Интегрированный урок: история + французский язык по теме: "Искусство XIX в. в поисках новой картины мира"

Разделы: История и обществознание, Иностранные языки


Тип учебного занятия: Изучение и первичное закрепление нового материала.

Цели:

  • Создать условия для:
    • понимания того, что индустриальная эпоха - время новаторских поисков художественных средств выразительности, с помощью которых деятели искусства стремились запечатлеть новую картину мира; что их открытия помогли человечеству по-новому посмотреть на мир, природу человека;
    • формирования таких навыков визуальной коммуникации, как способность рассматривать произведения живописи; умение видеть отдельные детали; понимать их смысл и значение; воспринимать детали произведения во взаимосвязи; умения отличать художественные особенности произведений искусства и киноискусства; формирования собственного впечатления от произведений искусства; расширения представлений об эпохе, осознания процесса складывания ценностей, соответствующих новой эпохе;
    • развивать навыки говорения и аудирования на французском языке по теме “Живопись”, применить полученные ранее знания на уроках французского языка в новых речевых ситуациях;
    • воспитания эмоционально-ценностного отношения к памятникам культуры;
    • развития навыков работы с программными средствами.
  • Для ученика:

Учебный элемент

Знать

Уметь

  • Понятия: изобразительное искусство, живопись, скульптура, импрессионизм, постимпрессионизм, салонное искусство, пленэр, гротеск, деформация, локальный цвет, камерная музыка, баллада, серенада, опера, кинематограф, киноискусство, кинотеатр, комик, крупный план, архитектура, небоскрёб.
  • Лексические единицы и модальные фразы на французском языке по теме “Живопись”.
  • Деятели искусства: Франcиско Гойя “Портрет семьи Карлоса IV”, “Расстрел повстанцев в ночь со 2 на 3 мая 1808 г.”, Теодор Жерико “Плот “Медузы”, Эжен Делакруа “Свобода, ведущая народ”, Оноре Домье “Улица Транснонен”, Гюстав Курбе “Дробильщики камня”, “Веяльщицы”, Жан Милле “Собирательницы колосьев”, Эдуард Мане “Портрет Золя”, Клод Моне “Впечатление. Восход солнца”, “Руанские соборы”, Камиль Писарро “Бульвар Монмартр в Париже”, Огюст Ренуар “Девушка с веером”, Эдгар Дега “Голубые танцовщицы”, Огюст Роден “Врата ада”, Поль Сезанн “Натюрморты”, Поль Гоген “Таитянские пасторали”, Винсент Ван Гог “Едоки картофеля”, “Красные виноградники в Арле”, Франц Шуберт “Лесной царь”, Фридерик Шопен “Революционный этюд”, Джузеппе Верди “Жорж Бизе “Кармен”, Клод Дебюсси “Ноктюрны”, Жорж Мельес, Огюст и Луи Люмьеры.
  • Хрустальный дворец, Эйфелева башня, Манхэттен.


+


+


+

 

 


+

 

 

 

 

 

Применять в монологической и диалогической речи.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор.
  • Компьютерный класс.
  • Дидактический материал.
  • А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история 1800–1918, §23–24 “Искусство XIX века в поисках новой картины мира”,
  • Е.Я. Григорьева. Histoire de la France/ De 1789 a la fin de XIX siecle. СПб: Питер Пресс, 1996.
  • CD-ROM:
    • “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2003 (8 дисков),
    • “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства”, 2002.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Организационный момент

Цель: готовность к уроку, раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Создание групп учащихся (использованы элементы групповой формы обучения) Распределение ролей для работы в группе:
  • Эксперт
  • Хранитель времени
  • Программист
  • Референт
  • Аналитик

II. Подготовка учащихся к основному этапу работы

Цель: создать условия для мотивации учения, используя опорные знания и личный опыт учащихся, для понимания цели учебного занятия через анализ блок-формулы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организует анализ блок-формулы.
Знакомит с направлениями искусства XIX века
Ожидаемый результат: выдвигают гипотезы о взаимосвязи развития индустриального общества и искусства XIX века

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Цель: cоздать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала через работу в группах.

Основные вопросы занятия

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Художественная культура XIX в.: Формулировка проблемного вопроса:

Доказать, что в индустриальную эпоху появляются новые художественные средства выразительности, с помощью которых мастера искусства рисовали новую картину мира.

Организация работы по изучению основных вопросов темы.
Консультация учащихся.
Коррекция работы групп.

 

 


1. Изобразительное искусство романтизма.

 

 

 

 



2. Изобразительное искусство реализма.

 

 

 

 




3. Живописцы счастья (художники импрессионизма).

 

 

 



4. Постимпрессионизм в живописи.

Предоставляет материал на французском языке, консультирует учащихся.

 

 

 




5. Рождение и первые шаги кинематографа.

Поиск фактов с целью ответа на поставленный вопрос:

Анализ произведения искусства с опорой на алгоритм: “Как можно анализировать произведения живописи?”.

1. Сведения об авторе произведения. Какое место это произведение занимает в его творчестве?
2. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.
3. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.
4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции.
5. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению.
6. Каковы ваши личные впечатления от произведений живописи?

Группа № 1

Задание группе

Источник информации

Приготовить рассказ от имени Франсиско Гойи о себе и своем творчестве.

Рассмотреть картину Франсиско Гойи “Портрет семьи Карла VII”.

1. “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2003 (8 дисков)

2. “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства”, 2002

Группа № 2

Задание группе

Источник информации

Приготовить рассказ от имени персонажа картины Гюстава Курбе “Дробильщики камня” 1. “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2003 (8 дисков)

2. “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства”, 2002

Группа № 3

Задание группе Источник информации
Подготовить рассказ на французском языке от имени французских лицеистов о зарождении импрессионизма и творчестве К. Моне.

Рассмотреть картину К.Моне “Впечатление. Восход солнца”.

1. “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2003 (8 дисков)

2. “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства”, 2002

Группа № 4

Задание группе Источник информации
Рассмотрите картину голландского живописца Винсента Ван Гога “Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой”.

Приготовить рассказ от имени искусствоведа о творчестве Ван Гога.

1. “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2003 (8 дисков)

2. “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства”, 2002

Группа № 5

Задание группе Источник информации
Приготовить рассказ от имени братьев Люмьер об истории открытия кинематографа. 1.“Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2003 (8 дисков)

2. “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства”, 2002

IV. Этап первичной проверки понимания изученного

Цели:

  • установить правильность и осознанность изученного материала;
  • выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся;
  • провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала через фронтальный опрос.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация работы по предъявлению выполненных заданий Выступают с итогами выполненной работы.
Отвечают на вопрос эксперта каждой группы по цепочке, дополняют ответы других групп. Предполагаемые вопросы:

1. Объясните, почему испанского художника Франсиско Гойя считают величайшим портретистом романтизма.
2. Какие стороны повседневной жизни простого человека нашли отражение в бытовом жанре реалистической живописи?
3. Что вы можете сказать о творчестве Курбе?
4. Каковы основные темы, сюжеты и образы произведений Ван Гога?
5. Какие художественные приёмы кинематографа были изобретены и использованы Ж. Мельеном?

2-м группам, полнее и правильнее ответившим на вопросы, вручается суперприз – “Кот в мешке”.

V. Этап обобщения и систематизации знаний

Цель: создать условия для формирования целостной системы ведущих знаний учащихся, формирования у них обобщенных понятий.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений.

Заполнение блок-формулы.

Выполняют тест на компьютере:

Задание. Установите соответствие, чтобы дополнить блок-формулу:

Утончённая, впечатлительная личность, способная видеть красоту момента;
Устремлённый к свободе и счастью человек в мире вечного зла и вечной борьбы с ним;
Типичный человек в типичных обстоятельствах несовершенного мира;
Настоящая сенсация! За 20 минут – увидеть то, что казалось совершенно невероятным;
Дом человека должен напоминать жилище пчёл;
Человек и природа неразделимы. Современное общество не расположено к мечте и творчеству.
Постимпрессионизм;

Архитектура;

Романтизм;

Кино;

Импрессионизм;

Реализм.

VI. Этап информации о домашнем задании

Цель: создать условия для понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Инструктаж по выполнению домашнего задания. Задания:

1. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история 1800–1918, §23–24 “Искусство XIX века в поисках новой картины мира”.

2. Е.Я. Григорьева Histoire de la France/ De 1789 a la fin de XIX siecle. – СПб:Питер Пресс, 1996, стр. 227- 232.

3. “Кот в мешке”-I (группа учащихся готовит диалог на французском языке “Эйфелева башня и Ги де Мопассан”), сообщение по теме “Города и новые архитектурные формы XIX века”.

4. “Кот в мешке”-II (группа учащихся готовит презентацию по теме “Западноевропейская музыка XIX века”).

VII. Этап подведения итогов и рефлексия

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, обеспечить усвоение учащимися принципов самореализации и сотрудничества.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подведение итогов учебного занятия.
Характеристика работы класса.
Оценивают свою работу, работу группы по 10-балльной системе:
  • Я (работа на уроке)
  • Мы (работа группы)
  • Дело (выполнены цели урока)