Урок-закрепление по русскому языку для обучающихся в 8-х классах на тему: "Односоставные предложения"

Разделы: Русский язык


Цель урока: определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме “Односоставные предложения”.

Задачи:

  • повторить материал по теме, помочь учащимся увидеть своеобразие односоставных предложений;
  • формировать умение строить устное высказывание в форме выступления;
  • развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращения к образцовым текстам художников слова.

Методы:

  • постановка проблемного вопроса;
  • организация обсуждения материала;
  • эвристическая беседа.

Подготовительная работа: творческое домашнее задание (выписать из повести “ Бедная Лиза” односоставные предложения разных видов).

Оформление:

  • толковые словари;
  • написание словарных слов: дискуссия, дебаты, прения;
  • таблица “Односоставные предложения”;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • индивидуальная доска для работы по упражнению 208;
  • схема “ Односоставные предложения”.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Приветствие и сообщение цели урока.
  3. Словарная работа.
  4. Введение в учебную ситуацию.
  5. Обобщающее повторение и анализ предложений.

ХОД УРОКА

1. - Добрый день!

Сегодня на уроке мы постараемся повторить типы односоставных предложений, оценить, какова же роль каждого вида односоставного предложения и рассмотреть сферу его употребления.

- Откройте тетради, запишите число (15 декабря), классная работа, и тему урока:

Односоставные предложения.

2. Словарная работа.

- Я предлагаю вам познакомиться с новыми словарными словами: (показ на доске)

ДИСКУССИЯ (лат.) - свободное обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, в беседе.

ДЕБАТЫ (франц.)- обмен мнениями по каким - либо вопросам.

ПРЕНИЯ - это слово исконно- русское, образовалось от слова “ПЬРЕТЬ” и обозначало “ ссориться”. Данное слово в русском языке развивал Карамзин.

  • Каково же современное значение слова ПРЕНИЯ?
  • Запишите слова в тетрадь. (Один ученик в это время работает с Толковым словарём).- Что говорит нам Толковый словарь по данному слову?

ПРЕНИЯ – обсуждение, спор по каким-нибудь вопросам.

- Ребята, данные слова являются синонимами.

- Я предлагаю провести обсуждение по односоставным предложениям.

(Один человек будет работать у доски по упражнению 208.

Задача ученика: правильно заполнить таблицу).

3. Введение в учебную ситуацию.

- Желаю удачи!

- Кстати, каким односоставным предложением является моё предложение?

(Определённо-личное.)

4. Обобщение, повторение и анализ предложений.

- Давайте вспомним признаки определённо- личных предложений. ???

(На доске появляется:1и 2-е лицо; ед.-мн. числа; наст.-буд. время; изъявит.- повелит. наклонение).

(В это время ученик проговаривает признаки определённо- личных предложений.) ТЕОРЕТИК:(Определённо - личные предложения- односоставные предложения со сказуемым- глаголом в форме 1 и 2 лица, ед. - мн. числа; наст. - буд. время; изъявит. - повелит.наклонение. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определённо указывают на лицо и число. Определённо- личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредотачивается на действии. Предложения используются в различных стилях речи, дают возможность избежать повторения личных местоимений.)

- Так где же могут использоваться определённо- личные предложения?

(В различных стилях речи.)

- Послушайте отрывок из рассказа “ Мама” известного детского писателя Ю.Яковлева:

Закрой глаза, прислушайся. И услышишь мамин голос. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

- Что можно выразить при помощи определённо-личных предложений?

(Чувства, пожелания, совет, а также сообщить о личном, поделиться сокровенным, когда говорим: люблю, жду, надеюсь).

- Запишем для примера предложение, строчку из стихотворения Прокофьева, всем известную, как:

Люблю берёзку русскую. (Односост. пр; опр-личн; гл.1 л., ед.ч., наст. вр.,изъяв. накл.)

Мойте руки перед едой. (Гл.2.л., мн.ч., повелит. накл.)

Будьте здоровы! (Гл.2 л., мн. ч.,повелит.накл.).

- Ребята, а каков характер предложений, которые я вам приведу для примера?

Как потопаешь, так и полопаешь.

Из пруда не вынешь и рыбку из пруда.

(Обобщённо- личные предложения).

- Как выполняется действие? (Действие производится всеми, любым лицом).

- Поэтому обобщённо- личные предложения используются в пословицах, которые поучительны для всех.

А+В Проверка работы у доски. (Обратимся к доске. Проверим работу по упражнению.)

- Какие предложения называются назывными? (Схема на доске.)

ТЕОРЕТИК:Назывные предложения- односоставные предложения, которые имеют один главный член - подлежащее.Они сообщают о том, что какое - нибудь явление или предмет существует в настоящем. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение.Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.

Что общего и различного между назывными и другими односоставными предложениями? (Имеют один из главных членов, но обязательно в наличие подлежащее, выраженное существительным.)

- А почему их такое синтаксическое имя- назывные? (Называют предмет.)

- Когда используются назывные предложения? (Для конкретизации предмета в описательном тексте.)

- Назывные предложения помогают нарисовать словесную картину, в литературе используются в художественном стиле.

- Вы знаете, что “ Бедная Лиза”- это повесть, но какая? (Сентиментальная)

- Как удаётся автору, с помощью каких предложений, выразительно, лаконично, точно указать на место действия, состояния души героев? (с помощью назывных предложений).

- Запишем предложения.

Вот её мысли, её чувства. Какая трогательная картина. Мечта! (Разбор предложения.)

- Какими односоставными предложениями называются произведения?

Будьте внимательны!

1 вариант: – одушевл.предмет.

2 вариант: – неодуш. предмет.

- Ребята, а может это просто слова? (Нет, это предложения, потому что имеют законченную мысль).

- Этим отличаются слова от предложений.

- Ребята, а вы когда из Омска возвращаетесь домой, какие строки приходят на память? …Вот моя деревня. Вот мой дом родной. И вновь мы говорим о назывных предложениях.

- Ребята, в литературе есть поэма Н. Некрасова, которая названа “ Кому на Руси жить хорошо”.

Скажите, каким является это предложение по типу односоставных? (БЕЗЛИЧНЫМ).

- Почему? Запишем предложение, определим признаки безличных предложений.

Кому на Руси жить хорошо. Вывод ТЕОРЕТИКА: Подлежащего нет и быть не может, действие передаёт состояние человека и природы. (на доске добавляется схема).

- Запишем ещё одно предложение:

Нет плохой земли, есть плохие пахари .

- В этом предложении (в 1-ой части сложного) подсказывающее сказуемое нет, что является признаком безличного предложения.

- Помним, что односоставные предложения могут входить в состав сложных.

5. Сравнение личных и безличных предложений.

1.

Чуть тянет морозный утренний ветерок.
Морозно по утру в степи.

2.

Эту вещь стоит купить.
Эта вещь стоит недорого.

3.

Днём таяло на солнце.
Печенье так и таяло во рту.

4.

В темноте что-то серело.
За окном уже чуть- чуть серело.

 5.

Пахнет прибитой дождём пылью.
Мох пахнет грибной сыростью.

- Ребята, а о каких предложениях мы ещё не сказали? (Неопределённо-личные.)

- И вновь Карамзин.Он был почитателем русского языка, приветствовал использование односоставных предложений. В чём мы сможем не раз убедиться, заглядывая в повесть “ Бедная Лиза”.

- Я прочитаю предложение, которое мы запишем:

(Развитие речи.)

Её погребли близ пруда под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на её могиле.

- Что передаёт неопределённо- личное предложение?

ТЕОРЕТИК:Неопределённо- личные предложения - это односоставные предложения со сказуемым- глаголом в форме 3 лица, множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо. (на доске добавляется схема).

6. Наши прения подходят к концу. Мы увидели, что односоставные предложения многообразны. (Вновь возвращаемся к словарным словам.)

- Давайте попробуем подвести итоги.

- Что общего и различного в односоставных предложениях? (НА ДОСКЕ.)

7. Синтаксическая зарядка.

Открываем календарь. (опр.-личное)

Начинается январь. (двусост.)

Январь. Начало года. (назывн.)

Январь - начало года. (двусост.)

Зима. Мороз и солнце. (назывн.)

- А домашнее задание будет такое: опишите любую ситуацию, используя односоставные предложения.

Тест для одарённых детей.(Резерв урока).

  1. Раннее утро.
  2. Не было дождя.
  3. Зажгли свет.
  4. Город прекрасен.
  5. Цыплят по осени считают.
  6. Хорошо нам?
  7. Нет никого кругом.
  8. Принесли почту.
  9. Не надо спорить.

Наш урок подошёл к концу. Необходимо подвести итоги.

- Что нового мы узнали на уроке? Что повторили в течение урока? (Ответы ребят).

Учитель выставляет оценки за урок.