Урок по теме: "Реки". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Тема: "Реки"

Технология: ЗСТ.

Форма урока: исследовательская работа в парах.

Цели урока:

  1. Формирование понятия исток, устье, речная система, русло, пойма, бассейн, реки, водораздел, водопад.
  2. Продолжить развитие умение выделять главное при работе с текстом учебника географии ,стимулировать любознательность.
  3. Формирование географической культуры.

Функции урока: развивающая, обучающая, корректирующая.

Научно методическое содержание урока: Любая река имеет исток, устье, русло, пойму, долину, притоки. Главная река и притоки вместе составляют речную систему. Территория, с которой река со своими притоками собирает воду, называется бассейном реки. Граница между бассейнами называется водоразделом. Влияние рельефа на характер течения рек.

Геономенклатура: реки Волга, Обь, Иртыш, Амур, Амазонка, Нил, Лена.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы для 6 класса, контурные карты, макет «Бассейн реки», проектор (компьютер), схема «Речная система», карандаши цветные, цветные полоски, заготовки «Река»

Ход урока

I. Вход в урок (2мин.)

Приветствие:

-Здравствуйте, садитесь поудобнее. Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение? Покажите.

(Дети показывают цветными полосками)

-Отметьте своё настроение в дневнике урока цветными карандашами в цветовой модели настроения под №1. (приложение №1)

-Я очень рада, что оно у вас такое. Думаю, что оно изменится ещё в лучшую сторону в конце урока.

Во время урока мы постараемся выполнить следующие виды работы (приложение №2):

-домашнее задание по вариантам;
-самостоятельное заполнение таблицы №1;
-работа с картой;
-самостоятельное заполнение таблицы №2;
-основные понятия новой темы.

II. Актуализация знаний. (5мин.)

-Выберете задание сами.

I-й на оценку «3-4»

II-й на оценку «4-5»

Вариант №1

1.Нефть и газ чаще всего добывают:

а) на дне мирового океана
б) на шельфе мирового океана;
в) в соленых озерах

2.Используя карту полушарий, укажите пролив, разделяющий Евразию и Африку:

а) Берингов
б) Босфор
г) Геблартарский
д) Дрейка

3.Покровное оледенение распространено:

а) в Гренландии
б) в Гималаях

4. Шельфовая зона тянется до глубины:

а) 2000м
б) 200м
г) 20м

5. Пласты горных пород, которые не пропускают воду, называются:

а) водоупорным
б) водопроницаемым

6. Укажите условия, при которых образуются подземные воды:

а) осадки
б) водопроницаемые породы
в) все ответы верны

Вариант №2

1.Укажите верное утверждение.

а) самый глубокий океан Земли - Индийский
б) средняя соленость вод Мирового океана составляет 35 промилей.
в) большую часть гидросферы составляют подземные воды.
г) Средиземное море является частью Индийского океана.

2.Средние уровни разных морей и океанов:

а) совпадают
б) не совпадают

3.Укажите условия, при которых образуются подземные воды:

а) осадки
б) водопроницаемые породы
в) все ответы верны

4. К бассейну, какого океана относится Охотское море?

а) Индийского
б) Тихого
в) Атлантического
г) Северного Ледовитого

5. На рисунке буквой. А обозначен:

а) глубоководный желоб
б) материковый склон
в) ложе океана
г) материковая отмель

img1.JPG (4695 bytes)

-После выполнения проверяем друг у друга, используя ключ, который я вам предлагаю, и выставляем оценки в свой дневник урока (лежит на парте у каждого ученика).
- Отметьте своё настроение в дневнике урока цветными карандашами в цветовой модели настроения под №2

Вариант

вопрос

1

2

3

4

5

I

б

в

а

б

а

II

б

а

в

б

а

III. Изучение нового материала.

1 Поиск и формирование новой темы. (3мин)

Для определения темы и цели урока предлагается просмотреть слайды, изображающие реки (горные, равнинные, приложения №3.1., №3.2., №3.3..), схему бассейна реки, а также чтение загадок).

«Течет - течет - не вытечет; бежит – бежит – не выбежит»

-Как будет называться тема нашего урока?

А что мы сегодня узнаем в этой теме, как вы думаете?

(На доске высвечивается тема «Реки» и эпиграф)

«Вот отсюда, именно отсюда,
из глубин лесного родника.
Выбегает голубое чудо-
Великая река»
Н.Палькин.

2.Понятие "река" (2мин)

-Все вы были на побережье реки, расскажите о ней.

-Наверное, вы представляете себе воду, текущую постоянно в углублении на поверхности суши. А это углубление называется руслом. Так как бы вы дали определение реки? Река- это поток…..

-Запишем определение в тетради.

«Река- это поток воды текущий в углублении называемое руслом»

3.Речная долина. ( работа с макетом) (2 мин) (приложение №6.)

-Русло всегда находится на дне более широкого углубления в рельефе, которое называется речной долиной. Попробуйте показать на схеме склоны долины, русло реки.

-Пониженная часть речной долины, которая затопляется водой, называется поймой.

(Высвечивается схема речной долины

(Дети записывают определение в тетрадь…….)

4.Части рек.

4.1.Работа с таблицей №1(4мин)

-Каждая река имеет исток и устье, работая с текстом учебника странице 92 раздел 1-й абзац 1-2-3-й. самостоятельно заполняете таблицу №1 «Части рек». Ваша задача найти определение и привести примеры, что такое исток и устье.

(Дети работают самостоятельно по парам, заполняют таблицу и обсуждают с сидящим за одной партой)

Таблица №1

Части рек

Определение

Примеры

Исток Место…..  
Устье Место …..  

4.2.Проверка проделанной работы.(2мин)

-Давайте проверим результаты вашей работы. Обменяйтесь тетрадями друг с другом и сверьте правильность заполнения таблицы с моим.

(Высвечивается таблица №1………..)

-Оцените работу своего напарника и выставьте оценку в оценочную таблицу дневника урока..

- Отметьте своё настроение в дневнике урока цветными карандашами в цветовой модели настроения под №3.

(Дети проверяют и выставляют оценки)

4.3 Работа со схемой реки от истока к устью. (приложение №9)

-На этой схеме показано, откуда реки берут своё начало, т.е. исток и куда впадают - устье.

4.4. Работа с картой полушарий (настенной) (1мин)

-Найдите мне любую реку, назовите и покажите её от истока к устью.

(Дети находят сначала в атласах, а затем показывают на настенной карте, 1-н ученик в течении 1-й минуты)

4.5. Понятие "притоки". (1 мин)

- Как вы уже заметили, каждая река имеет притоки. «Притоком называется более мелкий водный поток, впадающий в главную реку». Те, которые впадают справа - правые, а слева - левые. Правило определения левого и правого притока.

а) Встать лицом к устью, т.е. по течению.
б) Справа будет правый приток, слева - левый.

4.6. Речная система.

-Главная река и все её притоки образуют речную систему.

5. Валеологическая пауза (5-6 мин)

-Определите по физической карте России, находящейся в атласе реку Лена. Найдите её исток и устье. (Река Лена берёт своё начало из Байкальского хребта в 40 километрах от озера Байкал.) Назовите два главных её притока.

-Определите из названных вами притоков правый и левый.

-У вас на столах лежат названия рек, о которых мы сейчас говорили.

(Звучит музыка………)

-Встаньте так, чтобы образовалась речная система реки Лена.

(Дети встают согласно розданным карточкам рек.)

-Теперь давайте разомнёмся, возьмите друг друга за руки и встаньте в один ряд. Покажем, как протекает наша река Чульман.

6. Бассейн реки. (1мин)

-Территория, по которой течет река, называется бассейном реки,

(Дети записывают определение.)

-Граница между бассейнами называется - водоразделом.

7. Влияние рельефа на направление и характер течений.

(Показ слайда реки горные и равнинные) (приложения №3.1., №3.2., №3.3..)

-Как вы думаете, будет ли влиять рельеф на характер течения реки? Но чтобы ответить на этот вопрос вы должны будете заполнить таблицу №2. Используя текст учебника стр.93 абз.2,3 сверху.

(Дети работают самостоятельно по парам, заполняют таблицу и обсуждают с сидящим за одной партой)

7.1.Работа с таблицей №2(4мин) (приложение №11)

Таблица №2

Реки

Сравнение рек

Характер течения

Рельеф

Скорость течения

1. Горные Бурлят, пенятся Горный Огромная
2. Равнинные Медленная Равнинный Спокойное

7.2.Проверка проделанной работы.(2мин)

-Давайте проверим результаты вашей работы. Обменяйтесь тетрадями друг с другом и сверьте правильность заполнения таблицы с моей.

(Высвечивается таблица №2………..)

-Оцените работу своего напарника и выставьте оценку в оценочную таблицу дневника урока..

- Отметьте своё настроение в дневнике урока цветными карандашами в цветовой модели настроения под №4.

(Дети проверяют и выставляют оценки)

IV. Первичное закрепление новых знаний и умений.(1 мин)

(Высвечивается текст «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая , то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая, так и люди». Л.Н. Толстой.)

-Как вы думаете, что автор находит общего между человеком и рекой?

V. Домашнее задание. (1мин)

-1-й вариант параграф 28, знать определение.
-2-й вариант параграф 28, к/к., отметить реки, которые встречаются в тексте параграфа.
-3-й параграф 28, творческое задание (сочинение по высказыванию Л.Н Толстого).