Программа элктивного курса "Сокровища моего Я"

Разделы: Школьная психологическая служба


Элективный курс “Сокровища моего Я” рассчитан на 17 часов для учащихся 8-9-х классов с целью их предпрофильной подготовки. Этот курс окажет практическую помощь подросткам в определении собственных профессиональных интересов.

Гуманизация образования поставила вопросы развития социальной активности, творческих и интеллектуальных способностей, духовности и нравственности учащихся. Гуманитарные дисциплины помогают подростку более глубоко развиваться в духовной и интеллектуальной сферах. Но, к сожалению, наше образование не дает возможности применения всего спектра приобретаемого багажа из-за того, что оно ориентировано большей частью на теоретические знания. Разработка программы прикладной психологии (человековедение) для подростков ориентирована не только на получение знаний, но и конкретных умений, навыков необходимых в процессе социализации и самоопределения. Так как только те знания становятся из “чужих” “своими”, которые не только “пропущены через себя”, но и апробированы на самом себе, помогают формировать адекватную самооценку, уверенность в себе, коммуникативные навыки и чувства прекрасного. Это является важным условием для успешности человека в жизни.

Исследование показывает, что социально-психологическая компетентность – ключевой фактор личного успеха. Социально-психологическая компетентность предполагает следующее:

  • знание и понимание себя, своих сильных и слабых сторон, наличие уровня развития своих личных качеств;
  • знание и понимание других людей, индивидуальных различий, особенности подхода к разным людям;
  • знание и умение управления своим эмоциональным состоянием;
  • умение совершенствовать свои личностные и деловые качества;
  • знание, понимание и разрешение жизненных ситуаций;
  • понимание, осмысление и возможность изменения своего жизненного пути.

Жизненный путь – это, с одной стороны, - история жизни человека, а с другой – социальная форма его индивидуального развития. В психологии выдвинуто положение о том, что поиск фаз жизненного пути человека следует начинать с первых циклов его жизни. Согласно Э.Эриксону человек в своем психическом развитии проходит восемь фаз: 1-ый год, 2-3-й годы, 4-5-й годы, 6-11-й годы, 12-18 лет, ранняя зрелость, средний возраст, старость.

Пятая фаза (12-18 лет) – это тот период, когда важна социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта. В процессе социализации подросток приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые нормы поведения.

Социально-психологическая компетентность формируется на усвоении знаний курса практической психологии (человековедение) и мастерства делового взаимодействия. Напряженность социальной жизни, усложнение межличностных отношений, коренные социальные перемены, происходящие в обществе, психологическая эмансипация личности – все это вызывает необходимость проведения систематических учебных занятий, научно обоснованных, разработанных с учетом возрастных особенностей школьников, помогающих изучить наряду с многообразием мира самого себя как личность. Особенно остро эта проблема стоит в подростковом возрасте. Именно в это время совершается одно из важнейших открытий – открытие самого себя, поиск своего места в мире. Изменение в анатомо-физиологическом, интеллектуальном и нравственном развитии, изменение условий жизни и деятельности школьника подросткового возраста приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. Иногда это происходит болезненно, неравномерно, сопровождается конфликтами. По мнению К.Д.Ушинского, подростки подобны животному и человеческому организму, с заложенными в них силами жизни, творчества, противоречий во взаимодействии с внешним миром и с самим собой.

Обращенность к собственному духовному миру, собственной жизни, взаимоотношения с окружающими людьми – главное назначение курса “Человековедение”. Познать себя, анализируя те или иные проявления жизни подросток может понять, что собственная судьба, будущее человека зависят от его умения реально оценивать свои возможности. Это и достигается на занятиях курса.

Природа наделила человека огромным даром – способностью понимать себя и мыслить. Согласно взглядам К. Роджерса каждый человек обладает правом на самоценность и достоинство, сам создает свой мир и свою судьбу, совершая выбор. “Мне кажется, в глубине души каждый человек спрашивает: Кто я в действительности? Как я могу войти в контакт с моим настоящим “Я”, лежащим в основе моего поверхностного поведения? Как я могу стать самим собой?”.

Представление человека о самом себе эволюционизируется в соответствии с возникающими ситуациями и его собственными действиями; оно фактически формируется на основе того разнообразного опыта, который ему придется перенять в общении с другими людьми. Основная потребность человека, согласно гуманистической психологии – это самоактуализация, стремление к самовыражению и к самосовершенствованию.

В программе два раздела, где раскрываются основные понятия – самопознание и самовоспитание. Курсы самопознания и самовоспитания являются опорными в предмете человековедения, основой культуры эмоций и чувств, культурой общения и других аспектов культуры человека. Они дают возможность учащимся в раскрытии своего потенциала и его развитие. В процессе занятий по темам I раздела важно подвести учащихся к тому, что у каждого из них есть своя жизнь в ее целостности и единстве; к осознанию, что процессы протекающие во внутренней жизни, составляют единое целое; показать индивидуальность каждого, раскрыть богатсво внутреннего мира, сокровища собственного Я. С помощью средств человековедения есть возможность познакомить учащихся с психологическими особенностями человека, его способностями, помочь им понять свою индивидуальность. Необходимо направить их: на осознание важности укрепления физического и психического здоровья; на наиболее полное и широкое развитие личного самосознания, постепенно вырабатывая навыки самопознания.. На занятиях рассматриваются такие проблемы: “Для человека нет ничего более интересного в мире, чем люди” (В.Гумбольт); В какие игры играют люди, когда просто живут, почему ссорятся, барьеры общения и способы их “преодоления”.

В разделе II раскрываются общечеловеческие ценности, ценностная ориентация человека, пути самосовершенствования, приобщения к духовной культуре. Здесь основными понятиями являются: поступок, достоинство, кодекс чести, любовь, добро, истина.

Занятия по человековедению осуществляются как в традиционных формах - уроки, лекционно-практические занятия, а также в нетрадиционных - групповые тренинги, сеансы, ролевые и деловые игры, видеоуроки, уроки самовыражения и творческого поиска, зачетные диалоги, защита итоговой творческой (по выбору учащихся) работы.

ЦЕЛЬ – постижение богатства своего внутреннего мира, своих индивидуальных особенностей, мира собственных чувств и эмоций.

ЗАДАЧИ:

  • получение разнообразных знаний о процессе самопознания и самовоспитания, о себе целостно;
  • понимание своего собственного мира и окружения;
  • развитие воображения и творчества;
  • освоение путей самопознания.
  • умение увидеть перспективы личностного роста;

Основные принципы организации занятий:

  • равноправное полноценное межличностное общение
  • постоянная обратная связь
  • самодиагностика
  • оптимизация условий для успешного самораскрытия
  • гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер
  • добровольное участие
  • доверительность

Для решения задач курса выбраны следующие приемы и формы работы:

  • устный или анкетный опрос
  • обращение к личному опыту
  • тестирование, ситуационно ролевые, деловые, развивающие игры
  • рефлексия результатов, анонимное обращение учащихся к собственным трудностям
  • контроль уровня достижений в виде творческих заданий
  • индивидуальная работа в тетрадях
  • работа в парах, группами.

В занятия включены упражнения, тренинги предлагаемые следующими авторами: Н.И. Маленкова “Человековедение”, Д.В.Рязанова “Тренинг с подростками”, “Игры: обучение, тренинг, досуг” под ред. В.В. Петрусинского, А.Микляева “Я – подросток”, А.С.Прутченков “Трудное восхождение к себе”, Н.В.Самоукина “Практический психолог в школе”, “Руководство практического психолога” под ред. И.В.Дубровиной, Е.В.Шубина “Равновесие души”.

Используются следующие упражнения на самопознание и самодиагностику:

Я не такой как все и все мы разные;

Мои качества, что я умею и не умею;

Я – реальный; идеальный; глазами других;

Мои недостатки и достоинства;

Какой я человек?;

Каков я на самом деле?;

Каким меня видят окружающие;

Я – вселенная;

Я в будущем.

Дерево моей жизни

Игры-тренинги: Мои проблемы, Мои идеалы, Свое пространство, Откровенно говоря, Эмоциональная атмосфера, Путь к гармонии и успеху, Деловой тренинг.

Игры-тесты, тесты: Я предпочту, Твои увлечения, Самооценка, Ты хочешь быть солнцем, Какой я в общении, Саморегуляция, Активизация резервных возможностей и т.п.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I раздел

“Самопознание. Путешествие к своему Я” - 10 часов

Цели:

  • показать, что каждый человек индивидуален, имеет свой внешний образ, внутренний мир;
  • раскрыть роль самопознания для человека.

Задачи:

  • осознание необходимости психического и физического здоровья;
  • формирование навыков самопознания;
  • осознание своей личной жизни в ее целостности и единстве;
№ п/п Темы   Кол-во часов
  Человек и его возможности. Каждый человек - индивидуальность 2
  Образ - Я Что я знаю о себе? 2
  Понятие о самопознании Разные подходы к познанию себя самого. 2
  Мир моих чувств “Я” и “Ты” 1
  Освоение психотехнических упражнений Тренинги, самодиагностика, различные формы взаимодействия 2
  Осмысление роли самопознания Я среди людей. 1

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Тема 1

Возрастно-половые свойства человека (возраст: биологический, психологический, фаза жизни, пол). Индивидуальные свойства человека, понятие: темперамент, экстраверсия-интроверсия, визуалы, аудиалы, кинестетики. Способности человека.

Тема 2

Формирование образа Я. Открытие Я. Кто Я? Мой пол, имя, родословная, дом, семья... Какой Я? Природа человека. Что такое внутренний мир человека.

Тема 3

Знакомство с разными подходами к познанию себя самого, психодиагностика в процессе самопознания, анализ и самоанализ, рисунок как средство самопознания. Упражнения: “Настроение”, “Человек”, “Ассоциации”, “Подари портрет”, “Моих 5 самых…”.

Тема 4

Чувства и эмоции, их функции в поведении человека, чувства полезные и вредные, способы выражения чувств, особенности собственного эмоционального мира. Понятие о стрессе, о культуре эмоций. Упражнения: “Айсберг”, “Маска”, “Словарь чувств”, “Подвиг искренности”…

Тема 5

Самоисследование своей эмоциональной жизни, освоение приёмов нормализации переживания социально-неодобряемых эмоций. Тренинги: “Я-высказывания”. Упражнения: “Эксперимент”, “Бумажное зеркало”, “Психологическая карта Я”, “Письмо к себе”.

Тема 6

Самопознание как основа самовоспитания человека. Я – настоящее, идеальное, глазами других. Я среди людей – как мы общаемся, слагаемые общения, функции общения, вербальные и невербальные формы общения, кладовая секретов общения. Упражнения, тренинги: “Угадай стиль общения”, “Алло, я вас слушаю”, “Разговор”, “Догадайся по словам”, “Догадайся по глазам”.

II раздел

“Самовоспитание” - 7 часов

Цель: раскрыть пути самовоспитания, возможности совершенствования человека.

Задачи:

  • развивать навыки самосовершенствования;
  • развивать личностное самосознание;
  • побуждать к поступку по совести и по справедливости.
№ п/п Темы   Кол-во часов
  Самовоспитание и самосовершенствование – важнейшие человеческие потребности Человек – “вечный ученик”, общечеловеческие ценности, ценностные ориентации человека. 1
  Трудное восхождение к себе Кодекс чести, поступок, достоинство человека, честное слово, личный выбор, приобщение к духовной культуре. 2
  Любовь – путь преобразования внутреннего мира человека Виды любви, любовь материнская, любовь между родителями и детьми, братская любовь, любовь к себе и эгоизм. 2
  Выбор жизненного пути Осмысление стереотипов труженика, лентяя, бездарности; профориентационные игры и упражнения. 2

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Тема 1

Смысл жизни. Понятие самосовершенствования. Выбор собственного пути развития. Нравственное совершенствование человека в повседневной жизни. Различные способы решения жизненных проблем.

Тема 2

Культура общения. Особенности человека, способствующие продуктивному общению и разрушающие его. Понятие об эмпатии и её развитии. Поиск новых способов поведения в контактах с людьми.

Тема 3

Знакомство с разными видами любви. Характеристика любви. Язык телодвижений как индикатор внутреннего состояния, мыслей, эмоций и желаний человека. Дружба и любовь.

Тема 4

Переоценка ценностей. Обновление жизненного кредо. Самообразование. Пять шагов самоусовершенствования. Упражнения: “Мои задачи”, “Мастер”, “Я отвечаю за себя”, “Моё будущее”. Творческие задания: “Автобиография”, “Стратегия жизни”, “Что же у нас получилось?”.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Тема 1

Смысл жизни. Понятие самосовершенствования. Выбор собственного пути развития. Нравственное совершенствование человека в повседневной жизни. Различные способы решения жизненных проблем.

Тема 2

Культура общения. Особенности человека, способствующие продуктивному общению и разрушающие его. Понятие об эмпатии и её развитии. Поиск новых способов поведения в контактах с людьми.

Тема 3

Знакомство с разными видами любви. Характеристика любви. Язык телодвижений как индикатор внутреннего состояния, мыслей, эмоций и желаний человека. Дружба и любовь.

Тема 4

Переоценка ценностей. Обновление жизненного кредо. Самообразование. Пять шагов самоусовершенствования. Упражнения: “Мои задачи”, “Мастер”, “Я отвечаю за себя”, “Моё будущее”. Творческие задания: “Автобиография”, “Стратегия жизни”, “Что же у нас получилось?”.

Предполагается, что в освоении программы по самопознанию и самовоспитанию у учащихся появиться возможность почувствовать и осмыслить резервы своего внутреннего мира, практически использовать эти знания в процессах гармонизации себя и своих отношений с окружающим миром, социализации и самоопределении.

Предполагаемые темы рефератов:

  • “Человек, словно в зеркале мир, - многолик. Он ничтожен – и он же безмерно велик”. (О.Хайям).
  • “Без многого может обходиться человек, но только не без людей” (К.Берне).
  • “Взаимосвязь внешнего и внутреннего мира человека”.
  • “Тело – храм души”.
  • “Нужны ли людям конкурсы красоты?”
  • “Быть одним, оказать другим – нравственно ли это?”
  • “Верить или знать, чему бы вы отдали предпочтение, находясь в ситуации выбора?”.
  • “Любовь к самому себе – роман, длящийся целую жизнь” (О. Уайльд).
  • “В чем отличие чувства страха человека и животного?”
  • “Надо ли обижаться?”
  • “Культура настроения. Как ее воспитывать?”
  • “Путешествие к Сокровищам моего Я”

ЛИТЕРАТУРА

  1. Л.К.Рахлевская Самопознание в процессе изучения человековедения. 1-2 части. – Томск, 1996.
  2. Психология: Учебное пособие для 5-8-х классов. – М., 1998.
  3. У.А.Казанский. Игры в самих себя. – М. Роспедагенство, 1995.
  4. Е.И.Рогов. Настольная книга практического психолога. – М., 1993.
  5. Н.Козлов. Философские сказки для обдумывающих житие. Практическая психология на каждый день. – М., 1997.
  6. Л.Н.Маленкова Человековедение. – М, 2000 г.
  7. А.С.Прутченков. Трудное восхождение к себе. – М., 1995 г.
  8. В.В.Петрусинский. На пути к совершенству. – М., 1995 г.
  9. А.Микляева. Я – подросток. Ч.1-2. – С-Пб, 2003.
  10. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1995 г.
  11. Д.В.Рязанова. Тренинги с подростками. – М., 2003 г.
  12. Лиз Бурбо. Слушайте свое тело, своего лучшего друга на Земле. – София, 2000 г.