Учет системы восприятия, учебного стиля и нервно-психического напряжения учащихся при дифференцированном подходе в обучении подростков вечерней школы

Разделы: Математика


Структура уроков.

  1. Вводное повторение. Актуализация опорных знаний.
  2. Изучение нового материала (основной объём).
  3. Решение задач, урок семинар – практикум.
  4. Контроль.
  5. Обобщающее повторение.
  6. Контроль.
  7. Коррекция.

1. Вводное повторение. Актуализация опорных знаний.

В начале каждого учебного года происходит повторение изученного за предыдущий год материала. Но одну тему я выношу всегда для повторения в любом классе – это действия с обыкновенными дробями. Как показал опыт работы эта тема является самой трудной для учащихся нашей школы, поэтому повторить её просто необходимо в любом классе.

Повторение в начале и конце учебного года необходимо также потому, что дети зачисляются в школу в течение всего учебного года с разным багажом знаний, с разным перерывами в учёбе (семейные, после армии, после техникумов из других школ, спец учреждений и т.д.).

2. Изучение нового материала.

Прежде всего, хотелось остановиться на том, что при планировании изучения тем, я разбиваю все темы на подтемы, то есть дроблю темы учебника на более мелкие, что хорошо зарекомендовало себя.

Остановлюсь более подробно на теме «Тригонометрия» При изучении нового материала я использую в большей мере поисковый метод. Так как для учащихся моих классов (по системе восприятия 10 «в» класс 90% и 11 «б» класс – 85% кинестеты) самим вывести ту или иную формулу, изучить новый материал через «потрогать». Тогда новый материал будет для них понятен, принят и более ценен, чем при использовании другого метода.

Все полученные формулы, выводы сводятся в единую красочную таблицу, что также необходимо для визуалов (10 «в» – 95%, 11 «б» – 85%).

Пример использования данного метода был продемонстрирован на открытом уроке в 10 «в» классе при изучении темы «Формулы приведения», по такому же принципу учащиеся данного класса выводят:

  • формулы двойного угла;
  • формулы половинного угла;
  • формулы суммы и разности тригонометрических функций.

То есть все темы без основных формул тригонометрии.

При оформлении выводов, итоговых таблиц большую работу я беру на себя, так как большинство учащихся моих классов по учебному стилю абстрактно-разбросанные или конкретно-разбросанные. Также после выведения формул или заполнения итоговой таблицы, совместно с учащимися прописывается алгоритм использования того или иного вывода, формул – в связи с тем, что в данных классах присутствуют учащиеся и с последовательным учебным стилем.

3. Решение задач, урок - семинар – практикум.

При закреплении изученного материала я применяю такую форму урока как семинар - практикум. Учащиеся класса делятся на группы.

Приложение №1.

Для отработки умений и навыков применяются карточки различных видов – адаптирующие (подготовительные), информационные, инструктивные, тренировочные.

4. Контроль.

Непременным дидактическим условием правильной организации учебного процесса является выяснение учителем и учащимися, насколько хорошо последние усвоили знания, необходимые для успешного изучения нового материала. Контроль и учёт знаний имеет разные дидактические функции, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Обучающая. Её сущность состоит в совершенствовании и систематизации проверяемых знаний.
  2. Контролирующая. Главная цель её – выявление состояния знаний, умений учащихся на конкретном этапе обучения.
  3. Воспитывающая. Способствует развитию у учащихся чувства ответственности за свой учебный труд, формированию навыков самообразования.

Кроме дидактических, контроль и оценка знаний имеют важные методические функции, а именно:

  1. уточнение, осознание, углубление знаний;
  2. выявление, исправление, анализ ошибок;
  3. применение знаний в учебной практике, выяснение уровня знаний учащихся.

Таким образом, под контролем и учётом знаний нельзя понимать лишь проверку и оценку знаний. Их функции значительно шире и глубже.

Работа по индивидуализации обучения убеждает меня в том, что необходимым условием успешного проведения контроля умений и знаний учащихся является продуманная система дидактических материалов.

Дидактические материалы помогают работать как с группой, так и с отдельными учениками. Плакаты, обобщающие таблицы, чертежи необходимы для фронтальной работы с группой учеников. Карточки различных типов – для индивидуальной работы. Они способствуют выработке умений и навыков учащихся, выполняют порой контролирующую функцию.

Карточки-задания могут быть различных видов: адаптирующие (подготовительные), информационные, инструктивные, тренировочные, контролирующие. Каждая из этих карточек выполняет на уроке как контролирующую, так и обучающую функции.

Материалы к контролю должны помогать учителю в осуществлении индивидуального подхода к учащимся, так как они содержат вопросы и задания разной степени трудности. Так, учащимся, обладающим способностью анализировать и обобщать явления, при контроле предлагаются более общие вопросы, а менее способным ученикам даются более конкретные вопросы, охватывающие меньший по объему материал. Для проверки того, как учащиеся владеют навыками решения задач и примеров, мною составляются задачи разной трудности, причём правильные ответы оцениваются по - разному, в зависимости от задания. Задания для каждого ученика составляются индивидуально с учётом того, что уже проверено ранее и что ещё необходимо проверить.

Выше говорилось о необходимости проведения индивидуальной работы при контроле с некоторыми учащимися. Однако такие занятия не всегда возможны, так как количество учащихся и уровень подготовки различны. В этом случае огромную помощь оказывают информационные и инструктивные карточки, позволяющие ученику в дальнейшем подготовиться к письменному или устному ответу. Помимо информации или инструкции, эти карточки обязательно содержат контролирующую часть, которая, как правило, включает вопросы в трёх вариантах трудности. Эти материалы способствуют привитию учащимся навыков самостоятельной работы, помогают им оценить свои возможности и в дальнейшем самим определить, по какому варианту они могут работать самостоятельно. Информационные карточки помогут учащимся при подготовке к ответу.

5. Обобщающий контроль.

На уроках обобщающего контроля кроме выше перечисленного применяется также приёмы:

Цвет карточек обусловлен трудностью. Этот метод хорош ещё и тем, что, зашифровывая фразу, можно тем самым выполнять и воспитательную функцию урока.

Д\З – контрольная домашняя работа (К.Д.Р.) позволяет учащимся дома ещё раз отработать изученные темы и соответственно подготовиться к контрольной работе.

6. Контроль. Контрольные работы, тесты.

7. Коррекция. Работа над ошибками, К.Д.Р. – для двоечников.