Развитие учебной мотивации через мотивационную беседу и дидактические игры

Разделы: Начальная школа


Отношение первоклассника к учению проявляется в мотивах учения. Эти мотивы представлены мотивами долга и ответственности, мотивом получить похвалу со стороны взрослых, познавательными мотивами (интерес к обучению). Но осознание необходимости учиться “для себя” приходит значительно позже. А некоторые дети имеют низкую мотивацию к учебной деятельности: в структуре мотивов преобладают игровые. Отсюда неосознанное отношение к учёбе. Поэтому в уроки я включаю игры и беседы, которые помогут сформировать интерес к обучению, а впоследствии учебную мотивацию.

Тема: “Чтение слов и предложений” (Русская азбука. В.Г.Горецкий, стр. 60-61)

Цели:

  1. закреплять понятие твёрдого и мягкого, глухого и звонкого согласных звуков;
  2. формировать плавное слоговое чтение;
  3. формировать умение понимать содержание прочитанного;
  4. развивать учебную мотивацию;
  5. развивать связную речь учащихся;
  6. развивать мыслительные операции анализа, синтеза;
  7. воспитывать любовь и сочувствие к окружающим людям, и стремление к труду.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Повторение ранее изученного.

Работа по “ленте букв”.

  • Назовите согласные буквы, которые обозначают глухие звуки.
  • На каком этаже они живут? (Они живут на 1 этаже)

Игра “Мы - шофёры”.

Профессия шофёра очень трудна. Они должны быть очень внимательными на дорогах, иначе может произойти катастрофа. Чтобы она не произошла, шофёры должны соблюдать правила дорожного движения. А чтобы их выучить, они должны уметь читать.

На доске:

Рисунок 1

Вызванные учащиеся объезжают флажки и называют буквы.

3. Чтение слогов, слов, предложений.

  • Шофёры управляют машинами, а кто управляет кораблём? (Капитан)
  • Капитаном может быть только умный человек. В океане нет табличек с указанием направления пути следования, поэтому капитан ориентируется по компасу и карте, а иногда и по звёздам…

Игра “Капитаны”.

Ученик-“капитан”, держа в руках кораблик с согласным в карманчике, проводит его от порта к порту (от одной карточки с гласным к другой). Как только корабль “приплывает” в порт, капитан читает слог.

Рисунок 2

(Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М., 2004)

  • Как называют человека, который работает в магазине? (Продавцом)
  • Продавец должен уметь работать на компьютере и обращаться с кассовым аппаратом.

Игра “Универмаг”

  • Открылся новый магазин. Витрины пока пусты. Необходимо разместить товары по отделам: одежда, продукты, посуда, инструменты. Вызванный ученик берёт из стопки карточку со словом или картинку, читает и помещает в нужный отдел (под плакат – название отдела).

Продукты         посуда           одежда          инструменты          мебель

Слова: сок, стакан, коса, носки, ткани, кисти, окуни.

Картинки:

Рисунок 3

Игра “Мы - покупатели”

Учащиеся подходят к доске и покупают товары (слова и картинки). У доски стоят две корзинки: в одну складываем товары, которые начинаются с мягкого согласного звука, во вторую – с твёрдого согласного звука.

Физ. минутка. (чтение столбика слов)

Работа по сюжетной картинке.

  • Люди трудятся на работе. А как вы думаете, животные трудятся? (Ответы детей)
  • Рассмотрите картинку. Кого вы тут видите?
  • У каждого из них свой домик. Опишите, какой домик у кузнечика (аиста, дятла и т.д.)
  • Каждый год животные строят себе домик или “ремонтируют” старый.
  • О ком мы сейчас будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку:

Чёрный жилет,
Красный берет,
Нос как топор. (Дятел)

  • Что делает дятел? (Он кормит своих птенцов…)

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)

  • Что несут пчёлы? (Пчёлы несут ведра)
  • Как вы думаете, что они несут в вёдрах? (Мёд)
  • Зачем им нужен мёд?

Не мышь, не птица
В лесу резвиться,
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (Белка)

  • Найдите на картинке белку. Что у неё в руках? (Шишка)
  • Как вы думаете, что делает белка? (Готовит запасы на зиму)
  • Аналогичная беседа о других животных.
  • Кто стоит в стороне около дерева? (В стороне стоит аист)
  • Что держит аист в лапе? (Аист держит азбуку)
  • Какую букву он показывает?
  • Как вы думаете, кем работает аист? (Аист работает учителем)

Беседа о профессии учителя.

  • Значит, животные тоже трудятся целыми днями не покладая рук. (чтение текста на странице 60)
  • Сколько предложений в этом тексте? (4)
  • Почему так решили?
  • Какие деревья здесь растут? Найдите предложения и прочитайте.
  • Кто сидит на суку? (Подбор слова к схеме в учебнике. Чтение текста на странице 61)
  • А вы сейчас как трудитесь? (Учимся)
  • Это сейчас ваша самая важная задача. Вы должны добросовестно учиться.

4. Итог урока.

  • О каких профессиях мы сегодня говорили?
  • А кем вы хотите стать, когда вырастете?
  • В любой профессии нужны знания и умения: умение читать, умение писать, умение считать и другие.
  • Что вам особенно понравилось на уроке? (Ответы детей).