Урок по МХК на тему: "Праздник праздников — Пасха!

Разделы: МХК и ИЗО


Оборудование :

1. Выставка книг о христианских праздниках на Руси;
2. Кулич, Пасха, крашенные яйца, самовар;
3. Газета;
4. Проигрыватель, пластинка с колокольным звоном;
5. Репродукции икон и картин на тему распятие, воскресение и вознесение Христа

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Вставляют слово учителя.

Уходят морозы, холода, пробуждается природа – наступает весна.

С нею вместе приходит христианский праздник “Пасха”. Праздник воскресения из мертвых Иисуса Христа. Совсем недавно, на уроках литературы, посвященных творчеству М. Булгакова, мы с вами говорили о распятии Иисуса Христа, вспоминали библейские предания на эту тему. И когда я сказала, что в романе. Мастера события происходят во время иудейской Пасхи, кто – то возразил, что Пасха – это Воскресение Иисуса, а в романе Иисус, вернее, еще жив, значит, никакого праздника Пасхи быть не может.

Именно тогда у меня возникла мысль рассказать вам об этом празднике, ведь мы отмечаем его всегда, даже в советские времена, когда церковь не была в фаворе.

    3.Так что это за праздник?

Он имеет длинную и сложную историю. Зародился он около 3500 лет назад среди древних евреев, которые в то время жили в Аравийской пустыне, занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни. Это был весенний скотоводческий праздник. По верованиям духов, и особенно духа – губителя, который блуждал весной, голодный, жаждущий крови, чтобы он не трогал молодняк и неокрепших маток.

Многие первобытные народы считали, что в крови заключается жизнь, поэтому кровь является лучшей жертвой для духа. Скотоводы – евреи устраивали весной общинное обрядовое пиршество, во время которого резали ягнят и их кровью мазали свои шатры и загоны для скота.

Таким образом, общинное пиршество было как бы жертвоприношением духам. В этот период твердой даты праздника не было. Справлялся он весной, а день празднования определяли жрецы и вожди племени.

Затем, со временем, евреи переселились в Палестину, где коренное население было земледельческим. Поэтому постепенно иудейские племена стали переходить от кочевого к оседлому образу жизни, начали заниматься земледелием. С изменением хозяйственной жизни иудеев изменялись и их общественные отношения, религия, быт. Претерпели соответствующие изменения и праздники. В частности, праздник пасхи потерял свое былое значение. Он слился с весенним земледельческим праздником, в котором хлеб занял центральное место.

Первым из хлебных злаков созревал ячмень. Поэтому теперь уже в святилище несли не ягнят, а первый сноп ячменя, освещали его, обмолачивали, мололи зерно и из муки нового урожая пекли первые пресные хлебцы.

Ход исторического развития привел к гибели самостоятельного национального еврейского государства. Они оказались под пятой Римской империи, а попытки сбросить иго иноземных захватчиков заканчивались неудачами и вели к кровавым репрессиям.

И примерно с этого момента праздник пасхи стали связывать с надеждой на чудесное избавление еврейского народа с помощью божественного спасителя.

Таким его и восприняли раннехристианские общины в I и II вв. Но при этом изменили его богословское и идейное содержание. Пасха была увязана с одним из эпизодов биографии Иисуса Христа.

“Праздников праздник и торжество торжеств” - так называют верующие люди Пасху. Этот праздник установлен христианами в память о чудесном воскресении Бога Иисуса Христа – события, лежащего в основе всего христианского вероучения. Ведь своими страданиями Христос искупил грехи людей, обеспечил верующим вечную жизнь на небесах.

Празднование Пасхи – многовековая традиция, и мы просто расскажем о том, как на Руси издавна принято встречать Светлое Христово Воскресенье.

Пасхе предшествует семинедельный Великий пост, когда верующие люди воздерживаются от определенных видов пищи. Неделю перед Пасхой называют Страстной седмицей (неделей). Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа.

    4. Сообщение учащихся о Седмице.

Галимулин С о понедельнике, вторнике, среде, четверге.

Меновщикова И. о пятнице и субботе.

К полуночи церковь освещается свечами и внутри и снаружи.

Потому что огонь, еще по поверьям древних славян, играют большую роль в изгнании нечистой силы. Вот почему верующие в пасхальный четверг держат в руках горящие свечи. А из церкви эти свечи несут домой и выжигают огнем ее кресты на потолках и дверях: выгоняли нечистую силу.

Священнослужители в светлых одеждах с крестом и иконами проходят крестным ходом вокруг церкви. Это происходит под колокольный звон. По древним поверьям, злые духи постоянно живут в могильной тишине и очень боятся шума. Поэтому на Пасху целую неделю звонили колокола.

Звучит благовест на его фоне стихотворение Майнова:

Повсюду благовест гудит,
из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес.
Христос воскрес! Христос воскрес!

Эти слова “Христос воскрес” сопровождаются троекратным целованием. Этот обряд уходит своими корнями в глубокую старину. Первобытные люди считали, что дыхание – это сущность души. И христиане, целуя на пасху мощи, иконы, крест, верили, что таким образом на них переносится волшебная сила этих предметов. Христосуясь, верующие стремились таким образом обменяться духом, таинственной силой, вошедшей в них во время пасхального богослужения и целования различных священных реликвий.

Как я уже говорила, пасха зародилась в южных странах. Весна там приходит гораздо раньше, чем на Руси, и праздновалась она в начале уборки зерновых. Естественно, что праздник был сытный, обильный.

Перенесенная далеко на север, пасха на Руси пришлась на раннюю весну. Первыми продуктами появляющимися в хозяйстве славян – земледельцев ранней весной были молочные продукты и яйца.

    5.Сообщение учеников

Каверзин Р. о символике пасхальных яиц.

Котылева А. о пасхальных яйцах фирмы Фабирже.

    6.Учитель дополняет.

Я хочу немного дополнить.

Искони наиболее излюбленной пищей духов считалась кровь. И для того чтобы сделать яйца наиболее угодными духам, их обмазывали кровью. Позднее – красной краской, которая символизирует жизнь, воскресения Бога.

А еще позднее – просто окрашивать в какой – либо яркий цвет.

Известный пасхальный обычай катания яиц был связан с верой древних славян в демонов. Люди верили, что, катая яйца можно заставить злых духов плясать, валяться, кувыркаться, что причиняло им якобы ужасные страдания. Если же ударять яйца друг о друга, то можно заставить духов биться лбами.

Приготовление куличей – пасхального хлеба особой формы – связано с верой в волшебные свойства обрядовой освященный пищи.

Как мы уже говорили, в южных странах праздник пасхи по времени совпадал с первым сбором урожая зерновых.

Хлеб из муки нового урожая выпекался пресным, его нельзя было мешать с закваской от старого хлеба. Новый хлеб ели только после освящения, и такой хлеб якобы обладал чудесной силой. Его можно было есть, не опасаясь злых духов. А чтобы не спутать новый хлеб со старым, ему придавали особую форму.

Есть еще одно традиционное пасхальное блюдо – творожная пасха.

Сначала под влиянием культа мертвых, ей придавали форму могильного холма, а позднее вид четырехугольного пирамидального надгробия.

Праздник Пасхи основывается на трех важных моментах жизни Христа: распятие, воскресении и вознесении его.

    7. Сообщение учителя о живописной традиции на сюжеты распятия, воскресения и вознесения.

    8. Т.е. Пасха из языческого праздника превратилась в главный христианский праздник. Но хоть и называют ее “Торжество торжеств и праздников праздник”, но буйно веселиться в эти дни не принято. Но во время семейного чаепития, а также во вторую половину Светлого Воскресения все люди, а особенно дети, играли в пасхальные игры. В каждой стране существовали свои обычаи и развлечения.

У нас тоже сегодня приготовлена игра – Пасхальный кроссворд.

    9. Но это будет вашим домашним заданием.