ТРИЗ-педагогика на уроках литературы

Разделы: Литература


Тема: “Как воспитать гражданина?”

Цели:

  • формировать умение и навыки анализа и синтеза текста;
  • содействовать формированию и развитию творческих способностей, овладению навыками самосознания,
  • учить анализировать и обобщать приобретённые знания,
  • развивать речевую активность;
  • подготовка и демонстрация образовательного продукта;
  • воспитывать гражданские качества: “…есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить”.

Оборудование:

  • портрет Д. И. Фонвизина,
  • рисунки учащихся к комедии,
  • таблица-“системный оператор”,
  • домашнее задание, выполненное в группах (“хорошо-плохо”).

Ход урока

Слово учителя

В 70-80 годы XVIII века вопросы крепостного права, служения отечеству, воспитания и нравов были очень злободневны.

Сатирические журналы и художественная литература много внимания уделяли этим вопросам, разрешая их по-разному, в соответствии со взглядами авторов. Фонвизин тоже не остался в стороне от этих проблем.

Мы говорили, что комедия “Недоросль” не столько бытовая, сколько социально-политическая. И тема нашего урока: “Как воспитать истинного гражданина?”

2. Беседа

Раскрывая тему воспитания, автор говорит устами своего героя Стародума: “Оно (воспитание) и должно быть залогом благосостояния государства”.

(Эти слова записаны на доске.)

- Объясните смысл этих слов. (Один из ответов: “Каких людей, граждан мвоспитаем, в таком обществе и будем жить”.)

- Что значит – быть гражданином? (Один из ответов: “Быть полезным обществу, приносить пользу государству, стараться сделать его лучше”.)

- А вы считаете себя гражданами? Да или нет – объясните: почему, на каком сновании?

- Что же влияет на воспитание человека как личности, как гражданина?(Один из ответов: “Человек рождается – его воспитывает семья, он подрастает, становится более зрелым – его воспитывает семья, окружение, общество и, конечно, он сам. ”)

Итак, человека – гражданина воспитывает семья, общество и сам человек воспитывает себя.

Говоря о герое комедии Митрофанушке, давайте вспомним, каковы были культура, просвещение, общественно-политическая обстановка последней трети XVIII века.

3. Сообщение учащегося

(Индивидуальное д/з.)

В последнюю треть XVIII века Россия заняла видное место в ряду европейских государств. Был получен выход в Чёрное море, возникли города: Одесса, Николаев, Севастополь.

Это было время расцвета крепостничества и помещичьего произвола. Крестьяне превратились в полную собственность помещика, власть которого в его имении стала безгранична. Такое положение привело к обострению классовой борьбы. Наивысшая точка этой борьбы – крестьянская война под предводительством Пугачева.

После его подавления в стране ещё больше усилилась правительственная реакция, проводились мероприятия против всего передового, прогрессивного.

Обострение классовых противоречий содействовало развитию передовой общественной мысли. Растёт и крепнет передовая литература, обличающая чиновников-взяточников, вельмож, жестоких помещиков. Успешно развивается наука. Открываются школы, развивается образование. Образуются научные и литературные общества.

- Запишите в тетрадь вывод: какой была обстановка в России этого периода?

(Один из вариантов: о-п обстановка в России последней трети XVIII века сложилась противоречивая: с одной стороны - развивается и крепнет наука, культура, просвещение, прогрессивные умы стараются изменить общество; с другой стороны – правительственная реакция, которую поддерживают власть имущие, они борются со всем новым, передовым, не понимают, боятся прогрессивных преобразований.)

4. Учитель

- Последняя треть ХVIII века, семья господ Простаковых. Что же представляет из себя семья и окружение Митрофанушки? (Ответы учащихся.)

Вот в таком окружении, в такой семье рос и воспитывался Митрофанушка.

- Кто же главный в этой семье? (Мать, госпожа Простакова, цель всей жизни которой – счастье сына.)

5. Приём “хорошо – плохо”

- Материнская любовь – чувство естественное, природой заложено любить и заботиться о ребёнке. Подберите определения, эпитеты к этому понятию. Какие ассоциации вызывает у вас это выражение – “материнская любовь”? (Ответы учащихся.)

- Простакова тоже любит сына, любит неистово,слепо. Такая слепая материнская любовь – это хорошо или плохо?

(Учащиеся представляют свои д/работы, выполненные в группах. Одна из работ:

Хорошо Плохо
заботится, чтобы сынок был сыт, обут, одет;
беспокоится, не загружен ли он умственно;
заботится о будущем (выгодная женитьба), ни в чём не отказывает, исполняет все желания.
воспитала эгоизм, он вырос неблагодарным, не обременён ни умом, ни совестью;
ограничен в развитии, нет духовного воспитания;
невежество, необразованность;
не умеет и не хочет трудиться, приносить пользу обществу;
научился хитрить, приспосабливаться, использует людей, никого не уважает, даже свою мать, которая его так любит.

- Да, Простакова любит своего сына, заботится о его счастье, он сыт, обеспечен.

- Но чего нет в этой любви, в этом воспитании?

(Один из ответов: в любви и воспитании г. Простаковой нет заботы о том, каким человеком вырастет сын, мать не научила его трудиться, приносить пользу. Заботясь о его биологических потребностях, не понимает, что будущего у её сына нет. Не понимает, что воспитала ненужного для общества человека. В нем нет ничего от настоящего гражданина. Это нравственный калека.

6. “Системный оператор”

- А что же сам Митрофанушка, каков он? Давайте посмотрим, где кроется причина того, что Митрофанушка стал тем, кем он стал. Поработаем по СО. (Работа по группам.

1 гр. – система (Митрофанушка) и подсистема (его нравственные качества);

2 гр. – прошлое системы (семья) и прошлое подсистемы (воспитание родителей М. , воспитание Митрофанушки);

3 гр. – будущее системы (судьба героя) и будущее подсистемы (нравственное развитие);

4 гр. – прошлое надсистемы (общество, эпоха Петра I, дворцовых переворотов), надсистема (общество – эпоха Екатерины), будущее надсистемы (XIX век, пореформенная эпоха.)

(По результатам работы групп заполняется таблица “Системный оператор”.)

Системный оператор

Прошлое надсистемы.
Общество

Эпоха Петра I - реформы во всех областях; развитие образования, науки, просвещения. Вводятся европейские обычаи; победа в Северной войне.
Эпоха дворцовых переворотов – о развитии государства никто не заботится.

Надсистема.
Общество, семья

Эпоха Екатерины II. – развивается наука, культура, просвещение; прогрессивные идеи. Но в то же время правительственная реакция, борьба с передовым, прогрессивным; усиление крепостного права. Митрофана окружают невежественные, грубые, деспотичные люди, живущие для себя.

Будущее надсистемы. Общество

XIX век. Пореформенная эпоха – 1812 г. – победа, подъём патриотического духа, 1825 г. – стремление декабристов изменить общество. 1861 г. – отмена крепостного права. Реформы Александра II. Время, прогрессивное для России.

Прошлое системы.
Семья

Отец. Робкий, безвольный, слабохарактерный, ограниченный человек.
Мать. Грубая, необразован- ная, трусливая, жестокая крепостница. Любит только сынка.
Дядя. Невежественный, ограниченный, интересы – скот. Скотинины и воспитывались в невежестве.

Система.
Митрофанушка

Дворянин, ему 16 лет; семья.
Домашнее воспитание, а точнее, отсутствие всякого воспитания. Любит вкусно и много поесть, гонять голубей. Живет в своё удовольствие.

Будущее системы.
Его будущее

Идёт служить на низкую должность. Он не может справляться со своими обязанностями. Не приносит пользы обществу, а значит, мы не можем считать его гражданином.

Прошлое подсистемы.
Нравственные качества, воспитание

Митрофана воспитывали грубым, хитрым, невежественным, эгоистичным. Мать воспитывала сына на биологическом уровне: нет духовного и нравственного воспитани.

Подсистема.
Нравственные качества

Никого не любит. Живет для себя, хитёр, увёртлив, жесток, сильно избалован, эгоистичен. Шантажирует мать, предаёт её. Хоче просто жить, не утруждая себя ни в чём.

Будущее подсистемы.
Нравственные качества

Т.к. он ничего не умеет, бесполезный человек, он становится забитым, а потом выплёскивает злость на крепостных. Нет моральных устоев, не развивается духовно. Он ещё хуже матери и не хочет меняться.

7. Итог

- Мы увидели, что представляет из себя герой комедии Д.И. Фонвизина Митрофанушка, посмотрели, из чего складывалось его воспитание в семье, в каком обществе он жил, каково его отношение к окружающим, к обществу, что его ожидает в будущем.

- Где и в чём причина того, что Митрофанушка стал нравственным калекой?

(Вывод делают учащиеся. Один из ответов: Первая причина – в воспитании. Митрофана воспитывали в семье себе подобным, не воспитывали в нём потребности приносить пользу, трудиться, т.к. сами родители были воспитаны людьми невежественными, без принципов, без совести. Жили за счёт других. И Митрофан вырос таким же, даже ещё хуже. Он никого не любит, даже свою мать, предаёт её. И вторая причина – он сам не хотел изменить себя, его всё устраивало. В нём нет ни одного качества гражданина.)

- А если изменить что-нибудь в системе, например, прошлое системы?

(Учащиеся фантазируют, что могло бы быть: дедушка Митрофана служил бы государству, был бы патриотом…)

- Вспомните примеры в литературе: этот же период, эпоха, тоже дворянская семья, но этого героя мы называем истинным гражданином…(Учащиеся: это Пётр Гринёв. Его действительно можно назвать истинным гражданином. Главным в родительском воспитании было служение Отечеству, соблюдение чести дворянина, “ беречь честь смолоду…”

И Пётр Гринёв сам старался быть таким, каким был его отец, каким его воспитывали родители, быть гражданином.)

За что бы вы сказали спасибо Митрофанушке? (Чему научились, что поняли…)

(К этому уроку ученица Воронина Аня написала стихотворение.)

Кто есть истинный гражданин?

У кого-то есть талант
Землю засевать,
У кого-то есть талант
Книги создавать.
Кто-то трудится в земле,
В темных дырах шахт.
Ну а кто-то день и ночь
Не сменяет вахт.
Кто-то служит на границе,
Сторожит покой.
Кто-то лечит, кто-то строит, -
Вот закон простой.
Вот они, на ком земля
Держится подчас.
Истинными гражданами
Называем вас.

8. Домашнее задание (по выбору)

  1. Выписать советы Стародума по воспитанию истинного гражданина. Что бы вы изменили, что , на ваш взгляд, устарело, объясните свою точку зрения. Составьте свои рекомендации по воспитанию гражданских черт характера, гражданских чувств.
  2. Напишите сочинение (“Эпилог”) о будущем героя, о его судьбе. (В любом жанре).
  3. “Воспитайте” его. Какие обстоятельства могли бы изменить героя?

9. Оценки за урок выставляются “старшими” в группах на листах-экранах