Лабораторная работа "Интерпретация художественного текста" (по рассказу А.Приставкина "Фотографии")

Разделы: Литература


Цели и задачи урока:

  • познакомить с писателем; научить вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею и концепцию;
  • обратить внимание учащихся на важность в жизни человека таких понятий, как «память», «любовь», «забота», «милосердие», «ответственность»; воспитывать культуру эстетических и нравственных чувств;
  • развивать культуру художественного восприятия, умения слушать, читать и отбирать материал для анализа текста художественного произведения, обосновывать собственную точку зрения.

Оборудование

1. Выставка фотографий одной семьи.

2. Запись на доске темы урока, цитат.

Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!

Н. Рубцов.

Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно.

А. Приставкин.

3. На партах текст, листы с опорными схемами.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя:

  • проблемный вопрос о связи между темой урока, выставкой фотографий и высказываниями писателей;
  • рассказ о характере предстоящей работы (предложение прочитать формулировку цели, задание; инструктаж по заполнению схемы; сообщение о свободном режиме работы – коллективном, индивидуальном, парном; предложение вклеить дома материалы урока в рабочую тетрадь)

2. Краткий рассказ учителя об Анатолии Игнатьевиче Приставкине:

  • современник, родился в 1931 г. в г. Люберцы Московской обл.;
  • трудовая семья: отец работал на заводе, мать – на фабрике;
  • с 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза;
  • А. Приставкин вместе с сестрой испытали все трудности детдомовской жизни: «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности ее и голода»; «… голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти»;
  • трудовая деятельность с мальчишеских лет;
  • служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте; писал стихи, прозу, работал корреспондентом;
  • автор книг «Ночевала тучка золотая», «Солдат и мальчик», «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца», «Рязанка».

3. Работа по схеме, заполнение ее:

Обмен впечатлениями от рассказа.

1. Брат. Какой он? Сестра. Какая она? Дать характеристику брату, записав определения, и выписать из текста определения, характеризующие сестру.

2. Мир, в котором живут дети: война, родной дом и близкие, Детский дом. Выписать из текста ключевые слова к данным микротемам. Ответить на вопросы о приеме, использованном автором для характеристики тети, о мотивах микротемы «Детский дом».

3. Вывод, подкрепленный примерами из текста, о мире, в котором живут дети.

4. Что противопоставлено этому миру? Ответ подтверждается текстом.

5. Вывод о герое рассказа и фиксация дополнительных сведений в пункте 1.1.

6. Размышления над смыслом заголовка. Учитель комментирует подсказку по уровням информации, если есть такая надобность.

7. Самостоятельная работа: трактовка роли диалогов.

8. Вопрос на проверку уровня понимания проведенной работы – о деталях, оставшихся без комментариев.

4. Итог по уроку.

5. Домашнее задание (на выбор):

1) выучить стихотворение Н. Рубцова «Русский огонек»,
2) рассказать о произведениях, близких по теме рассказу «Фотографии»,
3) рассказать историю своей семьи.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА»

(ПО РАССКАЗУ А. ПРИСТАВКИНА «ФОТОГРАФИИ»)

8 КЛАСС

(вариант для учителя)

Цель: научить вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею и концепцию.

Задание: соберите материал, свидетельствующий о том, как художественная деталь, прием, образ, мотив помогают понять авторский замысел, тему и идею произведения.

  1. Поделитесь впечатлениями от рассказа А. Приставкина «Фотографии».
  2. СБОР МАТЕРИАЛА
1.1. Брат. Какой он? Дайте характеристику. (Добрый, отзывчивый, мужественный, мудрый, ответственный…)

1.2. Сестра Людочка. Какая она?

Выпишите из текста характерные детали (Маленькая, крошечные синеватые ладошки, чистые испуганные глаза, шесть лет)

2. Мир, в котором живут дети. Выпишите слова, характерные для каждой микротемы.

Война (Фронт, бьет фашистов)

Родной дом. Где? Папа? Мама? Тетя? (Далеко; болезнь; фронт, служить; неплохая – хорошая -замечательная – не может принять)

Какой прием использовал автор, чтобы нарисовать образ тети? В чем смысл этого приема? (Градация. Где еще градация? – фото)

Детский дом. Как чувствуют себя в нем дети? (Холодная спальня, морозный день, подушки в инее, заткнуты окна, мерзли кончики пальцев)

Какие мотивы вводятся в текст с описанием детского дома? (Сиротства, холода, бесприютности, мужества, любви, памяти… Холод – это только о погоде?)

3. Сделайте вывод о том, в каком мире живут дети, каковы взаимоотношения между людьми в этом мире. Приведите в доказательство примеры из текста.

(Мир жестокости и человеческого безразличия: чужой рукой написано; завуч говорил, глядя в бумаги; все готовились в Москву- мы сидели с сестренкой)

4. Что противопоставлено этому миру? Подтвердите свое мнение примерами из текста. (Любовь, память, вера: чтобы не забывала, прижавшись друг к другу, мы сидели, мы разглядывали, нас много)

5. Каков же главный герой рассказа? (Допишите характеристику в схему)

6. Почему рассказ назван «Фотографии»? (ПОДСКАЗКА: есть несколько уровней информации. Это фактический уровень информации – рассказ назван так, потому что дети... (что делают?). Другой уровень информации подтекстовый: что подразумевается под действиями детей, зачем это они делают? Третий уровень информации философский (концептуальный): что дают детям эти фотографии? Зачем они вообще нужны?)

(Дети рассматривают фото, фото – это память, фото – это возможность почувствовать, что ты не один, возможность выжить, не утратить связь с людьми, среди которых наверняка найдутся добрые и близкие).

7. Напишите ответ на вопрос: о чем поведали диалоги в рассказе «Фотографии»? Обратите внимание на то, кто говорит, что говорят, о чем говорят и как говорят.

(Речь детей, но смысл велик: в диалогах показано, как брат спасает маленькую сестру от душевной травмы, как сберегает ее, как внушает веру в жизнь и в людей. Через диалоги яснее представляем, какая страшная трагедия разыгрывается на наших глазах, понимаем, какой силой духа обладает маленький мальчик, как противостоит он жестокости времени.)

8. Подумайте, какие художественные детали остались у нас сегодня «за кадром»?

(Например, Людочка – не Люда)

ПРИМЕЧАНИЕ: при распечатке варианта опорной схемы для ученика следует убрать комментарии, выделенные подчеркнутым шрифтом, и оставить после заданий место для записей.

Анатолий Приставкин

Фотографии

Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и; доставал конвертик с фотографиями.

— Смотри, Люда, вот наша, мама. Она дома, она сильно болеет.

— Болеет... — повторяла девочка.

— А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.

— Бьет...

— Вот это тетя. У нас неплохая тетя.

— А здесь?

— Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.

И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: « Людочка и я. Людочка и я...»

Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

— Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка... — А мама?

--- Мама? Где же мама? Наверное, затерялась... Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.

Шли дни, месяцы. В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

— Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная тетя. А здесь Людочка и я.

— А где же папа?

— Папа? Сейчас посмотрим.

— Затерялся, да?

— Ага. Затерялся.

И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:

— Насовсем затерялся?

Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:

— Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению...

Мне зачитали ответ.

В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. Мы разглядывали фотографии.

— Вот Людочка. А вот я.

— А еще?

— Еще? Смотри: и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда?