Тема урока: "На рубеже веков"

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Задачи урока:

  • Познакомить уч-ся с достижениями науки на рубеже веков (XIX-XX); со стилевыми направлениями (импрессионизм и декадентство), творчеством великих художников.
  • Развивать навыки самостоятельной деятельности: работа с различными источниками, составление описаний шедевров, открытий, изобретений, подготовка докладов-сообщений о выдающихся деятелях культуры и науки.
  • Продолжить обучение умению анализировать и воспринимать произведения изобразительного искусства, сопоставлять развитие науки и культуры в зарубежных странах и России.
  • Раскрыть связь искусства с общественно-политическими отношениями, сделать образным и глубоким восприятие уч-ся исторического процесса.
  • Воспитывать культуру общения, умение глубоко и эмоционально воспринимать шедевры мировой культуры, внимательное и доброжелательное отношение к собеседнику.

Нравственные проблемы. Уч-ся определяют достижения науки и культуры как безусловную ценность, отмечают, что стремление к красоте является необходимым условием развития личности.

Оборудование: выставки картин “Импрессионизм” и “декадентство”, экран, проектор, выставка плакатов “Изобретения и открытия XIX-XX вв”, стилизованные “газеты” рубежа веков, выполненные учащимися, доклады уч-ся, опросные листы, музыкальное оформление.

1 урок.

Звучит музыка. Аудитория оформлена выставками. Молодые люди в цилиндрах читают газеты. (За столиками беседуют дамы.)

Ученик:

К счастливым. В.Брюсов

Свершатся сроки: загорится век,
Чей луч блестит на быстрине столетий
И твердо станет вольный человек
Пред ликом неба на своей планете.

Единый Город скроет мир земной
Как в чешую, в сверкающие стекла,
Чтоб вечно жить ласкательной весной
Чтоб листьев зелень осенью не блекла.

Чтоб не было рассветов и ночей
Но чистый свет без облаков, без тени:
Чтоб не был мир ни твой, ни мой - ничей.
Но общий дар грядущих поколений.

Учитель:

100 лет назад наш мир был похож на нынешний, пожалуй, только очертанием континентов. Большая часть населения мира была неграмотной. Да и грамота была не нужна: вековые традиции и обычаи предопределяли тогда жизнь большинства людей от колыбели до могилы. Самым быстрым средством передвижения была тогда ж/дорога, но во многих местах не было и ее. Массовое распространение электричества в быту было еще впереди, верхом удобства считалась тогда керосиновая лампа. Города были редкими. На их улицах господствовали конные экипажи и неуклюжие трамваи.

Женщины в Европе носили еще длинные юбки, а неотъемлемой частью мужского костюма был цилиндр или шляпа-котелок. Газеты пестрили заголовками о новостях моды, о ценах и открытиях.

1-й: (на муз. фоне) В 1863г. в Лондоне открылся метрополитен. Это первая в мире подземная ж/дорога, где для перевозки пассажиров использовались паровозы. Подземная ж/дорога позволяет жителям города ездить на большие расстояния на работу и дает возможность городу разрастаться все больше. А сейчас (1890г.) открыта первая электрическая линия метрополитена. Линия проходит под Темзой, соединяя южную и северную часть города. комфорт, недорогое и быстрое путешествие под землей предлагает фирма “Лондонский транспорт”.

2-й: Посмотрите, что пишут: средний заработок рабочего составляет: 1,2-1,6 рубля в день. На эти деньги можно купить 10,5 фунтов свежего мяса или молочного поросенка, крупный гусь стоит 50 коп. Первоклассная копченая колбаса - 15 коп. Женские сапожки по 2 рубля, мужские - 8, знаменитый романовский полушубок 11руб за штуку.

3-и: Закончено возведение Эйфелевой башни к празднованию 100-летия французской революции. В народе ее быстро окрестили “Фабричная труба”

4-й: Австрийский аббат Грегор Мендель в 1868 году завершил свои исследования гороха и выяснил, что по наследству передаются отдельные признаки растений, например, форма, рост, даже форма цветков. Мендель открыл, что каждый признак контролирует пара частиц -генов, по одному от каждого родителя. Так сформулирован был первый закон Менделя.

3-й: Профессор Люрцбургского университета Вильгельм Рентген, проводя опыты с газами, обнаружил лучи, способные проникать сквозь любые тела и материалы. Позже, продолжая опыты Рентген направил Х-лучи на человеческую руку, оказалось, что они легко проходят через мягкие ткани, но задерживаются костями ,что позволяет делать их снимки.

5-й: Физик Генрих Герц продемонстрировал существование электромагнитных волн. 1885г

6-й: Горвард – проектировщик городов, опубликовал книгу под названием: “Города-сады будущего”. Книга посвящена проектированию здоровых и привлекательных для жизни городов. Книга имеет огромное влияние в Европе.

3-й: Дмитрий Иванович Менделеев открыл периодическую систему элементов - это открытие позволило объединить все многообразие химических явлений и дало возможность предугадать свойства неизвестных еще элементов. Поговаривают, что периодическая система навеяна Менделееву сном.

1-и: Интересно! Кинематограф братьев Люмьер завоевывает мир! В первые месяцы 1896 года Луи Люмьер, пользуясь своей камерой, собственноручно снял несколько десятков десятиминутных фильмов. Подавляющее большинство фильмов Люмьера неприхотливые, но очень живые документальные репортажи. По его выражению: “это жизнь, захваченная врасплох” Первые фильмы: “Прибытие паровоза на перрон” и “Лодка выходит в море” произвели фурор на бульваре Капуцинок. Люмьеры получили много предложении от предпринимателей, желавших купить изобретение. Но семейство Люмьеров решило, что оно само будет эксплуатировать свое открытие.

3-й: “Неутомимый изобретатель Эдисон”. За свою жизнь американский изобретатель Томас Эдисон (1847-1931гг) запатентовал 1093 изобретения и открытия. В 1876 году он открыл первую в мире научно-исследовательскую лабораторию и назвал ее “Фабрикой изобретений”. Однако некоторые изобретатели обвиняют Эдисона в том, что он присваивает их открытия. В 1877г. Эдисон создает фонограф - одно из самых знаменитых своих изобретений. Этот аппарат записывает и воспроизводит звук. Поначалу фонограф продавали как забавную игрушку. После усовершенствования фонографа появилась возможность записывать музыку.

7-й: 1898г. Почти за 30 лет собирательской деятельности Третьяков, будучи далеко не самым богатым, из русских купцов, потратил на покупку картин более 1000 000 рублей. Публика охотно идет смотреть русское искусство. Если в первый год в музее побывало немногим более тысячи человек, то в прошлом (1898г.) около 50 000.

8-й: Нынче все только и говорят об импрессионизме.

9-й: Щукин с Морозовым добрую половину всех картин импрессионистов в Париже скупили. Теперь ими любуется Петербург.

8-й: А я так совершенно не пойму, чем же этот импрессионизм лучше старой доброй академической живописи? Зачем эти нововведения?

10-й: Ну что вы, друзья мои! Импрессионизм это сила. Что академизм? Скучища! А импрессионизм - сама жизнь. Запечатлеть миг жизни, какое-то мимолетное появление - вот это я понимаю! Ведь что такое впечатление! А какие цвета! Чистые, светлые, радостные. Или пленер - в картине появились воздух дыхание ветра, солнечный свет. Где вы видели раньше такое?

Экскурсовод 1: (на фоне музыки) Позвольте представить вам картины выдающегося художника-импрессиониста Клода Моне.

Клод Моне (1840-1926)-по общему признанию, центральная фигура импрессионистского движения. Среди своих товарищей по искусству он был самым темпераментным, ярким и неутомимым в поисках. Клод Моне ввел в практику работу над сериями полотен, изображающих один и тот же мотив при разном освещении. У него есть серии “Стога”, “Тополя”, “Вокзал Сен –Лазар”, “Кувшинки”. Каждая картина серии неповторима.

Больше всего Моне любил колдовские эффекты водной поверхности, будь это река, море, пруд или канал. Его называли Рафаэлем воды: водная стихия с ее зыбью, переливами, отражениями всегда его притягивала, барка была плавучей его мастерской.

Пар и туман - тоже трансформация воды, Моне и к ним питал пристрастие. Недаром говорили, что лондонские туманы изобрел Моне. Картины Лондона как бы занавешены дымчато-сиреневым покровом. В нашем собрании есть прекрасная картина “Скалы в Бель Иль” море пенится, краски положены густо, в тени лиловеющих скал вода темна.

Клод Моне умер в глубокой старости, пережив всех друзей и сподвижников. Непреклонная воля и сила характера помогли ему преломить судьбу: он добился славы раньше, чем другие.

9-й: Скажите, что импрессионисты работают только в пейзажном жанре?

10-й: Нет, почему же? Например, Огюст Ренуар предпочитал изображать людей.

Экскурсовод 2:

Большую часть картин Ренуар посвятил прекрасному полу. Шедевр Ренуара “Бал в Мулен де ла Галет” (1876 Г.), веселый молодой бал под открытым небом в монмартовском кабачке, тогда только что открывшемся. Там собиралась молодежь из рабочих семей, студенты, продавщицы, модистки. Настроение неподдельной жизнерадостности царит в прекрасной картине, где все живет в сквозном движении, в кружении вальса, в улыбках и взглядах.

Картина “Обнаженная” из московской коллекции получила дополнительное название “Жемчужина". Она вся в голубоватых рефлексах ,атласистое тело серебрится в тенях, голубые оттенки проступают на висках, на лбу, вокруг губ. Лицо “Обнаженной”, синеглазое, с легким розовым румянцем, несколько напоминает фарфоровую куклу. Художник сознательно отказался от психологизма: “Поменьше думающих фигур” любил он повторять, хотя был человеком большого интеллекта.

В конце 1890х гг.у Ренуара появились первые симптомы ревматической болезни, которая постепенно превращала его, подвижного, быстрого в паралитика. Последние семь лет жизни он не мог ходить, передвигаться мог только в кресле на колесах, а скрюченные пальцы с трудом удерживали кисть. Ему привязывали кисть к руке. В этом положении Ренуар ни на один день не переставал работать.

10-й: Кстати, вы знаете, что в России тоже есть импрессионисты.

9-й: Да? И кто же?

8-и: Пожалуй, я знаю кто. Верно, речь идет о Серове?

Экскурсовод 3:

Бесспорно, одним из лидеров в русском искусстве конца ХIХ – начала ХХ в. был Валентин Александрович Серов (1856-1911)-выдающийся живописец и рисовальщик, превосходный портретист и пейзажист, театральный художник и иллюстратор. Именно ему суждено было практически осуществить переход от принципов искусства критического реализма конца ХIХ века к иным творческим принципам, что легли в основу искусства ХХ в. Программной работой Серова стала картина “Девочка с персиками”(1887) - портрет Веруши Мамонтовой, написанный в Абрамцево. В картине явно присутствуют элементы импрессионизма. Девочка в розовой кофточке с черным бантом сидит за столом, на котором желтеют бархатные персики. В окно льется хрустальный свет. Кленовые листья на столе как бы связывают пейзаж за окном с интерьером комнаты. Тени отбрасываемые предметами, прозрачны, и фигура кажется окруженной воздухом, Серов работал во многих жанрах, но ведущим в его творчестве стал портрет. Серов - один из самых крупнейших мастеров психологического портрета, его кисти принадлежат более 200 портретов.

(Под музыку ученики рассматривают картины и изобретения конца ХIХ в. После чего они приглашаются за столы. Краткий конспект)

2 урок. (звучит музыка В. Чайковского)

Учитель: Конец XIX – начало ХХ вв. ознаменовалось глубочайшими потрясениями общественно-политического и нравственного порядка. Подобные явления для периодов рубежа эпох, должно быть, вполне закономерны. Идет напряженная интеллектуальная работа, связанная с осмыслением опыта XIX в., столь богатого на открытия в области философии, науки и искусства. Социально-политические и экономические ситуации рубежа веков были необычайно сложны: экономические кризисы, усиливающие расслоение масс и надвигающаяся Первая мировая война не добавляли оптимизма и уверенности в завтрашнем дне. Казалось весь мир замер в ожидании неминуемой катастрофы. Состояние депрессии охватило практически всех.

Ученик: А.Блок

Век девятнадцатый, железный
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
С тобой пришли чуме на смену
Неврастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций,
И малодейственных умов.
Двадцатый век… Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
тень Люциферова крыла).
Сознанье страшное обмана
Всех прежних малых дум и вер,
И первый взлет аэроплана
В пустыню неизвестных сфер…
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть и ненависть к отчизне…
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все, разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи

6-й: Коронационные торжества в мае 1896 года омрачены невиданной трагедией. 18 мая на 13 день торжества, на предназначенном для парадов Ходынском поле собралась толпа в полмиллиона в ожидании гостинцев и подарков. Ночь прошла спокойно. В 6 часов утра толпа вскочила как один человек и бросилась вперед. Задние ряды напирали на передние, кто падал, того топтали, потеряв способность ощущать, что ходят по живым телам. Весь ужас продолжался 15 минут, но когда толпа опомнилась, было уже поздно. Погибли на месте или умерли в ближайшие дни 1300 человек, несколько сот получили увечья. Похороны пострадавших приняты на государственный счет, их семьям выдали по 1000 рублей. Однако государственный траур не объявлен. Праздник продолжается!

5-й: Выдающийся русский ученый, создатель аэродинамики, как науки Н.Е. Жуковский говорил: “Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы, но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума”. И вот в 1904 году Жуковский доказал это. Он открывает закон, определяющий подъемную силу крыла самолета, определяет основные профили крыльев и лопастей винта самолета.

3-й: Илья Ильич Мечников (1845-1916г.) был создателем современной бактериологии. ученый отдал много сил борьбе с инфекционными болезнями, чумой, туберкулезом. Внес бесценный вклад в учение об иммунитете. Его вклад в науку отмечен Нобелевской премией. Илья Ильич развивает идею о прививках против болезней, изучает проблему старости и борется за долголетие.

5-й: Пионеры авиации братья Райт впервые в мире совершили 17декабря 1903r. четыре устойчивых полета, которые длились от 12 до 59 сек. На расстояние от 36,5 до 260 м. На самолёте “Флайер 1” собственной конструкции ДВС. Полёты состоялись в г. Китти-Хаул. К 1908r. они добились устойчивого управляемого полета продолжительностью 1,5 часа.

2-й: 1-ro мая около 350тыс. американских рабочих вышли на демонстрацию с требованием 8-и часового рабочего дня. В Чикаго полицейские 3-го мая открыли стрельбу по демонстрантам. В ответ на действия полиции демонстранты 4-го мая на площади Хейморкетал во время митинга взорвали бомбу. Есть убитые и раненные. Ожидается суд над руководителями чикагских рабочих. Следствие и прокурор требуют смертной казни.

4-й: Павлов разработал метод условных рефлексов и установил, что в основе психической деятельности человека лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.

1-й: 1915r. Эйнштейн опубликовал второй труд "Общая теория относительности" посвященный свойствам тел при их ускорении или замедлении. Основная мысль - свет имеет массу, следовательно, подвержен влиянию тяготения. Теория подтверждена во время солнечного затмения. Это сенсация!

5-и: Нильс Бор вырос в Копенгагене, в семье профессора физиологии. Получив в Копенгагенском университете учёную степень, он в 1911r. уехал в Манчестер. Где в 1913г. предложил принципиально новую модель структуры атома.

2-й: 26 января 1904r. японский флот блокировал в Чемульпо крейсер “Варяг” и канонерскую лодку “Кореец”. Русские моряки предприняли героическую, но безуспешную попытку прорыва."Варяг" - потоплен, “Кореец” - взорван. Началась Русско-японская война.

1-й: 1903г. Супруги Кюри получили Нобелевскую премию по физике. Через 3 года Пьер погиб в автомобильной катастрофе. Мария - профессор кафедры - 1-ая в мире женщина профессор, продолжает опыты с радием, исследуя радиоактивность. Радий, в малых дозах, используют для лечения рака. Но Мария Кюри работала с радием долгие годы и подорвала своё здоровье. Мария Кюри, первый в мире ученый лауреат двух Нобелевских премий, умерла от лейкемии крови.

4-й: Одним из самых замечательных, хотя и неоднозначных изобретений человечества, стал - конвейер. Его создатель Генри Форд - отец массового машиностроения, человек талантливый и жесткий. Идея конвейера родилась после того, как созданная им компания по производству автомобилей (третья по счёту, Поскольку две предыдущие разорились) перестала справляться с заказами, которые за год увеличились вдвое. Когда же принцип .конвейерной сборки был внедрён Фордом, время на сборку ходовой части автомобиля уменьшилось с 13 часов до 93 минут. Сейчас ежедневно собирается до 1000 автомобилей.

2-и: Паника разразилась на Нью-йоркской фондовой бирже. Цены на акции, в конечном итоге, упали в 4,5 раза, владельцы бумаг внезапно стали банкротами. Известны случаи самоубийства банкиров, выбрасывающихся из окон, получив известие о банкротстве.3акрыты 130 фирм, около 1000000 ферм. Число безработных достигает 17 млн.человек .Без заработка каждый третий.

Учитель: Противоречивая эпоха. Рушатся прежние кумиры. Грядет новый век, сулящий крупномасштабные потрясения. В воздухе витает предощущение мистического ужаса, вселенской катастрофы. Все это приводит к стремлению уйти от реальности. Более сложным проявлением начавшегося кризиса было так называемое декадентство переводе с фр.упадок.

8-й: Писатели, художники, музыканты, театральные деятели словно охвачены настроениями пессимизма. Потеряли веру в человеческий разум?

9-й: А как это отразилось на их творчестве?

8-й: Исчез реальный человек с неповторимыми особенностями его характера, даже внешнего облика.

Человек все реже и реже появляется на картинах художников.

10-й: Но даже когда он появляется, он наделен чрезмерно малыми или большими конечностями, головой, плечами. Главное, по их замыслам, заключалось в том, чтобы изобразить человека "вообще",а для этого достаточно было самых схематических линий.

8-й: Не случайно именно в творчестве декадентов находятся истоки таких течений как символизм, кубизм.

Экскурсовод 5: (приглашение на выставку декадентов)

Наиболее ярко символизм проявился именно в картинах Врубеля. Михаил Александрович Врубель (1856-1910), несомненно, один из самых крупных и ярких художников рубежа веков. Талант Врубеля необычайно многогранен: и в монументальной живописи, и в станковой, и в скульптуре, и в книжной графике, и в создании театральных композиций - везде Врубель был гениален. В его творчестве символизм обрел собственный язык, свой мир образов, свой стиль. Одно из самых чарующих произведений Врубеля- картина “Царевна –Лебедь” (l910),созданная под впечатлением удивительного исполнения Надеждой Ивановной Забелой партии Царевны - Лебедь в опере Римского-Корсакова "Сказка о Царе Салтане", которую композитор написал специально для нее. Надежда Ивановна 3абела-жена и муза художника Врубеля. Сказочно-символический образ возникает из стихии моря, из плеснувшейся волны и вот-вот уплывет во тьму, оглянувшись, она в последний раз смотрит на нас. Грусть и любовь в ее глазах, больших и печальных. Чем-то тревожным веет от ее сказочно-прекрасного образа.

Есть образ, к которому Врубель возвращается на протяжении всей своей жизни - это Демон, символизирующий для него вечно мятущейся человеческий дух. Он созвучен лермонтовскому Демону. Страдающий и скорбный, властный и величавый, этот образ, созданный художником, стал классическим для всех искусств. Токами высокого духовного напряжения пронизан мир Врубеля - в этом его тайна и залог долговечности.

9-й: Посмотрите, что пишут: "Деревья превращены в цилиндры, а дома в “кубы”.

8-й: О! Это кубисты. Они считают основой всякой формы геометрические фигуры. Человека, например, можно написать прямыми линиями, квадратами, кубами.

10-й: Это бросается в глаза даже в портретах такого выдающегося испанского художника, как Пабло Пикассо.

Экскурсовод 6: Пабло Пикассо (1881-1973) был художником, во многом определившим характер западноевропейского и американского искусства ХХ века. Испанец, основную часть жизни проживший во Франции, он уже в 90-е годы заявил о себе как зрелый мастер, о чем говорят его работы" Девочка на шаре","Мать и дитя","Странствующие гимнасты".3то время делит творчество на два периода- “голубой” и “розовы”. Они названы так по выбору художником предпочитаемых им красок.

Вступив на самостоятельный путь в свой "голубой" период (1901-1904), он создает портреты и жанровые типы, в которых развивает тему одиночества, горя, обреченности человека. В этой живописи, объединенной холодной гаммой синего цвета, сливается, и перерабатываются в духе свойственного Пикассо в те годы скорбного, страдающего гуманизма опыт и психологического портрета.

В новый “розовый” период (1905-1906) гуманизм, свойственный искусству Пикассо, приобретает утверждающую направленность. В работах, созданных Пикассо в этот период (“Авиньонские девушки” и др.), отчетливо проявляются черты нового стиля, которые позже, приведенные в систему, дадут имя новой школы живописи-кубизма. В пейзажах, натюрмортах этого мастера органические мотивы подвергаются геометризированной деформации. “Я хочу изобразить мир таким, каким я его мыслю” - сказал однажды о себе и о своем творчестве Пикассо.

8-й: Каковы вообще цели искусства? Неужели в точном соответствии жизни. А как отразить неспокойную мятущуюся, неуверенную мысль? Душу отчаявшегося человека?

10-й: Вот тут и появляется абстракционизм. В нем нет человека, но есть особая форма воздействия на человека цветом, геометрическими фигурами. Русский авангардист Казимир Малевич намного опередил поиски европейских художников.

Экскурсовод 7:

Казимир Малевич (1878-1935) создал свой знаменитый “квадрат”. Идея создания “Черного квадрата” осенила Малевича в 1913r., когда он работал над оформлением оперы “Победа над солнцем”. В контексте оперы черный квадрат олицетворял закат западной живописи и всего, что опирается на нее. Кроме того, он мог восприниматься и как торжество нового над старым, Востока над Западом, человека над природой. "Черный квадрат" (не имеющий даже геометрически правильной формы) должен был стать современной иконой, пришедшей на смену традиционной христианской Троице. "Черный квадрат" Малевича – что это ? Бездна, куда можно убежать и в которой можно укрыться? Хорошо сказано у Бальмонта о черном квадрате души:

Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша,
Мое единое отечество
Моя пустынная душа.

Квадрат засасывает, поглощает человека, который в нем исчезает полностью без остатка. В прочем, у кого-то такая живопись вызовет непонимание, раздражение: “Зачем это нужно” или просто равнодушие: “Подумаешь, каждый так может”

Но почему же не каждый так пишет?

Учитель: ХХ век - это век перехода человека в новое качество. Человек ХХ века, поэтому мечется из одной крайности в другую, он силится найти связь времен и все время теряет ее.

Учитель: Так с чем же мы имеем дело в начале века -с упадком культуры или ее расцветом? (Дискуссия. Ученики высказывают свое мнение о событиях в науке и искусстве на рубеже веков, отвечая на поставленный вопрос.)

Учитель: Предлагаем проверить, внимательными ли вы сегодня были собеседниками и закрепить свои знания о событиях культуры на рубеже веков.

У каждого ученика опросные листы. После заданного вопроса, необходимо соотнести ответ с названием ряда, выбрать колонку с правильным ответом и поставить в эту ячейку номер вопроса.

Опросный лист:

Художники Моне Пикассо Серов Малевич Врубель
Картины Бал в Мулен де ла Галетт Скалы в Бель Иль Девочка на шаре Царевна-Лебедь Девочка с персиками
Изобретатели Эдисон Рентген Жуковский Форд Райт
Изобретения и достижения Эйфелева башня метро самолет конвейер фонограф
Ученые и открытия Павлов Периодическая система химических элементов Кюри Бор Теория относительности

Вопросы:

  1. Кто первым предложил принципиально новую модель атома водорода? (Бор)
  2. Основоположник импрессионизма в России? (Серов)
  3. Картина , посвященная Н.И.Забела – жене и музе автора? (Царевна-лебедь)
  4. Изобретение, сделавшее революцию в машиностроении, увеличившее производительность труда в 8 раз? (конвейер)
  5. Первый в мире профессор-женщина? (Кюри)
  6. Кто воплотил на холсте образ Демона ? (Врубель)
  7. Назовите основоположника авангардизма (Малевич)
  8. Чье изобретение было названо “Флайер 1” (Райт)
  9. Кто из отечественных ученых разработал метод условных рефлексов? (Павлов)
  10. О какой картине Клода Моне идет речь: “Море пенится, краски положены густо, в тени лиловеющих скал вода темна”? (Скалы в Бель Иль)

Домашнее задание.

Подведение итогов.

Завершение уроков.

При разработке уроков был использован материал урока Ю.Кралькиной “Серебряный век русской живописи: культ красоты” /Прил к 1 сентября “Искусство” № 35.1997г