Опыт реализации сущностного и акмеологического подходов в преподавании гуманитарных дисциплин

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Всестороннее развитие личности – одна из главных задач современного образования. Чем богаче натура, тем ярче она проявится в профессии. Для 60-80-х годов прошлого века была характерна формула для образования “знать все о немногом и немного знать обо всем” ( здоровое дилетантство). В 90-е годы появилась новая формула – “знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность”. Сущностный подход – это системный, синергетический подход, который означает, что все преподаватели должны действовать в одном направлении развития способностей студентов на основе формирования сущностных системных знаний с установлением межпредметных знаний и целостных представлений. Сущностный подход тесно связан с акмеологическим. Акмеология в переводе с греческого ( акме –пик, вершина ) – высшая ступень чего- либо. Это новая область научных знаний, комплекс дисциплин, объектом которого является человек в динамике его саморазвития, самосовершенствования и самоопределения в различных сферах самореализации. Предметом акмеологии является творческий потенциал человека, закономерности и условия достижения субъектом деятельности различных уровней, раскрытия творческих возможностей, вершин самореализации в различных сферах деятельности, в том числе в избранной профессии.

Более чем 10-летний стаж преподавания гуманитарных дисциплин в Новосибирском областном колледже культуры и искусств позволяет поделиться некоторым опытом реализации сущностного и акмеологического подходов на уроках гуманитарного цикла при проведении интегрированных уроков, где сочленяется содержание многих гуманитарных дисциплин: истории, истории и теории культуры, истории искусств, иностранного и русского языков и других с профессиональной подготовкой. Примером такого опыта является урок “Культура Англии в Новое время”, проведенный в игровой форме в группе студентов, обучающихся по специальности “постановка театрализованных представлений”. На наш взгляд, была найдена оптимальная форма игры, при которой содержание могло раскрыться наиболее полно, – заседание клуба. Во- первых, клубная деятельность – это будущая профессиональная сфера студентов группы; во-вторых, клуб как сословная форма организации людей и по интересам, имеет глубокие корни и начиналась она именно в Англии в Новое время. Подавляющее преобладание женской части в группе признало необходимость определить его как “женский английский клуб”, что вовлекло в структуру и сценарий урока знакомство с феминистским движением. Специфика игровой формы и замысел урока определили необходимость раздвинуть пространство – время предмета изучения. Студенты самостоятельно составили сценарий урока, смоделировали персонажи. Был выстроен режиссерский план, обозначены художественно-выразительные и изобразительные средства: живое слово, музыка, драматургия, оформление пространства, декорации, реквизит. Широко были задействованы методы наглядного и художественного иллюстрирования. С помощью зав. библиотекой были выставлены репродукции памятников культуры Англии, портреты великих английских писателей, организована выставка литературы по теме урока. Студенты самостоятельно изготовили географическую и политическую карты Англии Нового времени. Своеобразным демонстрационным девизом игрового действия были слова Мэри Маккарти “Женщина умнее мужчины, и весь свой ум она расходует прежде всего на то, чтобы мужчина этого не заметил”. Все студенты получили опережающие задания различного характера.

Урок проводился в Малом зале, где был соответствующий ситуации интерьер, концертный рояль и т.д. Педагоги гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин были заранее приглашены на урок . Присутствовала также часть студентов. На “заседании клуба” “леди” и “мисс” последовательно излагали и кратко обсуждали особенности географического положения, вехи исторического развития, политического устройства с особым акцентом на женское правление, дали краткие сведения о феминистском движении. Соответствующие персонажи игры ( “член королевского общества по сохранению памятников архитектуры”, “литературный критик”, “представитель высокой моды”) представили репродукции шедевров архитектуры с их стилевым определением , истории английского костюма, моды, дали краткий обзор литературы. В качестве художественной иллюстрации английской музыки изображаемого времени на рояле были исполнены этюды английского композитора, создателя английского национального стиля Генри Перселла. В сценарном плане хорошо были увязаны и сведения об английском и русском языках, их взаимовлиянии, заимствованиях. “Леди” Анна прочла наизусть стихотворение на английском языке неизвестного автора. “леди” Кэти сделала поэтический перевод его на русский язык. Заметим, что “женский взгляд” пронизывал все обсуждаемые вопросы с подачей соответствующих ремарок с “чисто английским юмором”. Кульминацией урока была инсценировка отрывка пьесы У.Шекспира “ Сон в летнюю ночь”. Завершающим этапом урока было знакомство с английским этикетом и традиционным английским чаепитием, который в практической форме явился своеобразным финалом и формой подведения итогов урока преподавателей совместно со студентами. Одной из удач урока было признано введение персонажа “ мисс Елены”, постоянно задающей вопросы каверзного характера, заранее подготовленных, и тем самым постоянно активизировавшей аудиторию.

Проведенное занятие соответственно требовало значительной подготовки как со стороны преподавателей гуманитарного цикла, так и со стороны студентов. Была просмотрена, отобрана , изучена и переработана значительная информация об Англии. Все студенты в той или иной степени творчески подошли к своей роли, затратив на это значительные усилия. Но подобные занятия полезны для реализации многих целей: обучающих, развивающих и воспитательных. Своеобразная сценарная, режиссерская и актерская практика наполнялась содержанием дисциплин гуманитарного цикла. Межпредметные связи урока создали целостное представление о предмете изучения, вложили свою долю в формирование системного мышления студентов. Студенты проявили творческое, профессиональное мышление в единстве теоретического и практического компонента знаний, фантазию, синтез мысли, слова и звука, чувства и действия, разрыв с привычными схемами и штампами. На подобных занятиях, где демонстрируется игровое поведение, формируется умение жить в двух сферах: условной и действительной. Игра позволяет быть свободным, раскованным, иметь власть над реальностью, распоряжаться собой , преодолевая ролевую зависимость. Плоскостной план уступает место “объемному”, несущему в себе разнообразные нюансы.

Нам представляется, что этот опыт может пригодиться при проведении занятий в рамках общеобразовательной школы.