Интегрированный урок во 2-м классе: русский язык + математика по теме: "Горы"

Разделы: Начальная школа


Тема урока:

Горы. Корень слова. Линейный алгоритм. Выразительные средства языка писателей при изображении природы. Горы таят опасность. Лепка из пластилина макета горной поверхности.

Цели урока:

  1. Представить учащимся целостную картину мира гор путем интеграции.
  2. Закрепить знания учащихся о корне слова и правописании географических названий.
  3. Усвоить вопрос использования линейных алгоритмов в практической деятельности.
  4. Формировать у учащихся умение находить в художественных текстах выразительные средства языка.
  5. Познакомить с опасностями, которые встречает человек в горах.
  6. Формировать умение работать с пластилином.
  7. Расширять словарный запас учащихся.
  8. Развивать творческое воображение учащихся.
  9. Воспитывать любовь к Уральскому краю, к родной природе.

Ход урока:

I. Организация класса.

II. Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня мы проведем необычный, интегрированный урок. Это урок, в котором несколько предметов сливаются вместе, что помогает более целостному восприятию учебного материала.

III. Использование линейного алгоритма в практической деятельности.

У.

  • Сегодня мы будем работать над материалом 2 урока, и, чтобы успеть все сделать, нам просто необходима программа действий.

У.

  • А как называется такая программа?

Д.

  • Алгоритмом.

У.

  • Правильно. У каждого на столе лежит листочек. Это наш помощник на уроке.

У.

  • Что вы видите на листочке?

Д.

  • Программу действий, алгоритм урока.

У.

  • В виде чего представлен алгоритм?

Д.

  • В виде блок – схемы.

У.

  • Какие виды алгоритмов вы знаете?

Д.

  • Линейный, разветвляющийся, циклический.

У.

  • Давайте определим вид алгоритма, с которым мы будем работать.

Д.

  • Линейный алгоритм.

У.

  • Почему?

Д.

  • Все действия идут подряд, нет разветвлений и действия не повторяются многократно.

У.

  • Итак, давайте познакомимся с алгоритмом. Следующим действием в блок – схеме будет…

IV. Минутка чистописания.

У.

  • Открываем тетради по русскому языку. Пишем число, классная работа. Давайте вспомним правила красивого письма.

У.

  • Молодцы! А теперь посмотрите, какую змейку из строчных письменных букв я вам сегодня приготовила.

брвурокастгсловозгргорадсзглавное

Запишите буквы этой змейки в тетради.

У.

  • На что вы обратили внимание, когда писали буквы?

Д.

  • Среди букв спрятались слова.

У.

  • Какие это слова, давайте запишем их.

Д.

  • Урока слово гора главное.

У.

  • Составим из слов предложение.

Д.

  • Главное слово урока – гора.

У.

  • Итак, смотрим на алгоритм. Мы познакомились с ключевым словом нашего урока. Смотрим дальше. Теперь нам предстоит познакомиться с лексическим значением слова “гора”.

V. Работа со словом “гора”, пословицами и фразеологизмами.

У.

  • Гора – это значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью (Словарь Ожегова).
  • Давайте, запишем это слово.
  • поставим в слове ударение, подчеркнем безударную гласную.
  • Как ее проверить?

Д.

  • Нужно изменить слово так, чтобы на безударную гласную падало ударение, горa - гoры

У.

  • Что обозначает слово гора?

Д.

  • Предмет.

У.

  • Ребята, а вам приходилось употреблять это слово в переносном значении, во фразеологических оборотах?
  • Посмотрите на доску. Вот несколько таких устойчивых оборотов.
  • Горы книг (нагромождение, куча), Переделать гору дел (очень много), Как гора с плеч (отпала тяжелая забота), Не за горами (о том, что скоро наступит). Ф. Вот уже не за горами Новый год.

  • А кто знает пословицы со словом “гора”?
  • П. Гора мышь родила.

VI. Знакомство с горой как формой земной поверхности.

У.

  • На уроках окружающего мира мы сейчас знакомимся с формами земной поверхности. Перечислите, какие формы вы знаете?

Д.

  • Холмы, овраги, горы, озера, реки.

У.

  • Мы знаем, как с помощью условных знаков они обозначаются на карте. Поработаем у доски. Посмотрите на эти карты, определите, что на них изображено и выберите слова, относящиеся к данным формам земной поверхности. (Дети распределяют слова по условным обозначениям).

VII. Закрепление понятия “корень слова”.

У.

  • Что вы можете сказать о словах, подобранных к каждой карте?

Д.

  • Это однокоренные слова

У.

  • А какие слова называются однокоренными?

Д.

  • Имеющие общий корень

У.

  • А что такое корень слова?

Д.

  • Это главная часть слова, в которой заключен общий смысл всех однокоренных слов.

У.

  • А что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень?

Д.

  • Подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.

У.

  • Давайте запишем однокоренные слова к слову “гора” и выделим корень. Уточним значение некоторых слов.

предгорье – возвышенная, холмистая местность перед горами;

нагорье – возвышенная местность, сочетающая плоскогорья, горные массивы и долины;

горец – житель гор;

горняк – работник горной промышленности.

VIII. Знакомство с понятиями “образования гор”, “строение гор”.

У.

  • Горы – это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью. Как же образуются горы? Снаружи Земля покрыта твердой каменной оболочкой – земной корой. Под тяжестью каменных толщ температура и давление в недрах Земли очень высоки. Даже камни в этих условиях начинают плавиться. Разогретые и расплавленные горные породы из глубины по трещинам поднимаются вверх и давят на ее поверхность. Горные породы сминаются в складки. Так образуются горы. Другая сила – внешняя – также влияет на поверхность земли, но, наоборот, пытается ее сгладить. Вода и ветер сносят песчинки с крутых склонов и вершина горы становится плоской. Эта деятельность воды и ветра называется выветриванием. Молодые горы с острыми вершинами постепенно стареют, разрушаются. Познакомимся со строением горы.

У.

  • Зарисуйте схему строения горы в тетради.
  • Несколько слов хотелось бы сказать о разнообразии гор. Одиночные вершины встречаются крайне редко. Обычно они выстраиваются в шеренгу в виде гребней. Гребни тянутся на десятки километров, образуя горные хребты, от которых иногда в разные стороны идут отроги. Если одна вершина господствует, а от нее расходятся хребты – это горный узел. Несколько хребтов, следуя друг за другом в одном направлении, формируют горную цепь. Горные хребты и цепи, выстраиваясь параллельно или лучеобразно, образуют горную систему. Несколько соседних горных систем объединяются в горную страну, а горные страны – в горные пояса.

Высота гор определяется их подъемом над уровнем океана.

Низкие горы – от 500 до 1500 м.

Средние горы – 1500 до 3000 м.

Высокие горы от 3000 м и выше.

Самые высокие горные вершины мира (работа с таблицей)

  • Познакомимся с названиями некоторых гор (работа с учебником.)

IХ. Повторение о правописании географических названий.

У.

  • Давайте повторим, как пишутся географические названия

Д.

  • С большой буквы

У.

  • А горы тоже географические названия?

Д.

  • Да. Значит, название гор и вершин тоже будем писать с заглавной буквы.

Х. Знакомство с Уральскими горами.

У.

  • Мы с вами живем на Урале, на уральских горах и не можем не поговорить о них. Уральские горы называют “Каменным поясом Урала”. Это старые, а значит, низкие горы, они возникли несколько сотен миллионов лет назад. Горы представляют из себя горные цепи, протянувшиеся с Севера на Юг более чем на 2000 км. Ширина каменного пояса невелика: 200 км., а местами сужается до 50 км.. Самые высокие вершины Урала (работа с таблицей), сравнение с мировыми вершинами.

XI. Знакомство с полезными ископаемыми.

У.

  • В недрах Земли, где действуют высокое давление и температура, одни горные породы превращаются в другие. Так образуются полезные ископаемые, которые в результате выветривания оказываются близко к поверхности Земли и добываются человеком. Уральские горы – кладезь полезных ископаемых. Познакомимся с некоторыми из них (работа с коллекцией полезных ископаемых).

XII. Знакомство с художественными текстами.

У.

  • Мы многое узнали о горах. Горы – это явление не до конца изученное, таинственное, и неповторимое. Давайте посмотрим, какими виделись горы людям творческим, писателям и поэтам. У вас на столе есть 4 отрывка из произведений М.Ю. Лермонтова, Ч. Айтматова, В. Короленко. Прочитаем эти тексты. Какие выразительные средства (тропы) используют писатели в описании природы в горах? (эпитеты, метафору, олицетворение, сравнение). Давайте попробуем найти в текстах эти тропы.

Д.

  • Передать свои чувства при описании красоты природы гор писателям помогают тропы – изобразительно – выразительные средства.

Художественные тексты для работы

  1. Снова стояла осень в горах. Снова после шумного лета все настроились на осеннюю тишину. Опустели горы. Уже в одиночку летали орлы, скупо роняя клекот. Глухо шумела вода в реке: привыкла река за лето к руслу, притерлась, обмелела. Трава перестала расти, листья устали держаться на ветках и кое-где начали опадать.
  2. А на самые высокие вершины по ночам уже ложится молодой серебристый снег, а к утру темные гряды хребтов становятся седыми, как загривки черно-бурых лисиц. Настывал, нахолаживался ветер в ущельях. Но пока еще дни стояли светлые, сухие. (Ч. Айтматов)

  3. Погода прояснилась. Хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другой гасли, как бледноватый отблеск Востока по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня. (М. Лермонтов)
  4. Горы все еще скрывали за собой взошедшее солнце, но небо над ними совсем просветлело, и очертание хребта рисовалось резко и отчетливо, образуя между двумя вершинами значительную впадину. По темным еще склонам, обращенным к нам, сползали вниз струи молочно-белого тумана и как будто искали места потемнее и посырее… А вверху небо расцветилось золотом, и ряды лиственниц на гребне выступали на светлом фоне отчетливыми фиолетовыми силуэтами. За ними, казалось, шевелится что-то – радостное, неугомонное и живое. В углублении от горы к горе проплыла легкая тучка, вся в огне, и исчезла за соседней вершиной. За ней другая, третья, целая стая… За горами совершилось что-то ликующее и радостное. (В. Короленко)
  5. Несколько ярко-золотых лучей брызнуло беспорядочно в глубине расселины между двумя горами, пробив отверстия в густой стене леса. Огненные искры посыпались пучками вниз, вырывая из синего холодного сумрака то отдельное дерево, то верхушку утеса, то небольшую горную полянку… Под ними все задвигалось и засуетилось. Группы деревьев, казалось перебегали с места на место, скалы выступали вперед и опять тонули во мгле, полянки светились и гасли… полосы тумана змеились внизу тревожнее и быстрее.

Потом на несколько мгновений засветилась даже темная река…

Вспыхнули верхушки зыбких волн, бежавших к нашему берегу, засверкал береговой песок.

А в расселине между горами уже ясно продвигалась часть огненного солнечного круга, и на нашей стороне весь берег радовался и светился, сверкая, искрясь и переливаясь разноцветными слоями сланцевых пород и зеленью пушистых сосен… (В. Короленко)

XIII. Определение опасностей, подстерегающих людей в горах.

У.

  • Мы уже говорили о том, что путь в горы долог и опасен, склоны не всегда пологи, а бывают очень крутыми. Кроме того, в горах человека подстерегает ряд опасностей, так как погода в горах непредсказуема (работа с таблицей). Кроме того, в горах понижено содержание кислорода, чем выше поднимаешься в гору, тем труднее дышать. В горах очень высокая солнечная радиация, что может вызвать ожоги и тепловой удар.

Д.

  • Горы – это очень серьезно. Самонадеянность и беспечность в этих местах категорически не допустимы. Поход в горы требует серьезной подготовки и возможен только в том случае, если члены группы имеют уже необходимый опыт, а ведет группу знающий инструктор.

XIV. Лепка из пластилина макета участка горной поверхности.

У.

  • Теперь мы о горах знаем почти все. Нам осталось включить свое творческое воображение и поработать руками. Сейчас вы из пластилина будете лепить макет участка горной поверхности (работа с пластилинам).

XV. Обобщение. Итог урока.

  • Какое слово сегодня на уроке было ключевым?
  • Что нового узнали?
  • Чему научились?
  • Что поняли?