Использование рейтинговой системы контроля знаний в преподавании математики

Разделы: Математика


Математика является одной из наук, развитие которых служит необходимым условием ускорения научно-технического прогресса и повышения эффективности других наук.

Проблема успешного усвоения конкретных дисциплин остаётся наиболее значимой не только для специалистов, но и для всего российского общества. Специфика работы преподавателей естественно-математического цикла заставляет преподавателей искать пути, позволяющие сделать изучение этих предметов интересным и более доступным. Сущность изменений, происходящих сейчас в математическом образовании, можно определить как переход от унифицированного к дифференцированному обучению.

Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы контроля знаний как средства мотивации усвоения дисциплины «Математика», очевидны, они позволяют значительно повысить эффективность деятельности педагога и учащихся за счет целого ряда факторов.

Стимулирование повышенного интереса учащихся к конкретной теме занятия и, следовательно, к дисциплине в целом. Охват процессом обучения всех учащихся при контроле их поведения преподавателем и одноклассниками.

Внесение духа соревнования и соперничества, изначально заложенных в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции. Развитие элементов творчества, самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией учащихся, подготавливает почву для постепенного стирания жёстких дистанционных границ между преподавателем и учащимся. Стремление переосмыслить те или иные математические понятия с учётом собственного опыта – характерный итог такого развития.

Переориентация стиля мышления и поведения учащегося в пользу продуктивной и активно-поисковой деятельности.

Использование предлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на обучаемых. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам преподаватель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.

Предлагаемая к обсуждению рейтинговая система контроля знаний, несмотря на имеющиеся в ней недостатки, позволяет полнее раскрыться студенту, вызывает дух соревнования, повышает интерес к предмету, не вызывая зависти, поскольку все находятся в равных условиях с начала и до конца изучения предмета. Главные недостатки системы, - отсутствие компьютера на рабочем месте для оперативного подсчёта баллов и перевода их в общепринятую шкалу оценок; большой объём дифференцированного индивидуального раздаточного материала для обеспечения равных возможностей учащихся, со временем, по мере роста технической оснащённости рабочего места преподавателя, будут преодолены.

Оценка знаний в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет. Студент, «оценивающийся» по рейтингу, по сути идёт вверх или вниз по лестнице.

Главное назначение системы рейтингового контроля знаний - это ранжирование по успешности усвоения изученного материала.

Рейтинговая система – система накопительного типа, в которой индивидуальный коэффициент обучаемого (рейтинг) определяется по результатам всех видов занятий и вариантов контроля.

Рейтинг – это индивидуальный суммарный показатель уровня знаний студента и его отношения к процессу обучения, устанавливаемый на каждом этапе текущего, рубежного и итогового контроля знаний.

Основа рейтинговой системы – деятельностный подход к организации учебной работы студентов, поэтому дисциплина «Математика» была разбита на двенадцать внутрипредметных модулей. Затем были определены и вынесены на контроль конкретные цели обучения, ключевые понятия в каждом модуле. Разработаны системы текущего контроля по различным видам учебной деятельности (решение задач, индивидуальные занятия, контрольные работы, тесты). Определены максимальное и минимальное количество баллов рейтинга по каждому виду учебной деятельности, количество и формы рубежного контроля по окончании изучения тем. Установлено максимальное и минимальное количество баллов за каждый контроль и максимально возможное и минимально допустимое количество баллов за экзамен. Подсчитана максимальная сумма баллов, которую может набрать учащийся после прохождения всех видов контроля и минимальное количество баллов, при котором студент может быть допущен к экзамену. Разработана система «премиальных» баллов. Оговорена шкала перевода рейтинговой системы баллов в традиционную систему оценок. Разработана форма рабочего журнала и памятка для студентов.

На первом занятии рассказывается о методике работы, о рейтинговой системе, оговариваем каждый пункт «договора» (так условно названа памятка) и каждый получает такой «договор». Важное место в рейтинговой системе занимает разъяснительная работа и информирование родственников учащихся о целях и методике системы. Информация о системе оценивания знаний позволяет взрослым ориентироваться в промежуточных итоговых результатах. Например, увидев в тетради вместо ожидаемой двойки запись «35%» - они не удивились, а помогли ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях.

Рейтинговые оценки позволяют объективно оценивать будущую конкурентоспособность личности учащегося, они не привязаны к конкретным дисциплинам. Положительная тенденция рейтинга по семестрам – один из признаков конкурентоспособности. Даже частичное внедрение рейтинговой системы в процесс преподавания в последующих семестрах позволяет более надёжно оценить потенциал конкурентоспособности выпускника учебного заведения.

ПАМЯТКА СТУДЕНТУ,

работающему по рейтинговой системе контроля знаний

В отличие от обычной пятибалльной системы оценивания знаний мы будем оценивать нашу работу по системе рейтинга.

Рейтинг – это индивидуальный суммарный индекс студента, устанавливаемый на каждом этапе текущего, рубежного и итогового контроля.

Ваша задача – набрать в течение двух семестров максимальное количество баллов:

І семестр – 385 баллов

ІІ семестр – 501 балл

Минимальное количество

в І семестре – 231 балл,

во ІІ семестре – 301балл.

Дисциплина «Математика» поделена на внутрипредметные модули.

В І семестре изучается семь модулей (разделов).

Номер модуля Максимальное число баллов (100%) Минимальное (60%) Обязательный (в баллах)
1 25 15 5
2 90 54 50
3 25 15 5
4 70 42 40
5 100 60 60
6 45 27 15
7 40 24 15
Итого 395 237 190

Во ІІ семестре изучается пять модулей (разделов).

Номер модуля Максимальное число баллов (100%) Минимальное (60%) Обязательный (в баллах)
1 66 40 27
2 135 81 65
3 100 60 45
4 100 60 50
5 100 60 50
Итого 501 301 237

К экзамену считаются допущенными студенты, выполнившие ряд обязательных работ (контрольные и индивидуальные задания).

Вклад экзамена в общую сумму баллов рейтинга – 150 баллов.

Льготы

1. Если студент набирает 90% и более от суммы баллов за текущий контроль, он освобождается от экзамена и автоматически получает оценку «5».

Набравшие 80% и более – оценку «4».

Набравшие менее 80% сдают экзамен.

Студенты, набравшие 80% от максимальной суммы, при желании могут отказаться от «автоматической» оценки «4» и сдавать экзамен во время сессии.

2. Шкала перевода рейтинговой суммы баллов в традиционную пятибалльную систему оценок:

«5» - 90%-100%

«4» - 80%-89%

«3» - 60%-79%

«2» - менее 60% (требуется дополнительная отработка данной темы (раздела)).

3. За своевременность выполнения работы - 2 балла.

4. За досрочное выполнение работ (домашних контрольных работ, индивидуальных заданий) – 2 балла.

5. За аккуратное систематическое ведение тетради – до 10 баллов.

ПОМНИ!

Свой рейтинг можно повысить с помощью творческих работ:

  • математическая газета – до 10 баллов;
  • реферат – до 10 баллов;
  • реферат с защитой – до 25 баллов;
  • модель-макет – до 30 баллов;
  • кроссворд – до 15 баллов;
  • тест – до 15 баллов;
  • работа в качестве консультанта – до 50 баллов.

Пропущенная по уважительной причине работа может быть сдана в недельный срок без снятия штрафных очков.

Пропущенная по неуважительной причине работа тоже должна быть отработана, но уже со снятием штрафных баллов:

  • в течение 1-й недели студент получает 75% от максимально возможного количества баллов;
  • в течение 2-й недели – 50%;
  • в течение 3-й недели – 25%.

В остальные сроки за сданную тему (раздел) баллы не начисляются вообще.

Задолженности сдаются во внеурочное время, назначенное преподавателем. Но по инициативе студентов. При получении за модуль оценки «2» студент его пересдаёт. Но оценку получает не выше «3».

Штрафные баллы.

  1. За пропуски занятий без уважительной причины – минус 10 баллов.
  2. За опоздание – 3 балла.
  3. За неаккуратное ведение тетради – 5 баллов.
  4. За несвоевременно выполненную работу – 2 балла.

Практика внедрения рейтинговой системы показывает следующее.

Памятка даётся каждому студенту вначале изучения дисциплины. Все внимательно изучают возможности, плюсы и минусы рейтинговой системы. Затем на протяжении нескольких недель преподаватель следит и требует соблюдения всех указанных требований. В среднем за три-четыре недели студенты привыкают к предъявляемым требованиям и уже сами ждут, а иногда и требуют от преподавателя большего внимания.

На первом практическом занятии проводится контрольная работа по проверке уровня знаний вновь поступивших студентов. Эта контрольная работа – форма осуществления входного контроля. Выявленные пробелы ликвидируются в течение первых месяцев во время консультаций. Активность учащихся поощряется баллами.

Обязательное условие общей информированности реализуется с помощью экрана рейтингов за текущий семестр, куда вносятся полученные баллы по каждому модулю и их текущая сумма. Организация экрана рейтингов значительно упрощается при использовании табличных редакторов, например Excel. Распечатки таблицы рейтингов, особенно при сохранении всех предыдущих результатов позволяет каждому учащемуся увидеть «динамику» изменения своего рейтинга, рейтингов друзей и рейтинга лидера группы. В конце семестра объявляются фамилии тех студентов, которые по сумме набранных баллов могут быть освобождены от экзамена.

Опыт работы по рейтинговой системе контроля знаний в группах с разным уровнем знаний позволяет сделать вывод – рейтинговая система даёт возможность активизировать студентов на занятиях и во время их самостоятельной работы. Написание докладов, выпуск математических газет, придумывание кроссвордов, тестов (обязательно по изучаемому модулю) углубляют знания, расширяют кругозор. Студенты, консультирующие своих товарищей, играют роль не обучаемого и даже не учащегося, а обучающего, что поднимает их на ступень выше и, самое главное, прививает навыки активного владения изученным материалом. Защита рефератов, выступление с докладами развивает речь в целом, и, в частности, культуру устного изложения математических определений и формул. Последнее имеет особое значение ввиду наблюдающейся тенденции по потере навыков озвучивания математических формул. У студентов, ранее не любивших математику в силу её незнания и непонимания, появляется к ней устойчивый интерес, желание достигнуть успеха в различных видах деятельности, что, как следствие, приводит к знанию предмета.

Рейтинговую систему контроля знаний особенно важно применять в группах с низким уровнем и качеством знаний в силу того, что она обладает достаточно мощным средством успешного усвоения дисциплины.

Приведение рейтингов по семестрам к относительной шкале позволяет оценить тенденцию их изменения и выделять группы учащихся, обладающих потенциалом конкурентоспособности. Отслеживание и наблюдение индивидуальных образовательных траекторий выделенных групп учащихся – предмет будущих педагогических исследований.