Сценарий гостиной "Чистейшей прелести чистейший образец", посвященной Наталье Николаевне Пушкиной

Разделы: Литература


Ведущий. Мы рады приветствовать гостей. В нашей гостиной зажжены свечи, привезенные из храма Большого Вознесения, что в Москве – из храма, где венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова. 8 сентября был Натальин день – именины Натальи Николаевны. 9 сентября, жене поэта исполнилось 193 года со дня рождения. Сегодняшняя гостиная посвящена той, в ком поэт, по словам академика Н.Н. Скатова, “увидел главное – помимо ума.., даже сверх красоты – нечто органичное и натуральное, врожденное, как гений… Женственность. Идеальную, светлую, чистую женственность…” Потому гостиная наша называется “Чистейшей прелести чистейший образец”.

Звучит аудиозапись песни “Натали” в исполнении Н. Баскова (музыка Е.Мартынова, стихи А. Дементьева).

Две светские пары.

– Дамы и господа! Гончарова!
– Вот так новость!
– Нас своим вниманием почтила сама виновница торжества.
– Вот так сюрприз, Натали!

Появляется Наталья Николаевна. Дамы и кавалеры приветствуют ее.

Ведущий. Давайте послушаем Наталию Николаевну.

Н.Н. Гончарова. Я родилась в судьбоносном для России 1812 году, в не менее знаменательный день – сразу же после Бородинского сражения. Родилась на Тамбовщине. Куда, спасаясь от нашествия французских войск, временно переехала из родового поместья на Полотняный Завод Калужской губернии моя семья.
Род наш “поднялся”, прославился при Петре I. Прадед мой, купец и промышленник, владел бумажной фабрикой и крупнейшим в России
полотняным заводом. Был очень богат. Под гончаровскими парусами ходил российский и голландский флот, половина английской флотилии.
Дворянский титул Гончаровым пожаловала Екатерина II, которая лично посетила имение Полотняный Завод, жила в нем 3 дня и осталась очень довольна.
Детство мое счастливым назвать трудно… Я всю свою жизнь не могла забыть случай, когда психически больной отец в припадке гнался за мною с ножом. И только чудом я смогла, взбежав наверх, захлопнуть перед ним дверь.
Маменька Наталия Ивановна держала нас в строгости, в случае провинности била по щекам. Но на образование наше тратила всё, что только могла себе позволить.
Образование было разносторонним: наряду с обязательным в то время знанием иностранных языков и музыки, изучала также историю, географию, литературу, русский язык. Кроме того, мы воспитывались в строгих правилах христианской морали.

Две светские пары.

– В ней главную прелесть составляет отсутствие всякого жеманства и естественность.
– Все в ней самой и в ее манере держать себя проникнуто глубокой порядочностью.

Ведущий. По шутливому признанию поэта. Гончарова была его 113 любовью. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его в молодости, не были тем всеобъемлющим чувством, которое пришло к нему теперь. Стремление к семейному счастью, желание любить и быть любимым, иметь свой дом – вот о чем мечтал Пушкин теперь.
Попытаемся воскресить историю знакомства Пушкина и Натальи Николаевны и нелегкую историю его сватовства к юной красавице.

Пушкин. Первая встреча моя и Натали произошла зимой 1828/29 гг. на балу у знаменитого московского танцмейстера Петра Андреевича Йогеля. Там я обратил внимание на 16-летнию, необыкновенно красивую девушку.
Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась.
В конце апреля 1829 г. сделал Натали предложение. Ответ ее матери – Наталии Ивановны Гончаровой – был уклончив – дочь-де еще слишком молода.
Через год я сделал предложение вторично, и на этот раз оно было принято.
Наше венчание состоялось 18 февраля 1831 года в храме Большого Вознесение у Никитских ворот.
Натали в венчальном платье с длинным шлейфом; прозрачная фата ниспадает с головы, украшенной белыми цветами, скользит по плечам, падает на спину. Как она хороша! На нее устремлены восхищенные взгляды собравшихся здесь родных и знакомых. А я не замечал никого, кроме нее.

Мелодекламация стихотворения А. С. Пушкина “Мадонна” (1830 год).
Звучит песня Е. Конкиной “Натали”. Пара вальсирует.

Две светские пары. Разноголосица.

– Бедная! Она так молода, так невинна. Он такой ветреный, такой безнравственный.
– Говорят, что мать невесты очень противилась браку, но что молодая девушка ее склонила.
– Пушкин женился на Гончаровой – на бездушной красавице.
– Пожалею я первую красавицу Гончарову. Она идет за Пушкина.

Стихотворение Н. Доризо “Наталия Пушкина” (см. Приложение 1).

Две светские пары.

– Эта женщина не будет счастлива, я в этом уверена!
– Сейчас ей все улыбается, она совершенно счастлива, и жизнь открывается перед ней блестящая и радостная…
– …А между тем голова ее склоняется и весь облик как будто говорит: “Я страдаю”.
– Какую же трудную предстоит нести ей судьбу – быть женою поэта, и такого поэта, как Пушкин!

Ведущий.

Дни юности, быстро вы, быстро промчались.
Исчезло блаженство, как призрак во мне,
А прежние скорби на сердце остались.
Зачем же и сердце оставлено мне?

– Это строки из ученической тетради Таши Гончаровой. Она была одной с Пушкиным “поэтической крови”.
Да, далеко не всегда ослепительной красавице Натали Пушкиной весело и легко жилось. Во время отсутствия мужа (из 6 лет брака – почти полтора года супруги провели в разлуке, т. к. Пушкину часто было нужно уезжать из Петербурга), ей приходилось управлять домом, хозяйством, порой не имея на это необходимых средств.
Вечная нехватка денег! Сколь горько читать об этом в письмах Александра Сергеевича к Наталии Николаевне.

Пушкин (пишет письмо). “Живо воображаю 1-е число. Тебя теребят за долги. Параша, повар, извозчик, аптекарь. У тебя не хватает денег. Ты беспокоишься, сердишься на меня и поделом. Я перед тобой кругом виноват в отношении денежном. Были деньги, и проиграл их. Но что делать? Я так был желчен, что надо было развлечься чем-нибудь…”

Ведущий. Довольно часто она обращалась с просьбами к брату, проявляя при этом редкую деликатность; даже настойчивость ее выражалась в очень мягкой, ненавязчивой форме. Из писем мы узнаем, как понимала Наталия Николаевна всю тягость положения Пушкина, как старалась помочь ему, щадя при этом его самолюбие.

Натали. “…Я тебе откровенно признаюсь, что мы в таком бедственном положении, что бывают дни, когда я не знаю, как вести дом, голова у меня идет кругом. Мне очень не хочется беспокоить мужа всеми своими мелкими хозяйственными хлопотами, и без того я вижу, как он печален, подавлен, не может спать по ночам, и, следовательно, в таком настроении не в состоянии работать, чтобы обеспечить нам средства к существованию; для того, чтобы он мог сочинять, голова его должна быть свободна…
…Эти проклятые деньги, деньги, деньги и всегда деньги. Без них никогда ничего нельзя достигнуть”.

Стихотворение Ю. Друниной “Наталья Пушкина” (см. Приложение 2).

Ведущий. Из всех посланий Наталии Николаевны к мужу сохранилось лишь одно. Другие загадочным образом исчезли. Но все письма Пушкина к ней Натали сберегла: их насчитывают за 6 лет совместной жизни 78. (Для сравнения: Петру Вяземскому за более чем 20-летнюю дружбу Александр Сергеевич написал 72 письма.)
Давайте послушаем отрывки из пушкинских писем, которые поэт писал Наталье Николаевне в исполнении юного пушкиниста Дениса Семкина.
.. Какая бездна красоты была в его чувстве, которым он мог согревать любимую женщину, как он при своем мастерстве слова мог быть нежен, ласков, обаятелен в шутке, трогателен в признаниях!..

Звучат строки писем Пушкина к жене.

– Здорова ли ты, душа моя? И что мои ребятишки? Что дом наш, и как ты им управляешь?
– Ты, мне кажется, воюешь без меня дома, сменяешь людей, ломаешь кареты, сверяешь счета… Ой-да хват-баба! Что хорошо, то хорошо!
– Не можешь вообразить, какая тоска без тебя. Я все беспокоюсь, на кого покинул тебя… Ах, женка, душа! Что с тобой будет!
– Какая ты дура, мой ангел! Конечно, я не стану беспокоиться оттого, если ты 3 дня пропустишь без письма. Так точно, как я не стану ревновать, если ты 3 раза сряду провальсируешь с кавалергардом.
– Какая ты умненькая, какая ты миленькая! Какое длинное письмо! Как оно дельно! Благодарствуй, женка…
– “…Не еду к тебе по делам, ибо и печатаю Пугачева и закладываю имение, и хлопочу – а письмо твое меня огорчило, а между тем и порадовало; если ты поплакала, не получив от меня письма, стало быть, ты меня еще любишь, женка. За что целую тебе ручки и ножки…
– Ты, женка, безалаберная! Подумай обо всём и увидишь, что я перед тобой не то, что прав, но чуть не свят. Без тебя так мне скучно, что поминутно думаю к тебе приехать хоть на неделю. Такая тоска без тебя, что того гляди приеду к тебе.
– Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив…
– Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю еще более твоего лица…

Ведущий.  Согласитесь, что трудно найти книгу о любви, которая была столь достоверной, искренней, лишенной всяческих прикрас, земной, по-бытовому прозаичной и вместе с тем достигающей божественных высот. Как при своем мастерстве слова Александр Сергеевич, по наблюдению А.И.Куприна, “мог быть нежен, ласков, обаятелен в шутке, трогателен в признаниях”!

Звучит аудиозапись песни “Наталия Николаевна” в исполнении Н. Караченцова (музыка В. Быстрякова, стихи В. Гоцуленко).

Стихотворение Н. Кучер “Натали, Натали в кудряшках” (см. Приложение 3).

Фрагмент видеофильма Л.Черкашиной “Три жизни Натали” (5 мин.) о последних часах жизни А. С. Пушкина и первых днях вдовства Наталии Николаевны.

Ведущий. Наталии Николаевне суждено было стать первой хранительницей памяти поэта. Помня его просьбу, “чтоб не пропала ни строка пера моего для тебя и для потомства”, она отправляет крестьянина к управляющему Болдинским имением.

Сценка “Натали пишет письмо”:

“Милостивый государь, в находящемся под управлением Вашим селе Болдине какие только есть принадлежащие покойному мужу моему А. С. Пушкину книги, бумаги, письма и вещи – все без остатку, сделайте одолжение, выдайте для доставления ко мне.”

Пауза. Слуга (актер) доставляет вещи, книги.

Натали. Я выписала сюда все сочинения мужа и пыталась их читать, но у меня не хватает мужества. Слишком сильно и мучительно они волнуют. Читать его – все равно, что слышать его голос, а это так тяжело.
…Ничто не может заменить пустоту, которую оставляет любовь.

Стихотворение А. С. Пушкина “Что в имени тебе моем” (1830 г.)

Ведущий. Всего через три года после смерти поэта появилась фотография. Подумать только: каких-то три года и мы могли бы достоверно, точно знать, каким был первый поэт России. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения.
Но фотография запечатлела для нас Наталию Николаевну в последние годы ее жизни. Выцветший снимок, но на нем все также можно разглядеть все те правильные черты лица, ту же горделивую осанку, что и на портретах Натали. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Выступают 3 участника, рассказывая о 3 портретах Наталии Николаевны.

1-й рассказчик. Перед нами акварель Александра Павловича Брюллова – наиболее ранний портрет Натальи Николаевны. Он дает возможность судить о том, какой она была в период своих первых светских успехов. Молодая девушка с правильным удлиненным овалом лица, с высоким лбом, который чуть прикрыт каштановыми волосами, разделенными пробором на две стороны.
Черты лица можно назвать идеально правильными, если бы не небольшая косинка в разрезе глаз, которая и придает лицу своеобразное очарование. Когда смотришь на этот портрет, становится понятно прозвище, которое дал своей жене Пушкин : “моя косая мадонна”.
Наряд ее подчеркивает лебединую красоту шеи, обрамляя ее рядами розовых кружев. На голове красуется нитка жемчуга с подвеской на лбу и длинные серьги. Все гармонично в ее наряде.
Портрет этот, быть может, самый обаятельный из всех изображений Натали.

2-й рассказчик. На акварели Вольдемара Гау Наталья Николаевна изображена в бальном туалете, с обнаженными плечами и короткими рукавами, левая рука прикрыта отороченной горностаем накидкой. Волосы разделены пробором и опускаются по сторонам лица длинными локонами. На затылке небольшая шляпа с полями и страусовым пером. На шее черная бархатка, скрепленная драгоценным камнем. Акварель не подписана и не датирована. Однако, принадлежит она именно Гау, и считается одним из лучших его произведений.

3-й рассказчик. А вот еще один портрет, написанный Вольдемаром Гау. Он выполнен по случаю 50-летия Николая 1 и помещен в альбоме Конно-Гвардейского полка, где служил второй муж Натальи Николаевны – Петр Петрович Ланской.
Интересен факт, что на запрос художника о необходимости писать портреты всех командирских жен, Император ответил, что следует писать лишь портрет супруги генерал- лейтенанта Ланского.
Каждая деталь туалета продумана на данном портрете. Красно-белый цветт – цвет кавалергардского обмундирования, а роскошная брошь, скрепляющая ленту не шее – подарок императора в день свадьбы Натальи Николаевны с Ланским.
На портрете изображена 37-летняя мать многочисленного семейства, может быть, даже слегка уставшая. Годы проглядывают в некоторых деталях: похудевшее лицо, складочка, идущая от носа к губам.

Ведущий. Долгое время не уходили в прошлое предрассудки и предвзятости в отношении Наталии Николаевны. Но постепенно с прежней красотой предстает перед нами создание гения – прекрасный образ русской женщины – матери. Русской мадонны.

Стихотворение Д. Чимид “Наталья Гончарова” (см. Приложение 4).

Звучит музыка Г.В. Свиридова (музыкальные иллюстрации к “Метели” - “Тройка”)