Нестандартные формы закрепления знаний как средство повышения мотивации школьников к учению

Разделы: Математика


На уроке, где закрепляется или повторяется материал, ученики, как правило, теряют интерес и внимание, ведь нового они ничего не узнают. Поэтому – то и целесообразно отыскать для проведения таких уроков различные нестандартные виды работы. Нестандартные уроки – это всегда уроки праздники, когда активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя, класс становится творческим коллективом.

В частности игра. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учеников вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают, ориентируются в необычной обстановке, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию .Отказ от традиционных этапов урока (опрос, решение задач и т. д.) привлекает учащихся. Игра вызывает дух соревнования, будит эмоции учеников, заставляет удивляться. Аристотель когда – то подметил, что “мышление начинается с удивления”. Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру я смотрю как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Приведу пример игры для работы с учащимися 8 класса на уроке алгебры.

Игра “Лабиринт”

Тема : “Квадратные корни”

Цель игры: Закрепление и контроль ЗУН по таких темам как “Арифметический квадратный корень”, “Квадратный корень из степени”, “Квадратный корень из произведения”, “Квадратный корень и дроби”, “Преобразование арифметических квадратных корней”. (Конечно, подобрав иной материал, можно повторить и другие темы.) Развитие активности мышления, памяти и внимания, коммуникативных навыков. Стимулирование мотивации к учению через деловое сотрудничество (работа в группе).

Ученики всего класса должны решить задания, на каждую из заданных тем. Следует проверить также и теоретические вопросы, что позволит видеть, насколько хорошо усвоен теоретический материал и как на практике применяют полученные знания.

Оборудование : Картонные схемы “лабиринт”, игральный кубик.

Класс разбивается на 4 команды (количество и состав команд зависит от количественного и качественного состава класса), выбирается капитан каждой команды. К команде прикрепляется эксперт для контроля за правильностью ответов и объяснения возникающих вопросов.( Группа экспертов - это группа учащихся старших классов . Учащиеся – эксперты в процессе подготовки к игре, повторяют учебный материал по указанным темам, решают все задания предлагаемые ученикам 8 класса. Такая подготовка группы экспертов имеет свою методическую цель: повторение темы “Квадратные корни”.) На предыдущем уроке учитель предварительно знакомит класс с условиями игры, сообщается, какие темы будут вынесены для закрепления, класс разбивается на группы. (Если класс малочисленный, то можно эту работу организовать в парах). Экспертов следует представить командам до урока. Игру можно проводить на весь урок или на часть урока .

Правила игры.

На столах расставлены номера команд, картонные схемы “лабиринт” для игры (рисунок 1) и игральный кубик, разложены карточки с заданиями.

Капитаны команд поочерёдно кидают кубик. Выпавшее число означает номер задания из темы I, которую предстоит решить. Эксперты следят за правильным выполнением игры. Если задача решена, команда ,не подбрасывая кубик, переходит по “лабиринту” к теме II, на тот номер задачи, сектор которой закрашен таким же цветом. (Номер темы показан римской цифрой в центре каждого из пяти кругов.)

Если задача не решена, то эксперт разъясняет её, а команда остаётся на той же теме и вторично подбрасывает кубик, чтобы узнать номер задачи, которую надо решать. Команда может подбрасывать кубик не более двух раз, т. е. сделать только две попытки решить задачу данной темы. Если обе попытки неудачны, то команда выбывает из игры.

Выполнив первое задание, капитан команды передаёт все решения учителю. Пока ученики решают второе задание, учитель с группой старшеклассников проверяют решения, фиксирует результаты выполнения задания .Если задание выполнено полностью и без ошибок и замечаний, то команда получает необходимое количество баллов, данные заносятся в таблицу. Если есть замечания или ошибки, учитель это фиксирует. От этого затем зависит ход урока после проведения игры.

Команда, которая первой закончила все задачи, выпавшие ей из “лабиринта”, и получила баллы за правильное решение всех задач, набирает в результате максимальное число очков и становится победительницей.

Задания в цепочке лабиринта подобраны так, что каждая команда при выполнении заданий без замечаний получает равное количество баллов.

После игры подводятся итоги и выставляются оценки. В том случае , если были замечание или ошибки, то учитель организует фронтальную работу по их исправлению. За эту работу активные учащиеся получают дополнительные оценки.

Рисунок 1.

Задания для карточек:

I Арифметический квадратный корень

1. Дописать определение, выбрав нужное:

Арифметическим квадратным корнем из числа а называется…

А) число квадрат которого равен а;

Б) неотрицательное число, квадрат которого равен а;

В) запись . (3 б)

2. Вычислить арифметический квадратный корень из числа;

81; 64; 100; 0; 16; 0,09; 1,44; 4900; 6400. (3 б)

3. Верно ли равенство:

1) 2) 3) 4) (4 б)

4. Вычислить:

(4 б)

5. Вычислить:

(5 б)

II Квадратный корень из степени.

1. Дописать теорему, выбрав нужное:

Для любого числа а справедливо равенство:

А) а;

Б) а и –а;

В) . (3 б)

2. Найти значение выражения при:

1) х =1; 2) х =5; 3) х = 0; 4) . (3 б)

3. Верно ли равенство:

(3 б)

4. Вычислить: (4 б)

5. Упростить: (5 б)

III Квадратный корень из произведения.

1. Дописать теорему, выбрав нужное:

Если а >= 0, в >= 0, то

А) ;

Б) ;

В) . (3 б)

2. Вычислить:

. (3 б)

3. Вычислить:

(4 б)

4. Вычислить: (4 б)

5. Вычислить: (5 б)

IV Квадратный корень из дроби.

1. Дописать теорему выбрав нужное:

Если а >= 0, в > 0, то…

А)

Б)

В) (3 б)

2. Вычислить: (3 б)

3. Вычислить: (4 б)

4. Вычислить: (4 б)

5. Вычислить: (5 б)

V Преобразование арифметических корней.

1. Вынести множитель из-под знака корня:

;. (3 б)

2. Как называется преобразование буквенного выражения, выбери нужное.

1)

2)

А) вынесение множителя из-под знака корня;

Б) внесение множителя под знак корня;

В) вычисление квадратного корня. (3 б)

3. Внести множитель под знак корня:

(3 б)

4. Сравнить числа:

1) 2) (5 б)

5. Исключить иррациональность в знаменателе дроби:

(5 б)

Такие уроки требуют от учителя много времени и сил, максимального внимания и умения владеть классом, но и учащимся они приносят пользу, как в учебном, так и воспитательном плане.

Список литературы:

1.Государственный образовательный стандарт по математике. Национально – региональный компонент. г. Екатеринбург, 1999г.

2.Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. и д.р. Алгебра 8 класс. М. Просвещение. 2000 г.

3.Кметюк С.В. Нестандартные формы закрепления знаний.//Журнал “Математика в школе”.1993.№4.

4.Жохов В.И. и др. Дидактические материалы по алгебре 8 класса. М. Просвещение.2000 г.