Урок литературы по теме: "Образ маленького человека" в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Разделы: Литература


Цели:

1. Дать понятие типа «маленького человека» в литературном произведении.
2. Показать особенности изображения «маленького человека» в повести .
3. Охарактеризовать Самсона Вырина как «маленького человека».

Наглядность и оборудование: портрет художника Тропинина «А.С.Пушкин»; фотографии экспозиции музея «Дом станционного смотрителя»; иллюстрации Добужинского к повести; музыка И. Шварца к фильму «Станционный смотритель».

Ход урока

I.

– Ребята, запишите названия предметов, которые ассоциируются у вас со словом «маленький» (Шарик, домик, котенок, ребенок и т.д.)
- Запишите синонимы к слову «маленький». (Крошечный, мелкий, карликовый, миниатюрный)
- Выразите словами чувства, желания, которые возникают у вас, когда вы слышите слова «маленький шарик…»

(Учитель в колонку записывает на доске предложенные учениками варианты)

II. Новый материал

В русской литературе существует выражение «маленький человек». (Напротив существительных учитель пишет слово «человек»)

- Какое значение имеет это понятие?
- Каковы особенности изображения «маленький человека» в художественном произведении?
- Какие чувства вызывает у читателя этот образ?

На эти и другие вопросы мы постараемся найти ответ на нашем уроке.

А для этого мы вновь обращаемся к повести Пушкина «Станционный смотритель». В русской литературе она занимает особое место. Именно в ней впервые были изображены жизненные невзгоды, боль и страдания «маленького человека». С неё в русской литературе начинается тема «униженных и оскорбленных», тема «бедных людей», которая затем привлечёт внимание Гоголя, Достоевского, Чехова.

Итак, тема нашего урока «Образ «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Как известно, Пушкин много путешествовал. Около 34 тысяч верст проехал он по дорогам России, сотни почтовых станций довелось ему посетить, со многими смотрителями встречаться.

Не менее 13 раз был он и на Вырской станции. Предполагают, что и имя главному герою повести он дал от названия этой станции. Местные легенды также утверждают, что именно здесь жил герой повести, что будто бы отсюда проезжий гусар увез его дочь Дуню и что С. Вырин и похоронен на местном кладбище.

Сейчас здесь располагается музей « Дом станционного смотрителя». Это первый в нашей стране музей литературного героя. Планировка интерьера музея воссоздана по архивным документам и повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Посетить этот музей я вас сейчас и приглашаю.

(Звучит фрагмент романса «Я ехал к вам». Подготовленный ученик проводит «экскурсию» по музею).

Переступив порог музея «Дом станционного смотрителя», мы попадаем в обстановку типичной почтовой станции пушкинского времени.

Из небольших сеней, освещенных фонарем со свечой,- вход на «чистую» половину для приезжающих (она же и смотрительская). Это большая продолговатая горница в четыре окна. На стене при входе – правила, указы, постановления.

Большая часть помещения предназначена для ожидания лошадей «господами проезжающими». Здесь чисто, уютно. На окнах – горшки с бальзамином, стены украшены лубочными картинками.

Путешественники, ожидая лошадей, располагались за большим столом. Смотрители держали для проезжих чай, кофе, сахар, сливки, баранки и другие продукты. В случае ночлега спать можно было на широких лавках, а если путник заболел в дороге, то по правилам, смотритель обязан был приютить его и предоставить даже свою постель.

Войдя в горницу, путешественник мог сразу обратиться к смотрителю станции. Стол смотрителя помещался в «красном» углу. На столе вы видите бронзовый подсвечник, чернильница с гусиным пером, ящик для денег, книги для записи подорожных.

Здесь же с большой сургучной печатью копия подорожной А.С.Пушкина, согласно которой 5 мая 1820 года поэт отправился из Петербурга в Кишинев.

Над столом висят правила. Главное из них - «Какому чину по скольку выдавать лошадей». Согласно этому циркуляру, Пушкин, чином 10 класса, мог рассчитывать лишь на пару коней. В то время как особы первого класса получали по 20 лошадей.

Рядом еще одно Постановление. В одном из пунктов говорится: «Путешествующим запрещено чинить станционному смотрителю притеснения, оскорбления или побои.»

И далее…» Станционные смотрители в ограждение от обид пользуются по высочайшей воле 14-м классом».

«В граждение от обид» смотрители носили форменную одежду – зеленый сюртук и треугольную шляпу. Но если не было лошадей, то их не спасал от гнева раздраженного проезжего чин коллежского регистратора - 14 класс, самый маленький чин в России.

Из чистой половины входим в небольшую комнатку Дуни. Все здесь говорит о героине повести. Мы видим старинный комод, скромное зеркальце, небольшую шкатулку, пяльцы, вязанье. Есть также и рукодельный столик с начатой работой. Все это воскрешает в памяти строки пушкинской повести.

- В музее литературных героев Пушкина словно оживают все образы повести: голубоглазая красавица Дуня, молодой, стройный гусар Минский и Самсон Вырин, станционный смотритель, «маленький человек», - главный герой повести и нашего урока.

Работа с текстом повести.

- Когда-то существовала эпиграмма: Коллежский регистратор – чуть-чуть не губернатор. Эти слова сразу напоминают нам эпиграф к повести (зачитайте).

Так шутливо назвал станционного смотрителя князь Вяземский. Справедливы ли эти слова, а что думает об этом рассказчик? (Зачитать, стр. 235, 236)

- В начале повести автор упоминает «общеудобное» правило: чин чина почитай. Что оно значит?

- Как относится автор к сложившемуся порядку? За что надо ценить человека?.

- С этой мысли: Человека ценят за ум, за личные достоинства начинается грустная история Самсона Вырина, «маленького человека». Давайте с ним познакомимся поближе.

- Найдите портрет, интерьер. (Зачитайте).

- Что можно сказать о главном герое? (Беден, вдовец, живет с дочерью, любит её).

- Какие детали помогли вам сделать такой вывод?

Всё говорит о том, что в доме покой, счастье, хотя должность станционного смотрителя никак не назовешь легкой и спокойной. Но он счастлив. Счастлив прежде всего своей любовью к дочери. В ней он видит смысл жизни. Но вот счастье разрушено.

- Как изменилось всё? Найдите еще один портрет, интерьер. Выделите детали, подчёркивающие горе, страдание С. Вырина.

- Как называется этот прием?

Лишь одна деталь интерьера осталась неизменной. Какая? (лубочные картинки). А знаете ли вы, что такое лубок? (Сообщение ученика).

Лубок – труд безымянных мастеров - был самым массовым видом искусства. Картинки не имели рам и прибивались к стене гвоздиками. Картинки напоминали героев и декорации народного театра. Когда читались надписи под ними, картинки словно оживали. В народе их называли “потешными”.

- Не удивительно, что в доме Самсона Вырина были эти картинки. Расскажите, что было изображено на них.

- Случайно ли автор дважды их упоминает и так подробно описывает эти картинки? (Повторяют историю Дуни). И поэтому Самсон Вырин, хорошо знавший содержание этих картинок, воспитанный на них, ждёт свою дочь, свою Дуню. Ждёт, что она несчастная, глубоко раскаявшаяся, вернётся домой. Он ждёт свою дочь, свою “заблудшую овечку”. Он готов простить её, как простил отец своего заблудшего сына. Но Дуни нет. Самсон Вырин не может с этим смириться и пешком отправляется за своей дочерью.

- С какой мыслью уходит он из дома? “Авось, - думал смотритель,- приведу домой заблудшую овечку мою”.

(В этом “авось” и неуверенность, и надежда. Попытка вернуть Дуню - это протест, хотя и очень робкий )

- И вот Самсон Вырин в Петербурге.

Задание классу:

Поработайте самостоятельно. Найдите эпизоды встречи Самсона Вырина и Минского. Подчеркните в тексте слова, фразы, которые помогают понять душевное состояние Самсона Вырина и Минского. Зачитайте их. На чьей стороне ваши симпатии?

Каким мы увидели Самсона Вырина в этом эпизоде?

(Робкий, слабый, забитый, беспомощный, униженный, бесправный; но нежный и любящий с чувством собственного достоинства. Учитель в таблицу на доске дописывает слова «робкий, бесправный и т.д.

-Как можно охарактеризовать поступок Минского?

-А теперь посмотрите на иллюстрацию. (На экране появляется иллюстрация

«Самсон Вырин у дома Минского»). Какой эпизод изобразил художник Добужинский? Сумел ли он передать чувства героя? Можно ли, глядя на иллюстрацию, сказать, что перед нами робкий, неуверенный человек? Какие чувства вызывает он у вас? (Сочувствие, сострадание, жалость… Учитель ниже в таблицу дописывает и эти слова)

-А теперь, глядя на нашу запись на доске, сделайте вывод. Какой тип литературного героя мы называем “маленьким человеком”? (Это герой литературного произведения, относящийся к среднему и низшему социальному слою, а потому робкий, униженный, забитый, но обладающий высокими душевными и духовными качествами).

-Самсон Вырин возвращается домой, но чувство тревоги за дочь не покидает его. Почему? Ведь он видел: Дуня счастлива с Минским. Неужели только под воздействием лубочных картинок смотритель решил, что Дуня должна погибнуть?

- Как объяснить его слова?

(«Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса…» и т.д. по тексту)

(Вырин понимает, что Дуня и Минский принадлежат к разным социальным слоям, и это грозит трагедией).

-Но трагичной оказывается судьба самого Самсона Вырина. Не вынеся разлуки с дочерью, Самсон Вырин спивается и умирает.

( Звучи музыка. На экране иллюстрация Добужинского «Дуня на могиле отца».

На фоне музыки учитель читает отрывок из повести « Мы пришли на кладбище…»

- Самсон Вырин умер, так и не дождавшись своей Дуни. Умер, глубоко убеждённый в том, что Дуня не может быть счастлива с Минским. И в этом его трагедия и трагедия таких, как он, маленьких людей, живущих в жестоком, несправедливом мире, с очень «удобным » правилом: чин чина почитай.

III. Вывод

IV. Итог.