Из опыта работы с новым учебно-методическим комплектом "Happy English.ru" (авторы К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман)

Разделы: Иностранные языки


В 2004 году в средней общеобразовательной школе N10 г. Байконур для работы в 5, 6, 7 классах был выбран учебно-методический комплект “Happy English.ru” авторов К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман. Каждый УМК включает следующие компоненты:

  • учебник с текстами для домашнего чтения
  • книгу для учителя
  • рабочие тетради №1, №2 с раздаточным материалом
  • аудиокассеты

УМК рассчитан на занятия английским языком три часа в неделю, что соответствует положениям современного базисного учебного плана. Вместе с тем его объем и структура построения дают возможность организовать обучение в рамках как расширенного, так и сокращенного учебного плана.

Содержание курса отобрано в строгом соответствии с требованиями учебных программ и стандартов к формированию комплексных умений учащихся.

Особенностью содержательного построения курса является использование оригинальной сквозной сюжетной линии, которая связывает воедино все уроки. Приключенческое, насыщенное большим количеством страноведческого материала содержание УМК обеспечивает высокий уровень мотивации учащихся, которым интересно следить за развитием сюжета и предвосхищать ход дальнейших событий. Сюжетная линия настолько увлекательна, что учащимся хочется забежать вперед и посмотреть, что будет дальше.

Следует отметить, что, несмотря на свою динамичность, сюжетная линия УМК не уводит в сторону и строится в жестком соответствии с последовательным решением дидактических и методических задач курса.

В УМК большое внимание уделяется игре как виду деятельности, формирующему необходимые коммуникативные навыки, устанавливающему доверительную и доброжелательную атмосферу на уроке, обучающему самостоятельной работе и формирующему правильную самооценку. Навыки, полученные в познавательных, речевых, лингвистических и грамматических играх переносятся затем и на другие виды деятельности. Большой интерес у моих детей вызывают сюжетно-страноведческие, поисковые, игры на самопознание. Эти игры могут быть как чисто языковыми, так и коммуникативными, соревновательными и направленными на сотрудничество, умение работать в команде.

В материалах некоторых уроков игра является ключевым элементом решения целого спектра учебных задач ( например раздел 11, уроки 5, 7). Эти игры направлены на отработку навыков речевого взаимодействия учащихся между собой и опосредованно на проверку прочности усвоения содержательной, языковой и речевой стороны ранее изученного материала. Формат игры обеспечивает высокую мотивацию учащихся в процессе использования конкретного учебного материала, напоминая по форме популярную игру Trivial Persuit. Не только содержание, но и сам формат игры является важным для формирования социокультурных представлений учащихся о популярных играх, в которые играют многие люди в странах изучаемого языка, где эти игры составляют значительную часть досуга и считаются хорошим занятием в часы отдыха. Эти игры служат основой для проведения праздников, викторин на английском языке, помогают учащимся организовать свое свободное время.

Большой интерес у учащихся вызывает исполнение песен и стихов. Особенностью данного УМК является то, что все использованные в нем стихи и песни авторские, специально написанные для нестандартной отработки грамматического и лексического материала в логике сюжетной линии. Они построены на знакомой учащимся лексике и грамматике, обобщают в лаконичной форме суть нового материала, помогают учащимся лучше запомнить его, поскольку рифмованный текст, особенно положенный на динамическую основу, способствует непроизвольному запоминанию учебного материала.

Стихотворный материал отличается значительным разнообразием. Используются как традиционные рифмованные стихи, так и лимерики, баллады. Стихи положены на музыку в стиле техно, латино, рэп. На основе данных песен мы с ребятами провели конкурс на лучшее исполнение песни на английском языке.

Ознакомление и тренировка грамматических структур в 5 и 6 классах имеет ряд особенностей и носит тематически-обусловленный игровой характер. Учащимся предлагается совершить путешествие в страну глаголов DODIDDONE , где они, путешествуя по временам-городам, легко запоминают грамматические правила. Эти путешествия сопровождаются большим количеством иллюстрированного материала – таблицами. Введение грамматического материала с опорой на наглядность мобилизует разные виды памяти: образную, ассоциативную, двигательную. Таким образом, грамматические таблицы становятся визуальными ключами. Они:

  • снимают психологический языковой барьер, предлагая достаточно сложную информацию в более простом и понятном виде;
  • дают образно-визуальное представление о грамматических структурах;
  • помогают учащимся с пониженным вниманием сосредоточиться на сути урока;
  • служат ассоциативной опорой при выполнении домашнего задания;
  • позволяют использовать их в качестве опор-символов в начале уроков, поскольку содержат квинтэссенцию учебных задач отдельных уроков.

В данном УМК особое внимание уделяется задаче формирования социокультурной компетенции учащихся. Сюжет учебника позволяет познакомить учащихся как с бытом, реалиями, культурой современной Великобритании, так и с ее историческим прошлым.

В текстах можно встретить много неоднозначных ситуаций, когда явление, место, поведение, событие, традиционно рассматриваемое как положительное, предстает в ином облике. Так, например, частная школа, воспринимаемая многими россиянами как элитное место для элитного обучения с элитными условиями, предстает как достаточно сложное место для выживания подростка. В то же время лентяй, не желающий трудиться в походе, не обязательно рассматривается как негативный образ в силу своих других положительных качеств.

Отобранный текстовой материал и система упражнений основное внимание уделяет тому, чтобы формировать у учащихся готовность к обсуждению спорных вопросов, умение выслушать точку зрения, отличную от собственной позиции, находить компромиссные решения.

Особый интерес у моих учащихся вызывает проектная работа. Почти каждая глава учебника заканчивается ею. Главная особенность проектов заключается в возможности индивидуальной творческой деятельности для каждого учащегося или небольших групп учащихся. Конечным результатом проектной работы всегда является материальный продукт, который можно физически предъявить и анализировать.

Контроль и оценка деятельности учащихся осуществляется с помощью контрольных заданий, помещенных в рабочих тетрадях. Характер заданий для проверки лексико-грамматических навыков и речевых умений построен исключительно на пройденном и отработанном материале.

Больным местом, наверное, для любого учителя является обучение аудированию. Хочется отметить, что этому вопросу авторы уделили огромное внимание. Практически на каждом уроке есть задание на аудирование. Аудирование широко используется и как средство контроля и самоконтроля.

Тексты контрольных работ даются учащимся без ключей. Ключи даются только в книге для учителя.

Данный УМК является составной частью учебной серии “Happy English” Т. Клементьевой и Д. Шэннон. Но известно, что авторы в настоящее время работают над учебниками для 8 и 9 классов. Хочется сказать, что мои ученики и я с большим нетерпением ждем их выхода в свет. В заключении выражаю огромную благодарность авторам за прекрасный учебник - учебник XXI века.