Материалы из программы "Цветной мир" по развитию восприятия у детей от рождения до года и профилактике заболеваний зрительного анализатора"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Программа способствует развитию восприятия у детей от рождения до года и профилактике заболеваний зрительного анализатора

Работая в детском саду для детей с нарушением зрения, я поняла, что причиной заболеваний часто становилось неправильное развитие зрительного аппарата с момента рождения ребёнка. Появилась идея создания программы, которая подскажет родителям, как активизировать органы чувств младенца с первых дней его появления на свет. В созданной мной программе под руководством кандидата педагогических наук В.П.Понутриевой расписаны занятия, которые рекомендуется проводить со второй недели жизни ребёнка, когда мама с ним приходит домой из роддома.

Младенчество и переход к раннему детству – один из самых интересных и одновременно самых неясных для воспитательных воздействий родителей период развития ребёнка: родители очень мало знают о том, что надо делать с таким маленьким ребёнком, стимулируя его развитие. В своём большинстве они недостаточно информированы о необходимых игрушках, предметах, условиях, поэтому, как правило, не идут дальше “эксплуатации” погремушек и подвесок. Часто родители обращаются к специалистам с жалобами на то, что ребёнок вовремя не начинает говорить (или говорит плохо), не понимает элементарные, типичные для возраста, названия предметов и действий, имеет проблемы в двигательной (начиная с ходьбы и кончая мелкой моторикой руки и пальцев) и сенсорной (цвета, формы, звуки) сферах. Эти процессы можно стимулировать с помощью специальных игрушек и предметов, которые может найти, или изготовить любой родитель.

Ребенок появился на свет. При воспитании новорожденного все внимание родителей направлено на своевременное кормление, гигиенические процедуры и удовлетворение других фундаментальных физиологических потребностей ребенка. Достаточно ли этого? Конечно, нет! Уже с первых дней рождения ребенка необходимо уделить внимание развитию психических процессов, в основе которых лежат ощущения. Своевременное начало деятельности всех органов чувств ребенка позволяет ему успешно развиваться в дальнейшем.

Психическая деятельность - это деятельность по сути своей отражательная, причем в ходе антропогенеза у человека сформировалась сложная система анализаторов, обеспечивающая поступление необходимой для нормальной жизнедеятельности информации из внешнего мира. В этой системе на первый план выступают зрительная, слуховая и тактильно - кинестетическая системы, лежащие в основе так называемых гностических, т.е. имеющих наибольшую познавательную ценность, ощущений и восприятий. При этом следует иметь в виду, что в данном комплексе анализаторов ведущая роль в процессе чувственного отражения принадлежит зрению.

Развитие двигательного компонента глаз происходит постоянно с увеличением возраста детей. При воздействии яркого света на глаза новорожденный закрывает их. Эта реакция получила название рефлекса ослепления. У новорожденных в течении первой декады постнатального периода отмечаются ориентировочные движения глаз и головы на равномерное освещение. У 3–5-месячных детей наблюдается дрожание краев радужной оболочки, колебательные движения зрачка. Равномерные движения век формируются в течении первого месяца жизни. Мигательный рефлекс на предмет, помещенный перед глазами, устанавливается только в возрасте 8 недель. На второй-третьей неделе жизни ребенка появляются установочные движения глаз за перемещающимся предметом.

Известно, что глаза новорожденного к моменту рождения анатомически почти сформировались. Однако развитие колбочкового аппарата окончательно не завершилось.

Остановившись на развитии лишь одного анализатора, мы видим, какой сложный процесс формирования они проходят. Для помощи их развитию рекомендуем проводить игры-занятия с первых дней рождения.

Программа разработана с учетом развития психических процессов детей. В ней главное внимание отводится развитию анализаторов ребенка. Игры-занятия направлены на формирование тех умений, которые не могут возникнуть у ребенка без специального обучения в процессе его самостоятельной игры. В каждый период бодрствования проводятся игры-занятия. Они чередуются с самостоятельной игрой.

В месте бодрствования, малыша кладут таким образом, чтобы свет не мешал ребёнку рассматривать окружающее. Только тогда, когда источник света находится за головой ребёнка, малыш может без помех и лишнего утомления рассматривать хорошо освещённые предметы. Необходимо в этот период проводить игры-занятия, располагая ребенка в разных положениях.

Важной задачей игр-занятий в период от 0 до 2 месяцев является формирование слухового и зрительного сосредоточения. Слуховой аппарат ребёнка функционирует к рождению. Ребёнок вздрагивает и мигает при резком звуке. Но звукового торможения, слухового сосредоточения ещё нет, оно появляется не раннее второй недели первого месяца.

Для развития слухового сосредоточения необходимо проводить специальные игры-занятия. Важно, чтобы ребенок слышал речь взрослого, песни, звон погремушек, разные мелодии. Слуховое внимание проявляется в том, что когда ребенок прислушивается к звукам, движения его задерживаются, он перестает плакать. В течение второго месяца младенец начинает прислушиваться к всё более тихим звукам. Слуховое внимание возникает при более разнообразных звуках, длительность его возрастает. То же мы имеем и с глазами. Ребёнок родится с готовым функционально глазным аппаратом, Ряд местных защитных и ориентировочных рефлексов имеется от рождения, но зрительного сосредоточения ещё нет, оно появляется на 3–5 неделе от рождения.

Малыша учат следить за движущейся игрушкой или взрослым, сосредотачивать взгляд на неподвижной висящей над ним игрушке, на лице взрослого. Он прислушивается к звукам речи, пению взрослого, и звучанию погремушки, на этой основе у него развивается речевой слух, умение устанавливать связь между зрительными и слуховыми впечатлениями. Развитие зрительных и слуховых реакций малыша происходит и в то время, когда он смотрит на лицо разговаривающего с ним взрослого. Некоторые думают, что младенцу первого-второго месяцев жизни безразлично, разговаривают с ним, или нет. Такое мнение неправильно. Частое ласковое “общение” с ребенком развивает у него зрение, слух, пробуждает чувства.

Краткая характеристика структуры программы.

Программа составлена для работы с детьми от рождения до года. Первый год жизни детей делится на четыре возрастных периода:

от рождения до двух месяцев;

от двух до 5–6 месяцев;

от 5–6 до 9–10 месяцев;

от 9–10 до 1 года.

В каждый период необходимо проводить с детьми игры-занятия. В программе для детей каждого возрастного периода предложены следующие разделы:

    • показатели нервно-психического развития детей;
    • физиологические и дидактические задачи;
    • примерный режим дня;
    • рекомендации по проведению различных игр - занятий;
    • примерная сетка развивающих игр-занятий;
    • перечень игрушек и дидактического материала;
    • диагностика нервно-психического развития.

Материалы программы помогут родителям без особого труда организовать развивающий процесс ребенка, проследить его развитие в соответствии с возрастом.

Физиологические и дидактические задачи:

- формирование “рефлекса с шеи на голову”;

- вызывать появление зрительного сосредоточения;

- формировать слуховое сосредоточение;

- расслабление артикуляционного аппарата;

- создание положительно эмоциональных состояний;

- работа с ладонью по угасанию тонического рефлекса;

- работа по угасанию шейного тонического рефлекса;

- развитие общих движений.

Виды игр на зрительное восприятие:

- сосредоточение на светящихся и блестящих предметах;

- сосредоточение на предмете одного цвета (красный, желтый) большого размера;

- слежение за предметом одного цвета и формы;

- слежение за предметами разного цвета одной формы;

- слежение за предметами разного цвета и разной формы;

- слежение за двумя игрушками с изменением расстояния между ними.

Виды игр на слуховое восприятие:

- игры на сосредоточение громких звуков;

- сосредоточение на голосе (разговор, песня);

- сосредоточение на музыкальном сопровождении;

- сосредоточение на тихих звуках.

Игры на раскрытие ладони:

- вложение игрушки в ладонь;

- стимулирование стремления захватывать игрушки;

- прикасание к подвешенным лентам и игрушкам.

Время продолжительности игр-занятий:

10 дней - 1-2 мин.

20 дней - 3-4 мин.

1 мес. - 5 мин.

1мес.10дней - 5-6 мин.

1мес. 20 дней - 6-7 мин.  

2 месяца - до 8 мин.

От рождения до двух месяцев.

В работе с детьми этого возраста необходимо помнить, что упущенного времени не вернуть! Поэтому необходимо начать заниматься с ребенком как можно раньше. Программа предусматривает начало игр - занятий со второй недели от рождения, т.к. первую неделю обычно ребенок находится в родильном доме. К проведению игр - занятий можно привлекать всех членов семьи (папу, бабушек, дедушек и т.д.), чтобы разгрузить и без того нагруженную и ослабленную после родов маму. Для этого необходимо лишь подготовить “игрушки” и познакомиться с рекомендациями.

Перечень игрушек и дидактического материала для провидения игр-занятий с детьми от 0 до 2х мес.

1. Светильник (25 Вт)

2. Барабан

3. Бубен

4. Фонарик (5 Вт)

5. Фонарик (1 Вт)

6. Трещотки, деревянный молоточек.

7. Звонок, громкий колокольчик (низкий звук)

8. Свеча

9. Металлические крышки от кастрюли (никелированные)

10. Свисток (высокий звук)

11. Ковш, поварёшка (никелированные)

11 (а) Ковш, поварёшка с металлическими предметами внутри.

12. Металлическая ложка

13. Колокольчик, румба.

14. Блестящий шар из мишуры (бесцветный)

15. Свисток, дудка (высокий звук )

16. Ёлочная игрушка (шар D 5-7 см блестящий, бесцветный)

17. Шар из красной мишуры

18. Свистящая игрушка (низкий звук)

19. Ёлочная игрушка (красный шар D 5-7 см)

20. Звонкая погремушка

21. Шар из жёлтой мишуры

22. Ёлочная игрушка (жёлтый шар D 5-7 см)

23. Стеклянные бутылки (одна пустая, другая наполненная водой) и ложка

24. Шар из синей мишуры

25. Стеклянная баночка с монетами, гвоздями

26. Ёлочная игрушка (синий шар D 5-7 см)

27. Баночка с горохом

28. Народная мелодия

29. Красный мяч (D 5-7 см)

30. Жёлтый мяч ( D 5-7 см)

31. Маршевые мелодии

32. Синий мяч (D 5-7 см)

33. Красный куб (D 5-7 см)

34. Классическая мелодия (мажор)

35. Шар (D 2-3 см)

36. Подвеска с погремушкой шарообразной формы со спущенными лентами

37. Желтый куб (а = 5-7см)

38. Куб (а = 1,5-2см)

39. Классическая мелодия (минор)

40. Подвеска с погремушкой кубической формы со спущенными лентами

41. Синий куб (а = 5-7см)

42. Красная треугольная пирамида (а = 5-7см)

43. Кольцо (D 1,5-2см)

44. Подвеска с погремушками шарообразной и кубической формы разного цвета со спущенными лентами

45. Музыкальная игрушка

46. Желтая треугольная пирамида

47.Синяя треугольная пирамида

48. Подвеска с треугольными пирамидами разного цвета со спущенными лентами

49. Подвеска с игрушками шарообразной и кубической формы разного цвета со спущенными лентами

Примерная сетка развивающих игр-занятий с детьми от рождения до двух месяцев

(обозначены номера игрушек из перечня).

Вторая неделя от рождения.

День недели

Формирование зрительного сосредоточения (6.00-7.00)

Слуховое сосредоточение (9.00-10.30)

Зрительное и слуховое сосредоточение (12.00-13.00)

Слуховое сосредоточение (15.00-16.30)

Формирование зрительного сосредоточения (18.00-19.00)

1

1

2

1,2

3

4

2

4

3

4,3

2

5

3

5

6

5,6

7

8

4

8

7

8,7

9

9

5

9

10

9, 10

11а

11

6

11

11, 12

11, 11а

13

14

7

14

13

14,13

15

16

Третья неделя от рождения

День недели

Зрительно-слуховое слежение за перемещением предметов

Зрительное слежение за перемещением предметов

Зрительно-слуховое слежение за перемещением предметов

Слуховое слежение за перемещением предметов

Зрительно-слуховое слежение за перемещением предметов

1

17, 15

17

17, 15

18

17,18

2

18, 19

19

19, 18

15, 18

17, 19,15

3

20, 19, 21

21

21, 20

20

21,20

4

22, 23

22

19, 22, 23

23

19,21,23

5

22, 20

24

24, 25

25

24,25

6

24, 17,25

26

26, 27

27

19,26,27

7

22, 26, 20

19, 22, 26

17, 21, 26, 25

28

24, 19,22,28

Четвёртая неделя от рождения.

День недели

Зрительно-слуховое слежение за перемещением предметов

Зрительное слежение за перемещением предметов

Зрительно-слуховое слежение за перемещением предметов

Слуховое слежение за перемещением предметов

Зрительно-слуховое слежение за перемещением предметов

1

19, 29, 28

29

29, 28

28

22, 29, 28

2

26, 29, 28

29

30, 28

28

30, 28

3

30, 28

29, 30, 28

30, 28

31

30, 31

4

29, 30, 31

32

32, 31

31

32, 31

5

29, 32, 31

29, 32

32, 31

31

26, 32, 31

6

26, 32, 28

29, 32

32, 28

28

30, 32, 31

7

32, 23

29, 30, 32

32, 25

27

30, 28

Пятая неделя от рождения

День недели

Зрительно-слуховое слежение за перемещением предметов

Слуховое слежение за перемещением предметов и раскрытие кисти руки

Самостоятельное рассматривание и захватывание игрушек

Зрительное слежение за перемещением предметов и раскрытие кисти руки

Зрительно-слуховое слежение за перемещением предметов

1

29, 33, 34

34, 35

36

33, 35

33, 34

2

30, 33, 28

34, 35

36

32, 33, 35

33, 34

3

37, 31

31, 35

36

37, 35

37, 34

4

33, 37, 34

39, 38

40

29, 37, 38

30, 37, 39

5

32, 37, 31

39, 38

40

33, 37, 38

37, 39

6

41, 39

39, 38

40

41, 38

41, 34

7

33, 41 ,31

34, 38

40

37, 41, 38

41, 39

Шестая неделя от рождения

1

29, 41, 34

39, 38

40

30, 41, 38

32, 41, 31

2

42, 39

34, 43

44

42, 43

42, 18

3

42, 34

45, 43

44

42, 43

42, 20

4

33, 42 ,31

45, 43

44

29, 42, 43

33, 42, 23

5

29, 42, 39

45, 43

44

30, 42, 43

37, 42, 25

6

30, 42, 34

45, 43

44

37, 42, 43

42, 27

7

32, 42, 31

45, 43

44

41, 42, 43

42, 28

Седьмая неделя от рождения

1

46, 34

34, 35

48

46,38

46,39

2

46, 30, 20

39, 43

48

46, 37, 35

46, 30, 45, 31

3

37, 46, 39

45, 35

48

46, 29, 38

46, 32, 28

4

29, 46, 31

13, 43

48

46, 32, 35

46, 33, 31

5

46, 34

18, 38

48

46, 33, 43

46, 18

6

46, 39

45, 35

48

46, 41, 43

46, 41, 27

7

42, 46, 34

20, 38

48

46, 42, 35

46, 45

Восьмая неделя от рождения

1

47, 34

34, 38

49

47, 35

47, 39

2

47, 30, 20

39, 35

49

47, 37, 38

47, 30, 31

3

47, 37, 39

45, 38

49

47, 29, 35

47, 32, 28

4

47, 29, 31

13, 35

49

47, 32, 38

47, 33, 31

5

47, 42, 34

18, 38

49

47, 33, 43

47, 41, 27

6

47, 46, 39

45, 43

49

47, 46, 38

47, 18

7

42, 47, 34

20, 37

49

46, 47, 43

47, 45