Один из вариантов заинтриговать детей чтением

Разделы: Начальная школа


Заинтриговать детей чтением нужно с самых малых лет, для начальной школы это начало идет с 1-го класса. Многие дети, приходя в школу, не знают букв, тем самым с удивлением смотрят на ребят с подготовкой, которые читают по слогам. Среди детей развито чувство лидерства, быть лучшим (в данный момент в обучении), тем самым отстающие дети стараются и пытаются догнать по развитию своих товарищей.

После прохождения долгого и очень трудного пути по изучению букв и обучению чтению нужно привить детям любовь к чтению, чтобы они стремились улучшать свою технику, а не останавливались на достигнутом. Для этого я решила использовать сначала не книги, они не настолько красочны, а журналы. На данный момент в нашей стране издается множество детской печатной прессы, причем очень познавательной.

У меня был ученик из очень обеспеченной семьи, который просто отказывался стремиться к чтению, его устраивало чтение по слогам, неохоту к знаниям он аргументировал богатыми родителями. И я решила его обхитрить. На один из уроков я принесла красочные карточки. Они состояли из маленького текста и рисунков, вырезанных из детских журналов. Когда я только показала карточки детям, этот ученик был заинтересован, на мое удивление, больше всех. Посредством этих карточек я привила любовь к чтению одному из неуправляемых учеников.

Дети просили все время карточки и могли перечитывать их по несколько раз, потом мы обсуждали каждый рассказ.

Следующим этапом в моей работе было принесение в класс на урок природоведения журнала “Тошка”. Увидев более красочные рисунки более понятный текст, чем в их учебнике, дети просто загорелись чтением по цепочке по моему журналу. Тем самым я принесла в класс хранящиеся от дочери детские журналы и дети, вместо того чтобы бегать по переменам в коридоре, сидели и читали журналы, рассматривали картинки, делились знаниями из журнала: “А ты знаешь, из чего состоит подстилка в гнезде зимородка?”….. “А я знаю…” И шла очень оживленная дискуссия.

Потом дети начали сами приносить из дома журналы и обмениваться ими. Иногда мы разбирали тексты из журналов, которые они подготовили для внеклассного чтения.

При отработке артикуляции звуков часто использовала скороговорки из журнала “Веселые картинки”. Они с иллюстрациями и легко запоминаются детьми.

На уроках рисования очень помогли журналы. Когда мы рисовали на свободную тему, то дети стремились нарисовать героя из прочитанного рассказа, либо нарисовать похожего героя с журнала. Многие приносили раскрашенные картинки в журнале и спрашивали: “Красиво?”, здесь лукавить я не стала, если было красиво, я говорила красиво. Детям, которые не соблюдали рамки, за которыми нельзя было закрашивать, я говорила: “Лешенька, посмотри, разве наш герой из журнала “Мурзилка” такой? и ребенок сам понимал, что он совершил ошибку, а я просто помогла ему ее понять, указав, что разукрашивать нужно до определенных линий. Тем самым дети научились разукрашивать не только картинки в журналах, а также на уроках рисования они работали очень аккуратно, стараясь не испортить рисунок.

В журнале “Простоквашино” я увидела очень интересное задание “сочиняем пословицы”. На красочной странице были герои из мультфильма “Простоквашино” и их попытки сочинить новые пословицы “Лучше гор могут быть только горы”. А один мальчик отличился своей сообразительностью “Та лучшая программа, которую не дает смотреть мама”. Я была потрясена и рассказала об этом своим коллегам, теперь они тоже, таким образом, развивают устную речь ребят. А также не нужно забывать о главном факторе: чем больше читаешь, тем грамотней становишься, и память улучшается.

Во многих журналах есть конкурсы, и каждый ребенок старается сделать ту или иную работу лучше, чтобы поучаствовать в конкурсе среди своих одноклассников. Но многие ребята загораются желанием участия именно в журнале.

Разбирая журналы, дети видят, что многие статьи пишут дети старше их на год, два, а то и ровесники. Тысячи писем идут в редакции о вопросах, которые дети не в силах решить на данный период сами, на вопросы, касающиеся обучения, мы с детьми находим ответы.

Один раз я спросила у детей: “Дети, а не знаете ли вы, как проходило 1 июня 2004 года?” Многие сказали, что гуляли на празднике детей с родителями в парке, на аттракционах, на всеобщем концерте. Но многие и понятия не имели, что было в городе в “их праздник” и заметно загрустили, что не могут блеснуть знаниями. И я дала им задания сходить в библиотеку и взять газету за пару месяцев назад(это было в ноябре). Через неделю дети принесли множество газет, и каждый рассказывал о мероприятиях, которые проходили одновременно в городе, но в разных местах. И мы устроили маленькую дневную выставку газет, потом дети обменивались ими и читали. Так у них родился вопрос: “А почему одни надписи большие, а другие маленькие?” Так они познали то, что чем важнее информация, тем ярче она выражена.

Я считаю что, любовь к чтению детям в самом начале их пути, посредствует развитию их интеллекта в дальнейшем. Тяга к познанию нового будет одолевать. В старших классах при задании литературы на лето, я думаю, они с интересом будут ее читать, т.к. ответы на многие вопросы по произведению, таятся именно в книге. А по закону лидерства, чтобы быть лучшим на уроке, надо знать ответы на вопросы.