Из опыта преподавания географии в малокомплектных сельских школах

Разделы: География


В связи с постоянным уменьшением рождаемости всё больше становится малокомплектных сельских школ, где учеников в классе насчитывается всего 3-5 человек. Чаще всего такие школы располагаются далеко от крупных населённых пунктов. В связи с такой малой численностью учащихся обучение всё чаще происходит в разновозрастных учебных группах, объединяющих учащихся 2-3 классов. При этом возникают особые трудности в построении учебного процесса. Как сделать его полноценным, как правильно спланировать работу каждого учащегося на уроках, где одновременно обучаются дети разных возрастов?

Малочисленные классы имеют свои преимущества и недостатки. Преимуществом является то, что в таких классах очень тесен контакт между учителями и учащимися. Педагог зачастую хорошо знает особенности каждого ребёнка, бытовые условия и отношения в семье, его склонности и увлечения. В сельской местности жизнь каждого человека на виду. Это позволяет педагогу легче найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. На уроках больше возможности организовать индивидуальную работу с учащимися, так как есть возможность у учителя уделить внимание каждому. В маленьких классах гораздо реже возникают проблемы с дисциплиной.

В то же время обучение в малокомплектной школе имеет ряд проблем, связанных с сельским образом жизни:

  • Многие сельские школьники имеют низкие познавательные интересы;
  • Самостоятельность в овладевании знаниями недостаточная;
  • Слабо развиты коммуникативные качества.

Всё это приводит к тому, что успеваемость и качество образования уступает учащимся городских школ. Часто дети имеют низкую технику чтения, что также влияет на уровень обученности. Многие совершенно не стремятся учиться в школе и не желают продолжать образование после окончания 9-го класса.

Перед учителями малокомплектной школы стоят задачи не только дать учащимся знания по предмету в соответствии с государственными стандартами, но и развивать умение общаться с детьми разного возраста в процессе учёбы, самостоятельность, умение быстро адаптироваться в новых условиях.

Решение этих задач происходит на протяжении всего учебно- воспитательного процесса, в том числе и на уроках географии.

В своей практике я применяю разнообразные приёмы , направленные на обучение учащихся ведению совместной деятельности при получении знаний:

Основой для организации работы на уроке я взяла приемлемые методики КСО (коллективного способа обучения) : методику Ривина, взаимотренаж, взаимопроверку, взаимопередачу тем. Так как классы очень маленькие по численности, предусматривается только парная работа.

1. Взаимопроверка, взаимотренаж используется при изучении номенклатуры, при выполнении практических работ по определению географических координат, часовых поясов и т.д.

Взаимопередачу тем применяю при изучении более лёгких для усвоения тем: природные зоны, при изучении регионов и др.

2. Самостоятельное изучение текста с использованием маршрутной карты.

Берётся текст небольшого объёма для того, чтобы ученик в течение урока смог его проработать. В маршрутной карте прописаны все шаги, которые он должен пройти в течение урока. Приведу пример одной из таких карт.

Тема: Озёра, 6 класс.

1. Прочитай п.1 параграфа 31

  • выпиши определение озера в тетрадь;
  • найди на карте самое большое озеро;
  • самое глубокое озеро.

2. Изучи п.2 “Озёрные котловины”.

  • заполни таблицу в рабочей тетради стр.

3. Выбери из п.3

  • какие озёра являются сточными, а какие бессточными.

4. Нанеси на контурную карту стр. 5-6:

  • озеро Байкал;
  • озеро Каспийское.

5. Используя словарь терминов, повтори:

  • озеро
  • озёрная котловина
  • старицы
  • болото
  • сточные и бессточные озёра.

6. Проверь свои знания. Выполни тест. (3-4 задания)

Выполнение работы обязательно проверяется и оценивается. Такая работа повышает ответственность, развивает технику чтения. После проверки качества усвоения материала изученная тема является основой для проведения взаимопередачи тем.

3. Совместное изучение текста в паре.

Для работы использую переработанные тексты, в которых взято самое главное. Готовлю тексты для разных классов , набираю на компьютере и отпечатываю. Привожу пример карточки для 6 класса.

Тема: “Равнины суши”.

Обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью называются равнинами.

1. Равнины бывают:

  • плоскими (если на них совсем нет возвышений и понижений);

Рис.37 учебника.

Пример: Западно- Сибирская равнина.

  • холмистыми ( если там встречаются холмы).

Рис.38 учебника. Пример: Восточно- Европейская равнина.

2. Равнины различаются по высоте:

  • низменности (от 0 до 200м)

Пример: Амазонская низменность

  • возвышенности (от 200 до 500 м)

Пример: Среднерусская возвышенность

  • плоскогорья (выше 500 м)

Пример: Среднесибирское плоскогорье

  • впадины (ниже уровня моря)

Пример: Прикаспийская низменность.

3. Изменение равнин.

  • В результате действия воды: овраги;
  • При работе ветра: дюны и барханы;
  • В результате деятельности человека: добыча полезных ископаемых, строительство домов, дорог.

Вопросы и задания к изученному:

Дать определение равнины;

  • Какими бывают равнины по рельефу? (Привести примеры.)
  • Как различаются равнины по высоте? (Привести примеры.)
  • За счёт чего изменяются равнины?

4. Работа с терминами и понятиями.

Все понятия по курсу географии для каждого класса с объяснением напечатаны на отдельном листе и находятся постоянно на рабочем столе ученика. По ним регулярно провожу работу и при изучении нового материала и при повторении. Удобно применять в разновозрастных группах. Таким же образом провожу работу с номенклатурой , которую должны знать учащиеся по стандарту.

Используя описанные приёмы работы, мне удалось существенно повысить качество знаний учащихся.

Рекомендуемая литература: М.А. Мкртчян “Общие методики коллективных учебных занятий” г. Красноярск , Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2001г.