Профориентационная работа в начальной школе

Разделы: Классное руководство


Модернизация начальной школы требует подъема качества обучения и воспитания на высоту современных требований. А воспитание детей младшего возраста находится в центре внимания начальной школы, потому что это ее самая главная задача. Обучение и воспитание должны быть единым процессом, они должны дополнять, обогащать друг друга и служить единой цели -всестороннему развитию детей.

Конец столетия и начало нового века - своеобразное время. Люди проводят анализ своей работе, деятельности, задумываются о будущем. В результате разрабатываются новые программы, концепции, проекты. Так и в области воспитания.

Как известно, в судьбе человека немаловажную роль играет воспитание, полученное им в детстве. Значит, для хорошего результата учителю необходимо хорошее знание истории и народной педагогики.

В обществе идут большие перемены. В последние десять лет дети воспитываются в своеобразных социальных условиях. В школе -учителям, в семье - родителям приходится решать все новые и новые задачи. Поэтому каждому учителю предлагается организовывать воспитательную работу в различных вариантах, с учетом мнений детей, родителей.

Сегодня же построенная на гуманных отношениях воспитательная работа, которая учитывает индивидуальные потребности каждого учащегося, положительно воздействует на развитие ребенка. Вдобавок, обязательно системное ведение воспитания. Важно, чтобы каждый вид воспитательной работы, был не только отдельным мероприятием, но и чтобы он служил элементом в системе воспитания.

В своей педагогической деятельности главным пособием для меня являются "Концепция воспитания учащейся молодежи Республики Татарстан", "Концепция модернизации Российского образования до 2010 года”. Для более действенной организации воспитательной работы мне помогают составленная районным отделом образования “Программа воспитания юных апастовцев” и разработанные в Деушевской средней школе “Программа работы с родителями” и “Программа воспитания в учащихся национального самосознания”.

У прославленного татарского просветителя Ризаэддина Фахруддина есть высказывание “Воспитание рождает воспитанность”. И это высказывание является главным девизом моей работы как классного руководителя.

Еще со времен Р. Фахруддина и К. Насыри педагоги считали, что школа наряду с обучением учащегося чтению, письму и умению мыслить, должна еще воспитывать в нем духовные и нравственные качества. Вся жизнь прославленного просветителя Ризаэддина Фахруддина была посвящена служению народу. Воспитание и усовершенствование человека Р. Фахруддин считал своей главной целью.

Его посвященная нравственно- воспитательным вопросам книжная серия и сегодня очень актуальна. Все эти труды написаны на понятном и доступном языке и отражают главные принципы педагогики.

В своей книге “Тэрбия китабы” татарский просветитель К. Насыри пишет: “Воспитать детей - это не только накормить и напоить их, а может быть привить им человеческие качества, искоренить недостатки, обучить и научить их всему нужному”. В воспитание он ввел и учебу, и развитие ума, и тренировку памяти, и укрепление здоровья.

Труды Р. Фахруддина помогают и в работе с родителями. Прекрасным пособием в воспитательной работе служат его труды “Этика матери”, “Этика отца”, “Этика ремесла”.

“Ценнее всех райских благ - воспитанное дитя. Воспитанные дети умеют различать хорошее от плохого. Полученное в детстве воспитание будет с человеком до конца его дней”, - писал великий просветитель Ризаэддин Фахруддин. Исходя из его высказываний, я пришла к выводу, что воспитание и обучение должны всегда идти рядом. Я придерживаюсь в своей работе и его совета “ воспитывать детей пригодными своему времени и будущим временам”. Мною были проведены такие вечера, как “История моей семьи”, “Семья -это теплый очаг”, “Встреча трех поколений”, в которых большое значение уделялось сохранению обычаев, традиций народа, его нравственных качеств.

Родители должны быть требовательными, добрыми и внимательными к своим детям. К. Насыри резко осуждает родителей, любящих своих детей слепой любовью, потакающих всем их капризам. В тоже время он советует детям с почтением относиться к родителям, взрослым, старикам. Призывает их к человечности, доброте.

“Беден не тот, у кого ничего нет, а тот, кто не имеет ремесла и старания”. Слова просветителя еще раз доказывают о необходимости с малых лет прививать детям трудовые навыки. В связи с этим привожу один пример. После возвращения наших спортсменов из Страны Восходящего Солнца, журналисты задали им вопрос:

“Что в Японии вам запомнилось больше всего?”. “Нас поразило то, что там полуторагодовалый малыш уже подметает двор своего дома”.

Р. Фахруддин придавал трудовому воспитанию большое значение. Он считал его первым источником в умственном и нравственном воспитании.

“Каким бы богатым ни был человек, ему не зазорно заниматься трудом и это нисколько не роняет его достоинства”,- писал он. Любить труд, воспитывать уважение к представителям разных профессий, мы начинаем уже к младших классах. У каждого ребенка есть свое комнатное растение, свое дерево, за которым он ухаживает. Труду детей учат выполнение отдельного поручения, работа на пришкольном участке, дежурство в классе, уважительное отношение к труду старших. Очень значимым мероприятием является и организация выставки поделок, изготовление в кружке “Веселая переменка” игрушек для детского сада. Слово “заботливость” образовано от слова “забота”, которое означает беспокойство, внимание, тревогу о другом человеке. Синонимами этого слова являются “доброта”, “внимание”, “человечность”. “Учащиеся должны вооружиться знаниями, которые можно будет применить в жизни и на практике. Если человек не умеет применять их на деле, то он не может быть полезным ни себе, ни людям”,- говорил К. Насыри. В каждом случае он объяснял научную основу отдельной профессии, значение теоретических знаний. При составлении учебников он исходил из принципа связывания практики с теорией.

В 2004-2005 учебном году я составила программу работы по профориентации в 4-ом классе на уроках технологии. (Программа прилагается). Она проводится один раз в неделю за счет отборочных уроков. Темы и вид уроков я выбрала, исходя из уровня подготовки и условий работы с классом. Темы урока выбраны с целью дачи более полной информации о профессиях и представителях профессий, близкого знакомства детей с распространенными и нераспространенными профессиями. Изучение тем позволяет создать условия для начала ознакомления детей с сельскохозяйственным производством. Для планирования работы по данной программе были учтены реальные условия школы. И программа была утверждена администрацией школы.

Тематику и формы мероприятий по профориентационной работе, которые можно провести в 1-4 классах, предлагаю и вашему вниманию. Направление в правильном выборе учащимся будущей профессии необходимо начать в начальных классах, чтобы по окончании школы подросток имел полную информацию об интересующей его специальности.

Данную работу я организую так. Сначала я провожу тестирование, по которому узнаю какая профессия интересует учащегося. Насколько эта профессия подходит учащемуся позволяет узнать диагностический опросник. После проведения подготовительной работы, организовываю встречу с представителями той или иной профессии. В течение года на эту тему также проводятся классные часы.

Работая по этой программе, учащиеся получают полную информацию о профессиях и представителях данных профессий, ближе знакомятся с распространенными и не распространенными профессиями. Обучение по программе позволяет создать условия для начала ознакомления детей с сельскохозяйственным производством, дает направление в правильном выборе учащимся будущей профессии.