Урок-обобщение по истории в 5-м классе на тему: "Путешествие по Древней Греции"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: Повторить, обобщить и закрепить знания, полученные учащимися на уроке по теме “Древняя Греция”.

Оборудование:

  • карта Древней Греции;
  • на доске сравнительная таблица по природе Древней Греции;
  • таблица “Звёздного часа”;
  • схема “функции народного собрания”;
  • документ из пособия “Разговор отца с сыном”;
  • карточки к сравнительной таблице;
  • картосхема города Афин;
  • картины с изображением агоры, греческого театра, Парфенона, скульптуры Афины из “Альбома по истории”;
  • сочинения;
  • рисунки;
  • лента лет;
  • даты на ленту лет;
  • стенд для рисунков.

Ход урока

I. Вступительная часть:

Учитель: Мы завершили изучение темы “Древняя Греция”. А вам самим было бы интересно знать, насколько прочны ваши знания? Проверим? А вы знаете, что древние греки делали в тех случаях, когда им было необходимо что-нибудь вспомнить? Они обращались за помощью к богине памяти Мнемозине. Давайте и мы обратимся к богине Мнемозине, чтобы она даровала нам способность вспомнить все, что мы знаем.

Дети поднимают вверх руки и хором произносят вслед за учителем:

“О богиня Мнемозина, помоги нам!”

Учитель: Будем считать, что мы расположили богиню Мнемозину к себе и теперь можем отправляться в путешествие по Древней Греции.

II. Основная часть:

1. Работа с картой, работа по вопросам:

Звучит греческая музыка.

Мы пролетаем над разными материками, но нам надо приземлится на Балканском полуострове на юге которого находится Греция.

А теперь нужно показать на большой карте Древнюю Грецию.

(Один из учащихся показывает на настенной карте территорию Древней Греции и отвечает на вопросы учителя).

- Существовало ли в древности единое государство Греция? (Нет)

- Каким термином обозначаются греческие города-государства? (Полисы).

- Из скольких частей состоит Греция? (3).

- Показать (Южную, Среднюю, Северную).

- Показать основные города – государства. (Афины, Спарта, Милеет)

- А кто знает, какой там климат? Реки, что выращивают?

(1 учащийся выполняет задание у магнитной доски и заполняет таблицу о природе Древних Египта и Греции, сравнивая поверхность, реки, климат и почвы. Он подбирает карточки с нужными характеристиками и крепит их на доске.)

2. Работа по таблице:

Таблица

земля реки Выращиваемая культура
скалистая

каменистая

мелкие

бурные

оливки

виноград

чечевица

250лет

Оставшиеся карточки: плодородная, илистая, полноводные, рис, картофель, сахарный тростник.

Учитель: Пока выполняется это задание, мы решим задачу.

3. Решить задачу:

Отправимся в Афинское государство эпохи его расцвета.

- На какой век падает расцвет Афин? (5 век, “Век Перикла”).

- Какой известный исторический деятель правил в Афинах в это время? (Перикл).

- Решить у доски задачу на счет лет: “Сколько лет назад правил Перикл?” (2005 - 444 = 1551г.,429 = 1576л.)

(Пока ученик оформляет задачу, учитель проводит опрос учащегося, заполнявшего таблицу о природе).

4. Рассказ учащихся об Афинах, чтение сочинений, комментирование рисунков.

Учитель: Итак, мы находимся в афинском государстве, в главном городе – Афины.

Почему город Афины получил такое название?

(Пересказ мифа об Афине и Посейдоне).

Учитель: Афиняне очень гордились своим городом и говорили: “Да ты чурбан, если ты не видел Афин, если ты видел, но не восторгался - ты осел, а если добровольно покинул их - ты верблюд!”

- Почему же афиняне так гордились Афинами?

- Как выглядит в те времена город?

Учащиеся рассказывают о достопримечательностях города по альбомным картинам.

Читают сочинения, комментируют свои рисунки.

Наводящие вопросы:

- Как называется площадь в древнегреческом городе, где ведется торговля? (Агора)

С утра каждый афинянин спешил на агору (демонстрирует картину “На агоре”).

- Зачем афиняне с утра шли на агору? (На рынок)

Отправимся на рынок и мы.

Что мы можем там купить?

5. Расположить правильно(работа в тетрадях):

Чтобы узнать, выполним задание: расположить перечисленные ниже товары в два столбика:

  1. Что вывозили из Афин? ( Глиняная посуда, мрамор, оливковое масло, вино).
  2. Что ввозили в Афины? (зерно, папирус, ароматические вещества).

6. Положение рабов.

Работа по вопросам:

Учитель:

- Верно ли, что на рынок ходили греческие женщины?

- Неужели мужчины таскали корзины с едой? (рабы).

- Как в Греции люди становились рабами? (военнопленные, с морским пиратством).

Рассказать о положении рабов в древней Греции.

7. Народное собрание. (Рассказ по картине.)

Учитель: Но вот отшумел торг, и Агора превращается в центр общественной жизни.

- Что за здания мы видим на картине? Что делают тут Греки?

Рассказ учащихся по картине “Народное собрание”.

Глашатаи уже разнесли весть, что сегодня там состоится народное собрание.

- Кто принимал участие в народных собраниях? (граждане, мужчины).

- Что принимало? (созыв каждые 8-9 дней, контролировало всё происходящее в государстве, объявляло войну, мир, принимало законы, распоряжалось казной).

8. Игра “Верно-неверно”

(В тетрадях.)

(Верно:1,2,5. Неверно: 3,4.)

Учитель:

  1. Верно ли, что такой порядок управления назывался демократией (да)
  2. Верно ли, что демократия зародилась в Афинах в VI в. до н.э.? (да)
  3. Верно ли, что “отцом” демократии считается Перикл (нет)
  4. Верно ли, что Солон жил в 776 г. до н.э.? (нет)
  5. Верно ли, Солон отменил долговое рабство? (да)

Путешествие в древнюю Спарту.

9. Работа с документом.

Учитель: Определите на основании документа “Разговор отца с сыном”, в каком греческом государстве он мог произойти:

“Хорош бы я был, если бы выслушивал твои жалобы, — сказал отец, оттолкнув сына. - Надо бы выдрать тебя за то, что ты дал связать себя какому-то илоту. Это позор не только тебе, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!”

- Какая была цель воспитания в этом государстве? (Спарта, цель — воспитать воин).

Итак, мы оказались в Спарте (ставим флажок).

- Назвать область Греции, где находилась Спарта? (Лакония).

10.  Работа по карточкам.

Раздаются карточки: “Найти ошибки”:

  1. Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались городом: великолепными храмами, большим театром.
  2. Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, много читали, по своему образованию они превосходили всех Греков.

11. Чтение сочинений, комментарии рисунков по древней Спарте

12. Работа с датами.

Учитель:

Чем отличался спартанский государственный строй, от афинского?

(Нет демократии, олигархия, Совет старейшин, 2 царя).

Задание на доске: на линию времени прикрепляются карточки с датами.

594 до. н.э.; 490 до. н.э.; 480 до. н.э.; 776 до. н.э.

Кто больше назовет исторических событий по датам, связанных с историей Древней Греции? (594г. До н. э. –реформы Солона, 490г. До н. э. — Марафонская битва, 480 г. До н. э. — Саламинское сражение, 776 г. До н. э (первые Олимпийские игры).

13. Путешествие в Олимпию.

Учитель: Мы ставим наш флажок в Олимп

14. Рабочая тетрадь с.24.

В каких играх не разрешали участвовать спартанцам?

15. Работа по вопросам:

  1. Кто мог быть участником Олимпийских игр? (эллины, кроме женщин и рабов)
  2. Какие виды состязаний были? (Бег, прыжки, подъём тяжестей, метание диска, кулачный бой).

III. Подведение итога урока:

16. Проведение игры “Звёздный час”

Учитель: Итак, наше путешествие по Древней Греции подходит к концу.

А сейчас мы подведём общий итог, поиграем в игру “Звёздный час”.

Спарта Троя Марафон Афины Фивы
Акрополь Стиль Парфенон Ареопаг Архонт
Фидий Демосфен Аристотель Солон Перикл

1 тур:

  1. В каком городе было “ царя? (Спарта)
  2. От названия этого города название войны. (Троя)
  3. Название города В честь Богини. (Афина)
  4. Произошло сражение 490 году с Персами. (Марафон)

2. тур:

  1. Центр греческого города, святилище (Акрополь).
  2. Палочка для письма (Стиль ).
  3. Главный храм Афинского государства на Акрополе (Парфенон).
  4. Совет Афинской аристократии (Ареопаг).

3. тур:

  1. Знаменитый скульптор, руководитель строительства Акрополя? (Фидий).
  2. Борец за свободу, лучший оратор Греции? (Демосфен).
  3. Знаменитый философ. (Аристотель).
  4. При нём в Греции было время “расцвета”. (Перикл).

(Оценки фиксируют сами учащиеся в тетрадях).

17. Проверка тетрадей, выставление оценок, за устные и письменные работы.