Портативный семинар по теме: "Взаимодействие детей и родителей"

Разделы: Работа с родителями


Цели:

  1. Профилактика отклонений в поведении дошкольников.
  2. Оказание родителям консультативной и практической помощи в воспитании детей.
  3. Формирование у взрослых навыков эффективного поведения в ситуациях, связанных с выбором поощрения и наказания.

Задачи:

  1. Активизировать профилактическую работу по проблемам нарушения прав ребенка в семье.
  2. Способствовать духовному сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций во взаимоотношениях всех воспитывающих.

Форма проведения: практический семинар.

Оборудование: карточки для отметки столов участников семинара (заведующий, методист, психолог, воспитатели).

Организация пространства:

1. Столы расставлены полукругом и ориентированы на главный стол, за которым сидит ведущий. На его столе лежит комплект карточек с описанием ситуаций, беспокоящих педагогический коллектив.
2. Справа от ведущего стол с надписью «Администрация».
3. Слева от ведущего стол с надписью «Воспитатели».
4. Далее полукругом столы для родителей 3-4 человека, на столе чистые листочки, карандаши.
5. Играет музыка, родители входят в зал и рассаживаются за столами.

Подготовительная работа к семинару:

1. Наблюдение и подготовка ситуаций, с которыми часто сталкиваются воспитатели, родители.
2. Выявление методов воспитания в семье и связанные с ними возможные нарушения прав ребенка (через анкету).
3. Работа психолога с группой «Гномики»:

Рисунок «Несуществующее животное»

Рисунок «Дом-дерево-человек»

Тренинг (видеозапись) по программе «Психологическое здоровье дошкольников».

План проведения семинара.

Вводная часть:

Что вы ожидаете от семинара?

Ведущий знакомит участников, называет имена и должности сотрудников детского сада, говорит о причинах и актуальности такой формы работы как практический семинар для родителей, его цели и задачи; просмотр видеозаписи детей группы «Гномики».

Практическая часть:

- просмотр и обсуждение графика социальной ситуации развития ребенка в семье, сделанного на основе анкетных данных родителей (55 человек);

- дискуссия родителей о вопросе: «Какой из методов воспитания применяете Вы?»;

- психолог о статье «Награды и наказания в семейном воспитании» И.О.Фесенко и о воспитании разумного или произвольного поведения по Л.С.Выготскому;

- из опыта работы воспитателей на тему «Игра, как универсальное средство коррекции недостатков личностного развития и неконструктивного поведения детей» и др. методов;

- просмотр и обсуждение данных о психоэмоциональном состоянии детей из группы «Гномики» на основе рисунков «дом-дерево-человек». Рисунки с интерпретацией раздаются родителям (так сохраняется конфиденциальность);

- ролевая игра, дискуссия по разбору ситуаций, возникающих в жизни детского сада.

Заключительная часть:

- декларация о правах ребенка (беседует методист);

- выдаются памятки «руководство для родителей» автора В.Леви;

- интервью для родителей:

1. Чем помог Вам сегодняшний семинар?
2. Какая часть семинара вызвала особый интерес?
3. Ваши пожелания на будущее.

Вводная часть.

Ведущий знакомит участников, называет имена и должности сотрудников детского сада, говорит о причинах и актуальности такой формы работы как практический семинар для родителей, его цели и задачи. Далее предлагается видеофильм – фрагмент занятия в группе «Гномики».

Прежде, чем собрать семинар, мне как психологу нужно было провести предварительную работу с детьми и с родителями и на основе диагностических данных сделать определенные выводы и предложения.

Практическая часть.

Предлагаю рассмотреть график сделанный на основе анкет для родителей. Данные анкеты помогли мне в определении проблем, связанных с воспитанием детей в семьях.

- Уважаемые родители, вызываю вас на открытое обсуждение – дискуссию по вопросам анкеты (обсуждают).

Хочется особо поговорить о том, какой метод воспитания вы применяете к своим детям?

а) Только поощрение.
б) Частое порицание.
в) «Метод кнута и пряника»

(Идет дискуссия по поводу методов, принятых в их семье, каждый доказывает эффективность выбранного им метода).

А вот, что предлагает автор И.О.Фесенко в статье «Награды и наказания в семейном воспитании» из «Энциклопедии семейного воспитания и обучения».

«…Просиживая нередко целые часы у колыбели ребенка, родители уже с этого времени допускают всякие забавы, подрывающие уважение ребенка к их личности: то ребенок рвет бороду отца, то за волосы мать дергает. И все с большим чувством удовольствия переносят его действия и поступки, как в период младенчества, так и во все последующее время их жизни. Ребенку три-пять лет, а метод воспитания прежний – вседозволенность. И если он получает в чем-либо отказ, то его отчаянный крик и плач немедленно заставляют взрослых исполнить его желание… Результатом подобного отношения взрослых к ребенку является то, что ребенок очень рано оказывается испорченным и нравственно искалеченным; он непослушен, капризен, требователен, упрям, назойлив, своеволен, и для того, чтобы искоренить все эти недостатки, созданные членами семьи, родители и прибегают то к наградам, то, скрепя сердце, к наказаниям.

…Или другой метод, коротко выраженный словами: «цыц и брысь»! Этот метод все запрещает кроме строго установленных правил режима и требований приличий. Ребенок должен слушаться, беспрекословно повиноваться. Свободы действий у него нет, если бы он попытался ее расширить, то ему бы сразу «подрезали крылья» приказаниями, внушениями и наказаниями. Итак, вот две крайние системы воспитания, в большей или меньшей степени господствующие в современных семьях: или полная распущенность детей или солдатская муштра, причем как та, так и другая приводит родителей к необходимости пользоваться или наградами или наказаниями для исправления «порочной» детской натуры…

Замечено еще то, что родители требуют то, что сами никогда не делают; постоянно развлекаются то теми, то другими удовольствиями, а от детей требуют занятий и постоянного труда; сами грубы и невежливы, а дети, напротив, должны быть любезны и внимательны и т.д. Такое разногласие между требованиями к детям и собственными действиями вызывает необходимость применения наград и наказаний при воспитании детей.»

- Так какое же поведение мы должны воспитывать в наших детях? Основы какого поведения мы должны заложить в дошкольном детстве и потом закрепить в младшем школьном возрасте?

Л.С.Выготский предлагает разумное или произвольное поведение. Формирование именно такого поведения является сверхзадачей общей стратегии воспитания детей дошкольного или младшего школьного возраста. Осмысленность означает, что ребенок осознает себя источником поведения. Умение управлять собой дается с большим трудом дошкольникам, особенно если взрослые читают нравоучения, внушая тем самым чувства неполноценности; дают массу инструкций, убивая этим его самостоятельность; наказывают за малейшую провинность. Но излишняя строгость, принуждение, контроль и запреты, даже если и приводят к послушанию – очень вредны для развития личности ребенка.

Такое послушание – вынужденное и навязанное, которое взрослые ошибочно принимают за хороший самоконтроль ребенка, в других условиях – без контроля взрослого – может превратиться в свою противоположность, обернуться импульсивностью, расторможенностью. Страхом перед наказанием нельзя научить ребенка владеть собой.

Произвольность – разумность поведения важнейшее качество личности, которое может обеспечить целенаправленность, организованность, самодисциплину, воспитывается в иных условиях другими способами.

Поэтому на профилактику и коррекцию неконструктивного поведения предпочтительны не прямые манипулятивные методы (наказания, запреты, нравоучения), а косвенные, и, прежде всего – игра. Через игру воспитывается выдержка и самообладание. Детей приучают обдумывать и обосновывать свои поступки, нести ответственность за свое поведение.

(Воспитатели поделятся опытом с вами).

Предлагаю таблицу на листе ватмана сделанную на основе рисунков детей «дом-дерево-человек» и раздаю лично в руки родителям рисунки их детей с интерпретацией.

Далее ролевая игра, дискуссия по разбору ситуаций, возникающих в жизни детского сада (см. педагогические ситуации).

Заключительная часть.

- Декларация о правах ребенка (беседует методист).

- Интервью для родителей:

1. Чем помог вам сегодняшний семинар?
2. Какая часть семинара вызвала особенный интерес?
3. Есть ли необходимость у вас в изменении воспитания своих детей?

- Выдаются памятки «Руководство для родителей» автора В.Леви.

Используемая литература.

  1. Анкета (прилагается);
  2. «Диагностика социальной ситуации развития в семье»\\ Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», 2005г. П.3;
  3. «Награды и наказания в семейном воспитании»\\И.О.Фесенко, хрестоматия «Семейное воспитание» сост. П.А.Лебедев, Москва, 2001г.;
  4. Семь правил для всех В.Леви (прилагается);
  5. Психология детей с нарушениями поведения. И.А.Фурманов, Москва, 2004г.;
  6. Шнекендорф З.К. «Путеводитель по конвенции о правах ребенка».
  7. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Москва, 2004 г.