Внеклассное мероприятие для учащихся 5–6-х классов на тему: "Математика – это гимнастика ума"

Разделы: Математика


Предисловие

Как увлечь обычного школьника? Здесь только надежда на учителя. Среди различных способов активации познавательной деятельности определенное место занимают игры, развивающие у учащихся аналитическое мышление, умение излагать мысли и свою точку зрения, ставить проблему, организовать проблему по ее решению.

Игра помогает строить продуктивные взаимоотношения педагога и учащегося с присущими ей элементами соревнования, непосредственности и неподдельного интереса, то есть осуществлять принципы педагогики сотрудничества. В своей работе я использую различные виды игр: тренировочные, познавательно – контрольные, сюжетно – ролевые, творческие.

Приведу пример внеклассного мероприятия: “Математика – это гимнастика ума” (для 5-6 класса)

Задачи:

  1. Развитие логического мышления, внимания.
  2. Расширение кругозора учащихся.
  3. Воспитание интереса к математике, формирование навыков общения, умения работать в коллективе.

Оформление: Плакаты с высказываниями: “Математика – это гимнастика ума”, “Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг”, “Высшее назначение математики… состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает”, “Книга – книгой, а мозгами двигай”; сувениры команд, карточки с заданиями, оценочная таблица, жюри.

В игре участвуют две команды по 5 человек в каждой.

Викторина начинается с выступления двух учащихся. (Ведущая)

1-й учащийся:

Тем, кто учит математику
Тем, кто учит математике
Тем, кто любит математику
Тем, кто еще не знает
Что может полюбить математику
Наша викторина посвящается!

2-й учащийся:

Математика повсюду

Математика повсюду
Глазом только поведешь
Примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь
Каждый день, вставая бодро
Начинаешь уж решать
Идти тихо или быстро
Чтобы в класс не опоздать
Вот строительство большое
Спасибо, прежде чем его начать
Нужно все еще подробно
Начертить и рассчитать
А иначе рамы будут с перекосом
Потолок провалиться
А кому, друзья скажите
Это может нравиться?
Ох, скажу я вам, ребята
Все примеры вам назвать
Но должно быть всем понятно
Что математику нам нужно знать на пять
Если хочешь строить мост
Наблюдать движенье звезд
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись. (М.Бозаковский)

I. Представление команд.

(Название команды, приветствие)

1.

Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны, одинаковой длины
Вам его представить рад, как зовут его… (Квадрат)

Приветствие команды:

Заправлены в планшеты вопросы и ответы
И капитан команды готов в суровый бой
Команда с нетерпеньем ждет своего сраженья
Болельщики готовы за нас стоять гурьбой.

2.

Ты на меня, ты на него.
На всех нас посмотри
У нас всего, у нас всего
Три стороны и три угла
И столько же вершин
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим
Все в нашем городе друзья
Дружнее не сыскать
Мы - ………… семья, (треугольников)
Нас каждый должен знать.

Приветствие команды:

Мы в викторине сразиться с соперником пришли
Юмор, смех и шутки с собою принесем
Соперник наш серьезный, не станем отрицать
Попробуем в сраженьях его мы обыграть.

II. Разминка команд.

(в виде игры “Слабое звено”)

а) логические загадки;

(задаются вопросы, жюри ведет счет: верный ответ- 1балл по 10 вопросов каждой команде).

Вопросы для первой команды.

  1. Тройка лошадей проскакала 90 км. Сколько км проскакала каждая лошадь? (90 км)
  2. Чему равно произведение всех цифр? (0*1*2*3*4*5*6*7*8*9=0.
  3. Исключите лишнее слово: сумма, разность, множитель, частное.
  4. Какое число делиться на все числа без остатка? (0).
  5. Как называются цифры II разряда в записи натурального числа? (Десятки, десятых, сотни).
  6. Число разрядов в классе? (0).
  7. 6 картофелин сварились за 30 минут. Сколько минут варилась в кастрюле одна картофелина? (5 минут, 30 минут, 6 минут, 10 минут).
  8. Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком).
  9. Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр).
  10. Число, обращающее уравнение в верное равенство. (Корень).

Вопросы для второй команды:

  1. Два сына и два отца съели 3 яблока. Каждому досталось по целому яблоку. Как это могло случиться? (Дед, отец, внук).
  2. Сколько будет десятков если три десятка умножить на два десятка?
  3. Вставьте подходящее по смыслу слово: длина, объем……., масса.
  4. Сколько пальцев на двух руках? На 10? (10; 50).
  5. Наименьшее простое число? (0,1,2).
  6. Какое число кратно всем числам? (о).
  7. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. сколько км проехал ямщик? (5 км).
  8. Что идет, не двигаясь с места? (Время).
  9. Чему равно ? часть часа? (15 минут).
  10. Какое из чисел кратно 3: 1993 или 1992.

Б) Конкурс “Счетная машина”

Дикобраз в подарок сыну сделал счетную машину

К сожаленью она недостаточно точна

Результаты перед вами, быстро все исправьте сами.

I команда II команда
83-17=21 (66) 38-17=121 (21)
276-182=114 (94) 286-172=104 (114)
1903-1572=4331 (331) 5903-1572=4371 (4331)
56381-42701=14780 (13680) 57381-42601=14780

в) Конкурс “Кто самый внимательный”

Участвуют двое ребят (по 1 от каждой команды).

Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз
Лишь скажу я слово три”
Приз немедленно бери.

Однажды щуку мы поймали
Распотрошили, а внутри.
Рыбешек мелких увидали
И не одну, а целых ….. две.

Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом
Смотри на старте не хитри
А жди команду: раз, два,… , марш.

Когда стихи запомнить хочешь.
Их не зубри до поздней ночи.
А про себя их повтори.
Разок, другой. Но лучше…… пять.

Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать
Ну что ж друзья вы приз не взял и,
Когда была возможность взять?

III.

Третий конкурс начинаем
Капитанов приглашаем
Будут трудные задачи
Пожелаем им удачи.

Капитаны, капитаны, постарайтесь.
В форме быть от зари до зари.
Капитаны, капитаны, улыбайтесь,
Лишь веселым покоряется жюри.

1 ком. Какую траву и слепые увидят? (Крапива).

2 ком. Из какой посуды не едят? (Из пустой).

1 ком. Какой месяц короче всех? (Май).

2 ком. Сколько месяцев содержит не менее 30 дней? (11).

1 ком. Исключите лишнее число: 2, 4, 5, 8, 10.

2 ком. 15, 51, 100, 35, 20.

1 ком. Отгадать ребус: И 100 РИЯ (История).

2 ком. РО 100 К (Росток).

1 ком.

З Е

М Т (Знаменатель).

2 ком. (Вершина).

IV. Конкурс болельщиков (параллельно с конкурсом команд)

Вопросы поочередно задаются каждой команде болельщиков.

При незнании ответа или неверном ответе вопрос переходит к команде – сопернице. За верный ответ – 1 балл.

Команды решают на время:

Записать число 7 четырьмя пятерками.

Расставьте в клеточках числа 1,4,6,7,8,9 так, чтобы в сумме получить пятнадцать (По горизонтали, по вертикали, по диагонали).

V. Конкурс “Числа в народных пословицах, поговорках, загадках”

Побеждает так команда, которая называет последней пословицу. Время определенное (например 2 минуты) каждая пословица – 1 балл.

VI. Составить как можно больше любых слов из слова: “Информатика”

Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?

Жюри после каждого конкурса подводит итог, затем общий счет, награждение команд, болельщиков.

Литература

  1. Приложение к газете “1 сентября” “Математика”, №23 2001, №48 2001, №45 2001, №22 2001, №22 2002, №24 2002, №45 2004г.