Классный час по теме: "Портрет молодого братчанина"

Разделы: Классное руководство


ЦЕЛЬ: работа над формированием образа человека как феномена мира, воспитание патриотизма, связь поколений на примере нашего города.

ОФОРМЛЕНИЕ: стенд с историческими фотографиями (50-е годы), коллаж с фотографиями учеников класса вне школы, макет корабля на котором написано “Поколение”.

ПОДГОТОВКА: заучивание стихотворений, приглашают родителей, бабушек и дедушек.

Классный руководитель: Сегодня мы с вами попытаемся нарисовать портрет молодого братчанина.

Вспомним, с чего начинался наш город?

- С рождения!

“Российское могущество произрастать будет Сибирью…” - это великое пророчество М.В.Ломоносова долгое время оставалось словами. Братск, заложенный еще в 1629 году казаками-первопроходцами стрелецкого сотника Петра Бекетова, почти три столетья пребывал селом при отроге. Но 50 лет назад здесь в самом центре сибирской земли, среди глухой необжитой тайги несгибаемой волей людей, героическим трудом старшего поколения, поколения ваших бабушек и дедушек, была возведена гигантская гидроэлектростанция, которая дала жизнь крупнейшим промышленным предприятиям.

Какими же были первые шаги?

Семь лет не смолкали между мысом Пурсей и скалой Журавлиная грудь грохот перфораторов, ворчание насосов, лязг бульдозеров и кранов. И смешивался с бетоном крутой соленый пот, и висела над котлованом то радость, то тревога. А все началось с обыкновенного колышка, который вбил в землю на берегу Ангары у самого Падунского порога человек. И началось строительство ГЭС, дорог и первых домов. Кто они? Какими они были? Посланцы Родины! Романтиками? Героями?

Отрывок из поэмы Е.Евтушенко “Братская ГЭС”

Они были самыми обыкновенными, первые строители Братска. Они посвящали свою жизнь, бессонные ночи, каторжный труд и свое творчество будущему города.

Эта песня о Братске
О дерзаньях и трудностях
Эта песня о братстве
Между бурей и юностью
О дорогах непройденных
О величии Родины
О мечтаньях романтиков
И веселых друзьях.

Это ваши бабушки и дедушки. А многие ваши родители младше нашего города.

Дедушки и бабушки – это герои и романтики. Они строили город для своих детей и внуков. Ваши мамы и папы работают и все возможное делают для процветания города, для того, чтобы вы наслаждались необыкновенной красотой сибирской природы, своим городом, своим домом.

Стихотворение Е.Куменко “Дом”.

Мимо текла, текла река,
Плыли куда-то облака
Шел человек, была дорога
Нелегка.
А человек мечтал о том,
Что он построит где-то дом
И поселится счастье с ним
В доме одном.
Если, бывало, он сдавал,
То неизменно напевал
Песню любимую свою –
Ту, что пою.
Дом, как известно всем давно
Это не стены, не окно
Даже и стулья за столом
Это не дом.
Дом – это там куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Радостным, добрым, нежным, злым
Еле живым…
Дом – это там где нас поймут,
Там где надеются и ждут
Где ты забудешь о плохом –
Это твой дом.

Классный руководитель: Растет семья, растет дом, растет Братск. Растет новое поколение братчан. В Братске герои рядом. Их дела, ныне овеянные легендой не поросли быльем. Юные братчане гордятся своими предками, зримо представляют их жизнь, стремления, отношение к делу. Эта преемственность порождает чувство личной ответственности, то самое “Я отвечаю за все!”

Братск продолжается.

Все вы родились в Братске, вы будущее этого города. От того, какие будете вы, зависит процветать городу или впасть в забвение.

Каждое поколение это своя отдельная эпоха. Это ступень в развитии сознания человечества. Ведь это не просто группы людей, объединенных одним возрастом. Это и особенности жития, стремлений, идеалов. У каждого поколения свои кумиры и задачи, свои взгляды на жизнь.

Я не отношусь к поколению юных братчан. Но нахожусь среди них и выбираю для себя активную, деятельную жизнь и творчество.

А что выбираете вы? (Выбор общечеловеческих ценностей.)

Работа с листом №1.

  • Активная, деятельная жизнь
  • Здоровье
  • Интересная работа
  • Красота природы, искусства
  • Любовь
  • Материально обеспеченная жизнь
  • Наличие хороших и верных друзей
  • Уверенность в себе
  • Возможность расширения своего образования, кругозора
  • Свобода, как независимость в поступках и действиях
  • Счастливая семейная жизнь
  • Творчество

К чему вы стремитесь?

Работа с листом № 2.

  • Хорошее образование
  • Хорошая работа и карьера
  • Счастливая семья
  • Слава
  • Богатство, деньги
  • Дружба
  • Достижения в искусстве, музыке, спорте
  • Уважение и восхищение окружающих
  • Наука как познание нового
  • Хорошее здоровье
  • Уверенность в себе и самоуважение
  • Хорошая пища
  • Красивая одежда, ювелирные украшения
  • Власть и положение
  • Хороший дом, квартира
  • Сохранение жизни и природы на Земле
  • Счастье близких людей
  • Благополучие государства

Классный руководитель: Все вы такие разные, но вас связывают годы учебы. В каждом из вас есть изюминка, то есть черта характера, которая присуще только вам. Давайте обведем ладонь своей руки и передадим по часовой стрелке соседу, а он должен написать на ладошке одно из качеств вашего характера, которое ему в вас нравится. (Учащиеся пишут на листах с ладошками качества характера, работа будет закончена тогда, когда свой же листочек вернется к хозяину. А затем каждый прочтет то, что написано у него на ладошке).

Классный руководитель: Предлагаю еще одно небольшое, но увлекательное задание. Оно будет похоже немного на сочинение. Вам, наверное, всем знакомо слово “биография”. Его точное значение – это жизнеописание. Автобиографию обычно нужно писать при приеме на работу или поступление в ВУЗ. Она содержит краткие и точные сведения об основных этапах жизненного пути. Сейчас вы попытаетесь написать свою автобиографию. Загляните немножко вперед. Подумайте и помечтайте. Не ограничивайте свою фантазию. Попытайтесь ответить на такие вопросы:

(на доске):

  1. Как вы видите свою жизнь от настоящего момента до 2015года?
  2. Ваше образование, профессия.
  3. Есть ли семья, дети?
  4. Материальное положение.
  5. Что составляет вашу основную гордость за прожитые годы?

А теперь свернем свои мини-сочинения в трубочку и опустим в бутылку, запечатаем и вскроем через 10 лет.

Человек, как большой корабль, плывет по морю жизни. Чем будет наполнен этот корабль? Грузом, каких дел? Посмотрим на себя. (Раздают бумажные кораблики) напишите каждый на своем кораблике качество, которое необходимо для дальнейшего продвижения по жизни. (Кораблики собираются и крепятся к большому кораблю).

Легко ли строить корабль своей жизни? Для этого необходимы постоянные нравственные усилия. Постоянное осмысление того, что есть благо для другого.

А теперь давайте отправим корабли наших стремлений по морю жизни к светлой пристани добрых дел. Маяком в этом нелегком плавании пусть будет голос нашей совести.

Какими качествами должно обладать новое поколение братчан? (Дети читают надписи на корабликах).

Первый шаг человеку труден
Нужен с молода верный глаз
Каждый год подрастают люди
И для каждого бьет свой час
Кто идет?
Поколение!
Сколько вас?

Поколение!

Вы люди будущего, люди 21 века. Вам предстоит строить свою жизнь и жизнь ваших детей. Вам предстоит еще много сделать для нашей Родины.

Заключительное слово:

Вам этот воздух земной пить
Вам по бескрайним морям плыть
Вам бессмертными быть!

Запомните!

“Ветер дует в паруса тех кораблей, которые знают куда плыть”