Урок-игра на тему: "Поляна". 6-й класс

Разделы: Биология, Экология

Класс: 6


Цели урока:

  • сформировать знания о цветущих весенних растениях окрестностей г. Красноярска;
  • продолжить развитие экологического мировоззрения и формирование умений и навыков поведения в природе.

Оборудование и оформление:

  • запись голосов птиц, компьютерная презентация “Цветущие растения”;
  • бумажные весенние растения (прострелы, ветреницы, купальницы), доска оформляется бумажными растениями, имитируя весеннюю поляну;
  • столы (стоят полукругом).

Ход урока

1. Организация класса.

Класс делится на группы по 5 или 6 человек, учитывая желания детей. Каждая группа садится за свой стол.

2. Основная часть урока.

Сегодня я предлагаю совершить виртуальное путешествие. Представьте себе, что мы в солнечный весенний день пришли на поляну. Что мы слышим? (Пение птиц).

Какие растения мы видим на нашей “поляне”? (Ответы учеников уточняются и если ученики затрудняются ответить, вводятся названия учителем: купальница азиатская, прострел широкоцветный, ветреница лесная.)

О цветах люди слагают стихи и легенды, вот одна из них: огненная россыпь жарков (купальницы азиатской) – проросшие золотые монеты жадного купца, разбросанные в отчаянии его дочерью, когда отец отказался выдать ее замуж за бедного рыбака. А какие вы приготовили дома стихи и легенды? (На предыдущем уроке было дано задание приготовить стихи и легенды о цветах, заслушать несколько ребят, пояснив, что материалы остальных войдут в электронную книгу.)

Время нашей экскурсии подходит к концу, и мы хотим поделиться всей красотой со своими родителями и друзьями. Что делаем в этом случае? (Собираем цветы для букетов.)

Объявляется конкурс на лучшую композицию из весенних растений. (Подведение итогов.)

С помощью электронной книги познакомимся с особенностями собранных растений <Приложение 1>. Что интересного вы узнали о них?

А теперь представим, что мы стали на год старше и снова идем на нашу поляну. Что изменилось на ней? (Нет цветущих весенних растений.) А что с ними случилось? (Собрали в букеты, вытоптали.)

А почему же они не выросли из семян? (Собрали букеты во время цветения и семена не смогут образоваться, а если и попадут из других мест, то зацветут через несколько лет.)

Почему не слышим пение птиц? (В результате рассуждений на доске записывается цепь питания.)

Мы можем снова поместить бумажные растения на “поляну”, с ними ничего не произошло за год. (На доске восстанавливается “поляна”.) А что становится с живыми цветами, собранными для букетов?

3. Закрепление и обобщение.

Мы не ставили цели уничтожить цветущие растения, но стали причиной их исчезновения на нашей “поляне”. Купальница и ветреница имеют корневища, это помогает им выживать. Но часто ли вы встречаете эти красивые растения в окрестностях города? Почему?

Как нужно себя вести, что бы прекрасные уголки природы оставались неизменными? (Ходить по тропинкам, не рвать цветов.) Но как быть, если хочется поделиться своими впечатлениями с друзьями, родителями? (Сделать рисунки, фотографии, собрать семена и вырастить на своей клумбе.)

Всю жизнь цветы не оставляют нас.
Красивые наследники природы-
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят.
Они нам продлевают радость встреч,
Откладывают время расставания.
Мы души и цветы должны беречь
От хищных рук, от зла и прозябанья.
Любая мысль возвышенной мечты
Тогда лишь перельется в ликованье,
Когда пред нею склонятся цветы,
Посредники живого пониманья.

(Сергей Красиков)

4. Домашнее задание.

Приготовить страницу электронной книги о цветах, туда можно поместить легенды и стихи о цветах, рисунки или фотографии. Составить проект листовки призывающей сохранять красоту природы.