Риторика, как учебный предмет в школе

Разделы: Начальная школа


Общеизвестно, что уже в Древней Греции, наряду с чтением, письмом и физическими упражнениями, обучали риторике. Риторика (от греческого «ритор» - оратор) – одна из самых древних наук на земле. Она возникла как наука об искусной, красной речи. В первом основополагающем учебнике по риторике, который принадлежит М.В.Ломоносову, говорится, что «риторика есть наука говорить и писать красно». Возрождение ее началось в середине 20 века, и во многих школах преподается как отдельный предмет. Школьный курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают коммуникативные умения. Дети учатся анализировать и оценивать общение, на уроках формируются умения говорить, слушать и слышать, писать и читать, т.е. умения общаться.

Уроки риторики надо начинать с 1 класса, т.к. дети в таком возрасте легко впитывают образцы речи, эмоциональны, любят играть. Но для того, чтобы ребята легко раскрывались эмоционально, в классе надо создавать доброжелательную обстановку. Нужно замечать каждую удачу ученика, каждый его шаг вперед (в результате работы Ваня стал говорить громче, Игорь и Дима провели доброжелательный диалог, Катя четко проработала скороговорку).

Очень важно, чтобы ни один ученик не просидел молча весь урок, и подытоживая результаты работы класса отметить речевую активность детей (В результате работы Олега мы сегодня слышали 5 раз, Ксюшу – 6 раз, причем ее фрагмент диалога был более занимательным).

Каждый урок в 1 и 3 классах начинаем с речевой гимнастики:

1. Учимся правильно дышать, т.к. от речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи.

Первые упражнения связаны с формированием правильной осанки:

а) правильное положение тела, стоя, сидя;
б) упражнения «Дровосек» (имитация рубки дров), «Освобождение от усталости» (тело расслабить и покачаться как на пружине).

Далее переходим на дыхательную гимнастику:

1. Прочитать на одном дыхании:

Хомка, хомка, хомячок, Подметает хомка хатку
Полосатенький бочок, И выходит на зарядку.
Хомка раненько встает Хомка хочет сильным стать
Щечки моет, шейку трет. (Вдох – и на выдохе «Раз, два, три, четыре, пять!» - выдохнуть весь воздух)

2. Представьте, что вам необходимо:

задуть свечи,
сдуть с рукава пушинку,
раздуть огонь в потухающей печи,
подуть на горячее молоко, сдувая пенку.

Далее переходим на чистоговорки, скороговорки, упражнения на выразительность, где дети должны мимикой и жестами «создать образ» персонажа, от лица которого ведется монолог.

Игра «Лесное радио».

Дети делятся на группы. Даются карточки:

  • Медведь – «Не шуми зимой в лесу. Не тревожь мой сон».
  • Лиса – «Не ругайте меня, если я украду курочку».
  • Заяц – «Прошу оказать помощь, а именно: морковкой, капустой».
  • Лось – «Принеси охапку сена, я буду очень рад».

Ребята должны, подражая лесным жителям, передать текст объявления.

Большая работа проводится на развитие внимания.

3. «Слушали и услышали»

Цель - быть внимательными и неравнодушными слушателями, что очень важно развивать с детьми начальной школы.

1. На примере Осеевой «Хорошее»

(«Захотел ли Юра услышать свою сестренку, помочь Трезорке?». Приходилось ли вам быть внимательными по отношению к другим?)

2. Разыгрывание ситуации:

«Ты вернулась из школы, мама попросила тебя вынести мусор. Что и как ты ответишь?»

На уроках даю ребенку возможность не бояться спрашивать, если не понятно значение слова:

Есть слово «проволочка»
И «проволочка» есть.
А что такое «атлас»
Его приносят в класс?
Я прочитала «атлас»,
Но есть ведь и «атлас». – Что же означают эти слова?

В предлагаемую программу по риторике входят два больших блока: общение и речевые жанры. Фрагмент урока I блока «Слушаю целый день», проводится в виде викторины (2 команды):

1. Кто больше назовет пословиц и поговорок о слушании. (Например: «Меньше говори, больше слушай», «Я ему про Фому, а он мне - про Ерему»)

2. Где ошибка, назови. Будь внимателен.

«Январским ясным утром
В начале сентября
Взашла луна, а звезды
Упали на поля»

3. Изобрази без слов (изобразить внимательного и невнимательного человека).

4. Задай вопрос! (Сформулировать правильно вопрос на непонятные слова) по сказке Ершова «Конек – Горбунок»

«Так неделей через пять
Спальник1 начал примечать,
Что Иван коней не холит2
И не чистит и не школит3…»

1- придворный член в допетровской России;

2- ухаживать, держать в чистоте, тепле, лелеять;

3- держать под присмотром, в строгости.

В конце урока при подведении итогов ни один ребенок не обходится без внимания. Даже если ученик только начал говорить. (Дать положительную оценку, подбодрить)

На уроках первого блока у учащихся формируются важнейшие умения: разные формы приветствия в зависимости ситуации (учитель, ученик, друг); что смех и смешит и огорчает; громкость речи, в зависимости от высказывания; правила речевого общения во время телефонного разговора; жесты и мимика при общении – главное говорить так, чтобы не обидеть собеседника ни словом ни жестом.

II Блок «Речевые жанры» дает представление о тексте:

1. Составление рассказа по представлениям.

Д.Родари «Почему говорят, что подкова приносит счастье? (Восстановить последовательность предложений в тексте, чтобы получился понятный рассказ)

2. Закончи рассказ.

«Жила – была курица, и было у нее трое цыплят. Цыплята были непослушные, и курице тяжело было за ними приглядывать. Вот однажды повела мама – курица своих деток на прогулку…»

3. Собери пословицы.

У семи нянек апрель с травой.
Здоровое дерево мало леса – береги
Много леса – не губи, дятел не долбит.
Март с водой, дитя без глаза.

4. Определи смысл пословиц.

Растение – земли украшение. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет. Сентябрь холоден да сыт.

5. Придумай ответ.

Что думает мышка, когда спрячется в норку? О чем мечтает лягушка, лежа на камушке?

6. Нарисуй по рассказу.

Зачитывается любой отрывок из рассказа, сказки, стихотворения. Дети должны нарисовать картинку по заданному сюжету.

В ходе обучения знакомимся с запретами (мягкими и строгими), где учащиеся учатся анализировать запреты, объясняя их необходимость, т.к. запреты помогают соблюдать правила поведения. Составляют свои запреты. В итоге учащиеся приходят к выводу, что выражение запреты в мягкой, более деликатной форме помогает установить более благоприятный, теплый психологический климат в коллективе, семье. Например: «Пожалуйста, не сорите», «Просим соблюдать тишину», «Спасибо за то, что вы не дразните животных».

Далее идет знакомство со знаками – цель дать детям элементарные понятия о системе знаков, которые окружают человека (ребятам предлагается оформить расписание уроков через определенные знаки ).

Мы живем в такое время, когда средства массовой коммуникации играют в нашей жизни большую роль. Поэтому провожу знакомство с газетой, с ее жанрами (статья, зарисовка, фельетон, портрет, рассказ, заметка, хроника). В процессе беседы ученики анализируют хронику и заметку, чем они отличаются. Например: хроника. Что это такое? (маленькое короткое сообщение)

«С 4 по 8 марта в Нижнеудинске будет проходить выставка художника Ускова.»

Тут же дети сами находят недочеты и исправляют их.

«18 декабря в школе № 9 проводится открытый урок. На уроке присутствовали учителя других школ»

Провожу работу над сочинениями.

  • Рассуждения: игра «объяснялки»

Нужно знать правила дорожного движения, потому что нельзя перебивать говорящего человека: ведь …

Золотая рыбка в сказке Пушкина не выполнила желание старушки…

  • Сочинение описание (описывают любое дерево)

Что дает риторика? Дети на уроках чувствуют себя раскованней, не боятся отвечать, речь становиться ярче, образней, повышается активность. Постоянно звучит вопрос: «Почему? Докажу». Учащиеся получают риторические знания о том, как стать хорошим собеседником, как успешно выступить с сообщением на уроке, на школьном празднике перед большой аудиторией, как одержать победу в словесном споре. В повседневной жизни, на учебных занятиях или праздничных встречах с особым интересом слушают того, кто говорит чисто и правильно, легко находит нужное слово для защиты или убеждения, прекрасно рассказывает. Центральное место в этом предмете занимают коммуникатовно – речевые задачи, которые формируют у учеников умение анализировать, оценивать общение (в том числе и свое собственное), и главное – умение общаться, умение успешно пользоваться даром слова.

Литература:

  1. Детская риторика в рассказах и рисунках – Т.А. Ладыженская. 1 – 4 класс
  2. «Уроки риторики» Развитие речи – Л.Г. Антонова
  3. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках – Т.А. Ладыженская
  4. Карточки «Путешествие в Изумрудный город с приключениями и открытиями или «Учимся понимать текст» - Г.Г. Граник, О.В. Соболева.