Тема урока: "Хранитель сокровищ русского языка"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цель:

1. Воспитывать у ребят интерес и внимание к слову;

2. Способствовать обогащению их словарного запаса;

3. Познакомить учащихся с составителем “ Толкового словаря живого великорусского языка”;

Оборудование:

портрет В. И.Даля, выставка словарей, Даль “Пословицы и поговорки”.

Эпиграф:

Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово, беседу, разговор, речь, пароль, обещание, ругательство, букву, письменный знак, остроту, шутку.

В.И. Даль

ХОД УРОКА

Учитель: Добрый день, друзья! Сегодня мы с вами познакомимся с одним замечательным человеком, который жил в позапрошлом веке. Но сначала послушайте историю, которая произошла более 180 лет назад.

(Разыгрывается сценка)

Ведущий: Представьте себе морозный мартовский день. Уже были оттепели, и снег стал серым, превратился в наст, по которому легко, будто парусом, скользят сани.

(Выходит ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, с кнутом в руках. И юноша в форме мичмана, младшего морского офицера. Мичман жмётся от холода поднял воротник, спрятал руки в рукава.)

Ямщик: Ну что, барин, будем ехать или ещё чуть погреемся?

Мичман: А доберёмся в такую пургу?

Ямщик: (тычет кнутовищем в небо, басит, утешая)

Замолаживает…

Мичман: То есть как “замолаживает”?

Ямщик: Пасмурнеет. К теплу. У нас в Новгородской губернии так говорят.

Ведущий: Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно: “Замолаживать – иначе пасмурнеть, в Новгородской губернии, значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью”.

1 ученик: Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло всю его жизнь. С тех пор с каждым днём книжка пополнялась. Записывались областные слова, особенные обороты народной речи, пословицы, поговорки, прибаутки. И когда их собралось двести тысяч, он решил подарить их людям, чтобы сберечь это бесценное сокровище.

2 ученик: Этим замечательным человеком был Владимир Иванович Даль. Получил отличное домашнее образование.

Он воевал, плавал по морям, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции (он был хирург по образованию), строил мосты, написал для школьников учебники “Ботаника” и “Зоология”.

Он сам умел выточить шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшие украшение из стекла. И где бы ни ездил Даль, он всегда собирал слова.

(Разыгрывается сценка)

Открывается занавес. Посреди сцены небольшой “костёр”, на нём котелок, в котором повар что-то помешивает. Вокруг расположились солдаты: кто письма пишет, кто беседует, кто-то просто отдыхает. К ним подходит Даль.

1 солдат. А что, Владимир Иванович, тяжело чай лекарем-то быть?

Даль. Да уж нелегко. К тому же во время войны. Но и солдатом ведь быть несладко, а братцы?

2 солдат: Да чего там. Солдатская доля – весёлое горе.

(Даль достаёт блокнот и карандаш, начинает записывать)

3 солдат: Солдатская голова, как под дождичком трава.

4 солдат: Солдат шилом бреется, дымком греется.

1 солдат: Солдату солдат – родной брат.

2 солдат: Солдатам что малым ребятам – и барабан в потеху.

3 солдат: Где коза прошла, там и солдат пройдёт.

4 солдат: Солдату три деньги в день, куда хочешь, туда и день.

Даль: Ну, спасибо, братцы. Недаром говорят: солдат близко – кланяйся ему низко.

1 солдат: А что это вы, Владимир Иванович, всё записываете? Если не операции, да перевязки делаете, то всё с карандашиком ходите?

Даль: Есть у меня увлечение – слова собирать. Ещё поговорки разные, загадки.

2 солдат: Зачем это вам?

Даль: Понимаете, слово – это великая способность человека гласно мысли и чувства свои выражать…

Повар: Обед готов. Налетай, братцы!

Даль: Вот в руках у вас обыкновенная ложка. Каждый день вы ей суп да кашу едите. А задумались ли вы над тем, сколько новых слов узнаете, если мастер станет рассказывать о своей работе?

3 солдат: Мой дед в нашей деревне был лучшим резчиком ложек. Он говорил: “Красна ложка едоком, а лошадь ездоком”.

Даль: Знаешь, как ложки делают?

1 солдат: Конечно, знаю. Деревянная ложка вырубается из баклуши топориком, потом теслится теслом, отстрагивается ножом и режется кривым резаком. Черенок и коковка на ней точатся пилкою. Ложки бывают разные. Межеумок – это простая и широкая. Бутырка, или бурлацкая, - такая же, но толще и грубее. А ещё боская, полубоская, носатая, тонкая.

Даль: Молодец. Твой рассказ займёт место в моём собрании слов.

2 солдат: А велико ли это ваше собрание?

Даль: Да уж прилично! Пришлось запаковать в тюки и навьючить ими верблюда.

Повар: Это не того ли, что однажды потерялся?

3 солдат: Не потерялся, а в плен попал.

Даль: Да, тот самый. Однажды во время стычки с неприятелем моего верблюда захватили турки. Я уж думал, что с ним и труд мой пропал. К счастью, казаки отбили пленника и вернули мне. На тетрадки басурманин не позарился – что ему в них. А для меня они дороже золота.

3 ученик: Свой труд Даль назвал “Толковый словарь живого великорусского языка”. Первые читатели “Толкового словаря” Даля восхищались:

- Какой необычный словарь – совсем не похож на справочник! Какое занимательное чтение!

Многие заметки в словаре Даля - это маленькие рассказы о жизни народа. Из этих заметок мы узнаём, какие дома строили русские люди, какую одежду носили, какие печи складывали и как их топили, на каких телегах ездили, как поле пахали, как хлеб убирали, как сады сажали, как рыбу ловили, как невест сватали, как детей учили, как кашу варили.

4 ученик: 53 года работал Даль над созданием своего словаря. Чтобы показать, до какой степени Даль изучил местные говоры, достаточно рассказать следующее:

(Разыгрывается сценка)

Даль: Откуда будете, батюшка?

Монах: Из Вологды.

Даль: (допытывался, удивляясь невологодскому произношению монаха): Да родом – то откуда?

Монах: (пробормотал монах смущенно): Да я тамодний.

(Даль улыбнулся: слово “тамодний” выдаёт истинного ярославца).

Даль: (спросил весело): А не ярославские вы, батюшка?

Монах: (повалился в ноги): Не погубите!..

- Под монашескими рясами скрывались беглые воры.

1 ученик: Даль собирал не только слова, но и пословицы, которых было более 3 тысяч. Записал он их не по алфавиту, как это обычно делается, а по темам: о родине и чужбине, богатстве и бедности, о правде и лжи, о работе и праздности. В его знаменитом словаре пословицы расположены при словах. Например: при слове каша их 45, добро – 60, воля – 73, конь – 77, голова – 86, глаз – более 100.

2 ученик: А ещё в это время он собирал, обрабатывал народные сказки и сочинял свои. Первые сказки Даль издал в 1833 году, назвав себя Казаком Луганским, потому что родился в казачьей земле, в местечке Лугань. Они встречены были с восторгом всеми лучшими писателями того времени; особенно Пушкин был от них в восхищении. Под влиянием первого “ пятака” сказок Казака Луганского он написал свою лучшую сказку “О рыбаке и золотой рыбке”.

3 ученик: Один, без помощников, Даль собрал 200 тысяч слов, записал их, каждое объяснил, снабдил примерами, для чего пустил в дело тысячи пословиц, им же собранных. Над таким словарём типографическим наборщикам пришлось изрядно потрудиться.

Часто приходилось менять шрифты. Не мудрено, что в наборе появились опечатки. Но ведь в словаре ни одной ошибки быть не должно! 14 раз перепечатывался словарь Даля, 14 раз, цепляясь за каждую букву и запятую, автор прочитывал 2,5 тысячи страниц плотного, в две колонки текста.

4 ученик: Но вот “Толковый словарь живого великорусского языка” напечатан. Все вокруг наперебой поздравляют и прославляют Даля. Русское географическое общество награждает его Золотой медалью. Академия наук избирает Владимира Ивановича почетным членом и присуждает Ломоносовскую премию. Дерптский университет наградил премией Геймбюргера.

1 ученик: А Далю некогда, он работает – записывает новые слова, готовит новое, более полное издание своего труда. Под Новгородом записал своё первое слово юный мичман Даль. Последнее слово старый Даль записал в Москве, в тихом доме на Пресне, где доживал свой век. Перед смертью – уже не в силах встать с постели – подозвал дочь и тихо спросил: “Запиши словечко….”

Учитель: Кто знает, может быть, кто-то из вас будет, как Даль, собирать и записывать слова. Так как, он сам говорил, что “такой работе, впрочем, и конца нет”

Домашнее задание:

Пользуясь Толковым словарем Даля составить маленький рассказ;

Пользуясь Толковым словарем Даля объяснить значение слов баклуши, ступа, зга, ижица в следующих фразеологизмах: бить баклуши, толочь воду в ступе, ни зги не видно, прописать ижицу