовать усвоению знаний о средствах организации и управления запоминанием.

Задачи:

  • способствовать осмыслению и усвоению учащимися условий, влияющих на продуктивность запоминания;
  • развивать умение самостоятельно анализировать, обобщать, делать выводы и формулировать правила через организацию игр, мини-экспериментов, заданий проблемно-поискового характера;
  • способствовать развитию внимания и памяти;
  • развивать умение оценивать себя, навыки рефлексии.

Необходимые материалы:

  • оформленные высказывания и пословицы о памяти;
  • изображение Мнемозины <Приложение 1>;
  • два крупно напечатанных четверостишия для игры “Мы шумели, мы мешали”;
  • заготовки для памяток <Приложение 2>;
  • бумага, маркеры для работы подгрупп

Ход занятия

I. Ввод в тему

(На доске – оформленные высказывания, пословицы о памяти, в которых пропущено слово “память”):

  • … – это сокровищница и опекунша всего в мире
    Цицерон
  • Потерял … – потерял себя
  • Личность – это …
  • Без … наше прошлое было бы мертво для будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом
    С. Рубинштейн
  • По старой … – что по грамоте
  • Без … человек не сможет ничего изобрести, не может скомбинировать и двух идей
    Вольтер
  • … человеку необходима для всех проявлений души
    Паскаль

- Ребята, внимательно прочитайте эти высказывания и пословицы. В них пропущено одно и то же слово. Определив это слово, вы узнаете, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие.

II. Беседа по теме

Действительно, речь на нашем сегодняшнем занятии пойдет о памяти – “сокровищнице и опекунше всего в мире”, как называл ее древнеримский философ Цицерон. Но почему же памяти посвящено столько мудрых мыслей? Что такое память? Для чего она нам нужна?

- … (Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение в нужный момент человеком того, что он слышал и видел, чувствовал и пережил, прочитал и понял.)

- А давайте на минуту представим, что у человека не было бы памяти. Что было бы тогда?

- Да, все знания, умения, навыки без памяти не были бы нужны человеку, так как он не смог бы ими воспользоваться. Известный отечественный психолог С. Рубинштейн говорит, что без памяти наше прошлое было бы мертво для будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом. Вывод – память нам необходима, и ее необходимо развивать и тренировать.

- Но давайте себе представим обратную ситуацию - что было бы, если бы мы запоминали абсолютно все?

- Уильям Джеймс говорил об этом так: Если бы мы помнили все, то в большинстве случаев мы бы не помнили ничего.

- Ну что ж, подведем итоги: мы выявили с вами, что не запоминать ничего – это плохо, но и помнить все – это тоже плохо. Что же тогда можно назвать хорошей памятью?

- … (Вывод: Хорошая память – это запоминать то, что нужно, и забывать ненужную нам информацию).
- Но как запоминать то, что нужно? Нередко бывает так: задали параграф по естествознанию или по истории, учишь-учишь его, а на следующий день приходишь на урок и не можешь вспомнить и рассказать. Почему так происходит?

- Вывод: запоминанию нужно учиться, и на нашем сегодняшнем занятии мы с вами откроем некоторые тайны хорошей памяти и составим для себя памятку о том, как успешно запоминать информацию (Раздать заготовки для памяток).

- А поможет раскрыть нам секреты успешного запоминания древнегреческая богиня памяти - Мнемозина, которую жители Эллады знали и почитали не меньше, чем знаменитого Зевса, Артемиду, Апполона или Афину. Как любая древнегреческая богиня, Мнемозина мудра - она предпочитает не преподносить готовые рецепты, а делать так, чтобы люди трудились и сами получали знания, используя ее подсказки, задания и испытания. Готовы ли вы к испытаниям Мнемозины и к поиску ее секретов? … А чтобы лучше подготовиться к этому, давайте выполним упражнения, помогающие активизировать наше мышление и внимание.

III. Самомассаж биологически активных точек и упражнение мозговой гимнастики “Ленивые восьмерки”

  • Самомассаж – сначала двумя пальцами массируется зона “третьего глаза” (область между бровей), затем – мочки ушей, затем – область соединения верхней и нижней челюстей. После этого – активно взмахнуть кистями.
  • “Ленивые восьмерки” - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмерки” по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.

IV. Чтобы открыть первый секрет, Мнемозина предлагает нам провести мини-эксперимент.

- Я зачитаю Вам три группы слов. Ваша задача – их внимательно прослушать и запомнить, записать в тетрадь (поочередно). После каждого предъявления группы слов учитель спрашивает, кто сколько слов запомнил, и фиксирует результаты на доске.

  1. Эмбарго, логарифм, гипоталамус, куафюра, макинтош, ампир, канделябр, анахронизм
  2. Компьютер, яблоко, сердце, трава, крышка, буква, ладонь, стол
  3. По вечерам наша мама очень любит готовить блинчики с творогом

- Посмотрите, количество слов для запоминания каждый раз было одним и тем же – 8, но почему у нас получились такие разные результаты? Сделайте вывод о том, что лучше запоминается и почему.

- … (формулировка первого секрета: “Если хочешь что-то запомнить, нужно понять смысл. Лучше запоминается то, что нам понятно” (запись в памятке).

V. “История о молитве”

- Чтобы понять, в чем заключается второй и третий секрет, Мнемозина поведает вам такую историю: “Французский психолог Бинэ был не верующим в бога человеком, а его жена, наоборот, была религиозна. Каждый день перед сном она читала молитву, того же требовала и от супруга. Бинэ, не желая обижать жену, покорно повторял за ней слова молитвы. Так продолжалось много лет. Однако после стольких повторений Бинэ все-таки молитвы не запомнил и самостоятельно не мог ее воспроизвести”. Вопрос к группе: Почему?

- Давайте сформулируем еще два секрета:

- … (“Лучше запоминается то, что нам интересно; Для успешного запоминания важно поставить цель – запомнить” (запись в памятке).

VI. Игра “Мы мешали, мы шумели!”.

- Еще одну тайну Мнемозины открыть нам поможет игра, которая называется “Мы мешали, мы шумели”. Участники одной из двух подгрупп должны за две минуты выучить четверостишие, написанное на доске, при этом участники второй подгруппы им активно “мешают” (дотрагиваться и загораживать нельзя). Затем участники второй команды учат другое стихотворение, но участники первой подгруппы им не мешают.

Зима негаданно-нежданно
Пришла на черные поля
Еще вчера была туманна
Дождем одетая земля.

Деревья жалобно скрипели,
Ручьи холодные текли…
И вдруг метели налетели
И сколько снега намели!

- Теперь проведем сравнение – в каком случае учить было легче и почему? Выведем теперь четвертый секрет:

- … (формулировка четвертого секрета – “Лучше запоминается тогда, когда ты сосредоточен, направляешь все внимание на задание” (запись в памятке).

VII. И вот еще один секрет, которым готова сегодня поделиться с нами мудрая богиня. (упражнение “Пиктограммы”)

- Сейчас я буду зачитывать вам слова или словосочетания, а вы должны к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок или схематический значок, отражающий это понятие.

Свирепый тигр, мотоцикл, обида, девочка-жадина, радость, грустная сказка, добрый учитель, хорошая погода, обеденный стол, слезы

- Вспоминаем слова – рядом с рисунком пишем соответствующее слово или словосочетание. Что помогало нам запомнить слова? Какой вывод можно сделать?

- … (формулировка пятого секрета – “Производя какие-либо действия с тем, что нужно запомнить, мы запоминаем это лучше” (запись в памятку).

- Мнемозина открыла нам часть своих тайн и помогла нам составить памятку о том, как успешно запоминать. Может быть, вы можете еще добавить какие-то пункты в нашу памятку?

VIII. Работа ребят в трех подгруппах по методу “мозгового штурма”:

  • 1 группа – Что делать, если ты не понимаешь учебного материала. Предложите варианты действий
  • 2 подгруппа – Как заинтересовать себя в изучении нелюбимого предмета? Предложите несколько способов
  • 3 подгруппа – Какие действия можно производить с запоминаемым материалом, чтобы запомнить его лучше?

IX. Представление результатов работы подгрупп

(Если времени на работу в подгруппах не остается, эти два пункта можно представить как домашнее задание или оставить на следующее занятиею.)

X. Рефлексия и подведение итогов занятия

  • Потопайте ногами те, кому было интересно на уроке, и скрестите руки на груди те, кому было неинтересно
  • Потрите лоб те, кому что-то осталось непонятным
  • На сколько баллов вы сегодня были активны, старались и трудились, чтобы узнать новое сегодня и хорошо понять тему (выбросить на пальцах на счет “раз-два-три”). А на сколько могли бы (вопрос к тем, у кого мало баллов)? Что помешало?
  • Сделайте несколько выводов по сегодняшнему занятию (проговорить). А какими секретами Мнемозины мы пользовались сегодня на уроке?

XI. Ну а закончить наше сегодняшнее занятие мне бы хотелось рассуждением-пожеланием Шерлока Холмса, знаменитого английского детектива.

“Мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или, в лучшем случае, до них среди всей этой завали не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке.

Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно. Уверяю вас, придет время, когда, приобретая новое, в будете забывать что-то из прежнего. Поэтому страшно важно, чтобы ненужные сведения не вытесняли собой нужных”.

Список литературы:

  1. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы). – М.: Издательство “Ось-89”, 2001
  2. Рогов Е.И. Психология познания. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998
  3. Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз. – СПб.: КАРО, 2001
  4. Сонин В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998
  5. Энциклопедия для детей. Т.18. Человек. Ч.2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. /Гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2003