Тема урока: "Грековцы на Фронтах Великой Отечественной войны"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


План:

  1. Вступление.
  2. Возникновение студии.
  3. Зарисовки.
  4. Искусство плаката.
  5. Живопись и скульптура в военные годы.
  6. По горячим следам войны.
  7. Выставка рисунков ребят ОСШ№2.

Все слайды находятся в приложении

(слайд 1)

1. Грековцы – так с гордостью называют себя художники-баталисты. Французское слово «батай» означает «битва». От него получил название жанр изобразительного искусства, посвящённый темам войны и военной жизни.

Невозможно поимённо назвать всех художников, которые прошли горнило великой войны. Девяносто человек – членов Союза художников сражались на её фронтах. Пять из них – Герои Советского Союза.

Их называют солдатами не только потому, что их творчество стало выполнением солдатского долга перед Родиной. Многие из грековцев, прежде чем взять в руки кисть, прошли суровую школу службы в армии. Сражаясь на фронтах Великой Отечественной войны, в боях и походах выстрадали они образы советских воина. Были среди них рядовые и офицеры, сапёры и разведчики, артиллеристы и танкисты, партизаны и лётчики.

2. (слайд 2) Грековцы… Невольно в нашей памяти возникают полотна замечательного советского художника-баталиста Митрофана Борисовича Грекова. Его опыт, его творческий подвиг продолжают, и сейчас жить в произведениях советской живописи, быть источником патриотического служения искусству.

Его полотна «Тачанка», «Трубачи Первой Конной», «Знаменщик и трубач», «Гибель парохода «Ваня-коммунист» входят в число классических произведений советской живописи.

Известно, что произведения талантливого художника способно пережить своего автора и обрести непреходящее значение не только как памятник своей эпохи, но и как учебник жизни. Свидетельство тому – картины Грекова и других больших Мастеров.

В первый творческий коллектив баталистов Греков включает таких художников, как Г. Савицкий, П.Котов, Е.Дьвов, Н.Терпсихоров, и создаёт при нём молодёжную группу из 14 учеников. Интересно, что в программе деятельности этого коллектива Митрофан Борисович предусматривает не только работу над произведениями, но и передвижные выставки, пропаганду сближения искусства с народом.

Но внезапная смерть М.Б. Грекова 27 ноября 1934 года не дала возможности осуществиться его замыслам. Приказом Народного комиссара обороны СССР К.Е. Ворошилова было объявлено об организации в память о Грекове изомастерской самодеятельного красноармейского искусства имени М.Б. Грекова.

Студия в полном смысле слова стала боевым подразделением нашей армии, сражавшимся особым оружием – искусством.

(слайд 3)

Тот, самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
К. Симонов

Художественная летопись Великой Отечественной войны началась 22 июня 1941года.

В годы войны советские художники выполнили свой военный и гражданский долг: они, по выражению А.Н. Толстого, были «каменщиками крепости, невидимой крепости души народной.

Получена информация с переднего края о мужественном поступке солдата, подбившего фашистский танк, - и художник устремляется туда, где это произошло.

В альбоме появляется документальная зарисовка, портрета героя, простого труженика войны.

(слайд 4) Во фронтовых рисунках художники сумели создать яркие, индивидуальные характеры людей. С первого взгляда все солдаты похожи друг на друга, а приглядишься – каждый из них со своим характером, все люди разные. В рисунке и красках непросто выявить это различие, тут требуется мастерство и годы практики. Таким мастерством особенно обладал Николай Жуков. Линия и штрих у него то спокойные, то напряжённые, то резкие, как удар штыка, то такие тонкие и нежные, что способны воспроизвести самые сокровенные движения души. А сколько тонкой наблюдательности и юмора находим мы в рисунке: «Лиха беда – начало».

Сейчас, перебирая сотни и тысячи таких рисунков, бережно хранимых в фондах военно-исторических и художественных музеев, рассматривая линии, нанесённые пером или карандашом, на уже пожелтевших листах, иногда обагрённых кровью и порванных пулями и осколками снарядов, невольно задумываешься, сколько же различных историй, самых невероятных, таится за ними.

5. (слайд 5) Разумеется, зарисовками в альбомах Грековцы не ограничивали свою деятельность на фронте.

Первыми залпами грековцев по врагу явились листовки, плакаты и другие агитационно-художественные издания. Плакаты грековцев, проникнуты героическим пафосом освободительной справедливой войны, приобретали на фронте особенную мобилизующую силу. Они наклеивались на щиты орудий и броню танков, борта агитмашин, их можно было увидеть на аэродромах и фронтовых дорогах. За годы войны вышло 1500 плакатов.

Создавая обобщённый образ советского воина, художники часто использовали свои портретные зарисовки, сделанные на фронте. Интересна история плаката Л. Голованова «Дойдём до Берлина!». Автор был дважды во время войны у воинов 25-й гвардейской дивизии имени В.И. Чапаева. Там он познакомился со снайпером лейтенантом Голосовым, добрым, никогда не унывающим человеком, родом из Рязани. Художник полюбил этого весёлого парня и не раз его рисовал, а потом изобразил на плакате как типический образ воина Советской Армии.

5. (слайд 6) При ознакомлении с тем, что и как сделали наши художники на фронте, естественно возникает вопрос: были ли созданы уже тогда, в ходе самой войны, не только зарисовки, но и законченные значительные картины и скульптуры? Ведь иногда и сейчас можно услышать такое мнение, что для создания крупного произведения художнику необходимо как бы отойти во времени от события, которое он решил изобразить. При этом обычно приводят примеры, которые трудно оспаривать. Скажем, роман «Война и мир» Л.Н.Толстой создал спустя много лет после Отечественной войны 1812 года. Ряд своих картин о Первой Конной М.Б. Греков написал также после окончания гражданской войны.

23 февраля 1945г. была открыта выставка, на которой зрители познакомились с полотнами Петра Кривоногова и Бориса Неменского,скульптурными портретами Евгения Вучетича , Ивана Першудчева и Николая Томского, и многими другими.

Борис Неменский, лирик по натуре, сумел рассказать в своей картине «Мать», языком спокойного, но проникновенного повествования о силе материнской любви русской женщины, склонившейся над отдыхающими в избе уставшими солдатами.

(слайд 7) Главная тема его творчества – женщины и война. В 1950 году за картину «О далёких и близких» ему была присуждена Государственная премия СССР.

(слайд8) Когда въезжаешь в Москву по Ленинградскому шоссе, видишь расположенные по обе стороны магистрали две четырёхметровые фигуры советских воинов. Это памятник - скульптора Николая Васильевича Томского, посвящённый разгрому немецко-фашистских войск под Москвой в декабре 1941 года. Название скульптур «Не пропустим!» и «На защиту Москвы!» отражают не только конкретные исторические события, но и те чувства, которыми владели тогда всем советским народом.

6. (слайд9) В живописи в военные годы и по горячим следам войны также били созданы неповторимые произведения. В ряду творений крупнейших советских художников достойное место занимают полотна Петра Александровича Кривоногова.

Об этом верном последователе Грекова, пламенном патриоте, я расскажу подробнее.

Известно, что жизненный опыт художника, его характер накладывают определённый отпечаток на его творчество. Речь идёт не только о выборе тем для своих картин, но и о самом подходе к изображению. Это в полной мере относится к Кривоногову. Скромный и тихий, мягкий по натуре и добрый человек. За его молчаливостью угадывалось умение размышлять, подолгу вынашивать свой замысел. Родился Пётр Кривоногов в 1911 году около Сарапула в Удмуртии, в маленькой, отгороженной лесами деревушке Киясово. Старший брат Петра был красногвардейцем. Отца на глазах у сына запороли шомполами насмерть. Оставшись сиротой, будущий художник сначала батрачил, потом беспризорничал. Когда Петра отправили в детский дом, в мешке за его плечами уже было несколько тетрадей с рисунками. В детдоме в Кинешме впечатлительный подросток понял, что такое чувство товарищества и личная ответственность за порученное дело, за свои поступки. Здесь он встретился с учителем рисования С.Н. Коковиным, раскрывшим перед ним мир искусства и привившим любовь к живописи. Затем учёба в академии. В1940 году Кривоногов был зачислен в Студию имени М.Б.Грекова. Пройдя суровую школу Великой Отечественной войны, художник собрал огромный материал для своих картин. Широко известны его картины «На Курской дуге», «Капитуляция фашистских войск в Берлине», «Победа» и др.

Картина «Победа» завершила кривононовскую галерею о войне. Замысел её родился в мае 1945 года, когда автор был в Берлине, видел своими глазами ликование наших войск, победоносно завершивших войну. Художник расположил большую массу радостных, но безмерно уставших солдат на ступеньках рейхстага. Он как бы приглашает вас на этот праздник: посмотрите на его героев, вот кто шёл с боями от Волги до Берлина, это и есть наш советский народ, одержавший победу под красными революционными знамёнами.

(слайд 10) В картине «Под Сталинградом» Иван Васильевич Евстигнеев выступил как баталист-психолог. Он создал обобщённый образ массового подвига, в котором дана глубокая индивидуальная характеристика каждого из героев. В основу взят действительный факт. 33 бронебойщика, уничтожив десятки фашистских танков, не пропустили врага, превратив свою позицию в неприступную крепость. Что особенно удивительно – все они, до единого, остались живы, видно, умели сражаться, как мастера своего дела. Полотно это поражает органическим единством всех деталей. Земля, окопы, оружие и люди и по композиции и по цвету – единое целое. Невольно создаётся впечатление, что сама земля родила этих героев, из неё как будто вырастают фигуры солдат и победить их невозможно.

(слайд 11) Находясь на передовых позициях, Уранова Софья Сергеевна всё свободное от боёв время рисовала с натуры, фиксируя повседневные события фронтовой жизни.

Четверть роты уже скосило…
Распростёртая на снегу,
Плачет девочка от бессилья,
Задыхается: «Не могу»

Тяжеленный попался малый,
Сил тащить его больше нет…
(Санитарочке той усталой
Восемнадцать сравнялось лет).

(слайд 12) С детских лет каждое новое поколение, познавая великую страну, наряду с древними и вечно юными Кремлём и Мавзолеем Ленина запоминает теперь и Воина-освободителя со спасённым ребёнком на руках и Родину-мать на Мамаевом кургане, зовущую к победе. Мы по праву гордимся, что творцом их является художник, Герой Социалистического Труда академик Евгений Вучетич.

Масштабы, величественность мемориалов в Волгограде и в Берлине отражает всемирно-историческое значение победы Советского Союза над германским фашизмом и те огромные жертвы, которые понёс наш народ в этой войне. Площадь территории берлинского ансамбля занимает около двухсот тысяч квадратных метров. На ней размещены три комплекса скульптурных памятников, увенчивающихся тринадцатиметровой бронзовой фигурой советского воина. Мамаев курган украшает статуя Матери-Родины, имеющая пятидесятидвухметровую высоту.

Если в Волгограде памятник воплотил самую крупную, переломного значения Сталинградскую битву, изменившую весь ход войны, то в Берлине мы как бы зримо убеждаемся в справедливости, гуманизме, интернационалистическом значении задач, которые были решены в боях с гитлеризмом Советской Армией.

(слайд 13) Мы являемся свидетелями того, как произведения изобразительного искусства о минувшей войне – будь то живописное полотно, графический рисунок, скульптурная группа или мемориал – вызывают всё больший интерес. Это и понятно. Для тех, кто не участвовал в войне, становится жизненно необходимым увидеть своими глазами события, составившие самую яркую главу в истории нашей Родины. Ответить для себя на вопрос: что чувствовали, во что верили их сверстники в ту суровую пору, что давало им силу преодолеть, казалось бы, непреодолимые трудности?

7. (слайд 14) Вместе с весной в каждый дом, в каждую семью приходит светлый Праздник Победы. И, создавая работы, мы с благодарностью думали о тех, кому они посвящены, потому что в этих работах встаёт образ Родины, образ героического советского народа. Свои работы мы посвящаем:

«60-летию победы ».

-----------------------------------------------

Батальный жанр (от фр. bataille – битва) – жанр изобразительного искусства, посвящённый темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Главным образом этот жанр характерен для живописи, отчасти также графики и скульптуры. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную художнику жизнь армии и флота. Батальный жанр может включать в себя элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического (при изображении конницы), натюрморта (при изображении оружия и других атрибутов воинской жизни).