Обобщающе-повторительный урок по разделу "Древний Восток". Урок-соревнование

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Закрепить в памяти учащихся знание того, какой вклад внесли народы Древнего Востока в развитие хозяйства и культуры всего мира.
  • Подвести учащихся к осмыслению важнейших закономерностей в истории Древнего Востока.
  • Продолжить обучение навыкам сравнения, обобщения, умению делать выводы, анализировать информацию и применять полученные знания не практике.

Тип урока: Урок-соревнование.

Оборудование:

  • Карта “Древние государства мира”.
  • Картины со сценами из жизни Древнего Востока.
  • Карточки-задания (см. приложение 1).
  • Игра-схема (плакат) “Путь к пирамиде”.
  • Кроссворды.
  • Криптограммы (см. приложение 2).

Ход урока

I. Постановка учебного задания

Класс делится на три команды. Каждая выбирает капитана, консультанта назначает учитель. Консультанты помогают контролировать итоги каждого этапа соревнования. Составляются списки участников, которые передаются учителю и консультантам.

II. Работа в группах

Задание 1. Выполняется капитанами.

Работа с терминами. Каждый капитан получает карточки. Он должен соотнести друг с другом термины с их значениями. Консультанты фиксируют время выполнения и правильность выполнения задания. В зависимости от результатов, каждая команда продвигается по схеме вперед к пирамидам (высший балл – 3) на 3, 2, 1 деления.

Задание 2. Выполняет один игрок от команды (высший балл – 4). Игрок должен расположить в хронологической последовательности под соответствующими номерами картинки: строительство пирамид, висячие сады Семирамиды, каменный столб с изображением законов Хаммурапи.

Задание 3. Выполняет один игрок от команды. В кроссворде 10 слов. Оценивается правильность ответов и время выполнения (высший балл – 4).

Задание 4. Выполняет один игрок от команды. Составить рассказ по картинке от имени участника события (высший балл – 5). Можно взять любую иллюстрацию из учебника.

Задание 5. Выполняют два участника команды (высший балл – 5). Разгадать криптограмму. В задании зашифрована цитата. Каждая цифра в задании соответствует букве русского алфавита. Шифр написан на доске или на карточке, которая выдана игроку. Оценивается правильность и скорость выполнения задания.

Задание 6. Участвует вся команда (высший балл – 5). Команды получают картинки, которые они должны “оживить”. Можно предложить: Суд Осириса, Школа Междуречья, Сбор налогов в Древнем Египте (вариантов много на усмотрение учителя).

III. Подведение итогов

Итоги подводятся по результатам продвижения команд к финишу. Поскольку игра составлена по образцу детских настольных игр, в ходе ее возможны были возвраты команд назад или перескакивание вперед. Возможно, также, что команды набирают одинаковое число баллов. В этом случае можно предложить детям продумать по 3-5 вопросов команде-сопернице и подвести окончательный итог.

Победившая команда, оценившая предварительно участие каждого игрока (возможно, кто-то был пассивен или подводил команду), получает оценки – 5, команда, занявшая второе место – 4. Набравшие меньше всех баллов получают задания на карточках (тест из 5 вопросов). По результатам теста каждый учащийся оценивается индивидуально.