Открытый урок на тему: "Города-герои"

Разделы: География


Задачи:

  • показать роль географической науки в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.);
  • дать знания учащимся о городах героях;
  • воспитывать патриотизм.

Оборудование:

  • Карта РФ;
  • Набор открыток “Города-герои”.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

– Дорогие ребята, приглашенные гости! Приближается шестидесятилетие Победы в Великой Отечественной войне. Это праздник “со слезами на глазах”. Время неумолимо. 60 лет – это средняя продолжительность жизни мужчин в современной России. А с начала войны и вовсе прошло 65 лет. Войны, в которой, Cоветский Cоюз только военнослужащих потерял более 27 млн. Война повлияла практически на все стороны жизни нашей страны. Многогранность и сложность Великой Отечественной войны требует тщательного изучения представителями разных отраслей знаний. Географы не раз подводили итоги своего участия в войне. Сегодня на уроке мы поговорим о роли географии в годы войны. Ребята, какая бывает география?

Дети отвечают: физическая, экономическая, социальная.

Учитель: “А ещё есть военная география. У нас в России её становление как самостоятельной дисциплины связано с эпохой наполеоновских войн”.

Сообщение на тему “Вклад географов в победу”.

Основные вопросы.

  1. Гидрометеорологическое обеспечение войск
  2. Топографы – глаза армии
  3. Труд картографов

Учитель: Кому же принадлежит главная роль, как вы думаете, ребята?

Ученица читает стихотворение Михаила Дудина “Победитель”.

ПОБЕДИТЕЛЬ

Без малого четыре года
Гремела грозная война
И снова русская природа
Живого трепета полна.

Там, где мы брали кровью, с бою,
Противотанковые рвы,
Цветы, обрызганы росою,
Встают, качаясь, из травы.

Где ночь от ярких молний слепла,
Кипела в заводях вода, -
Из камня, щебня и из пепла
Встают родные города.

И вот дорогою обратной,
Непокоряемый во век?
Идет, совершивши подвиг ратный,
Великий русский человек.

Он сделал все. Он тих и скромен.
Он мир от черной смерти спас.
И мир, прекрасен и огромен,
Его приветствует сейчас.

А сзади темные могилы
Врагов на дальнем берегу –
О нашей доблести и силе
Напоминание врагу.

Учитель: В статье “География и война” А. В. Фереман писал: “Победа всегда будет за тем, у кого на знамени начертаны три слова: энергия, правда и знание”. Это полностью относиться и к географии.
К сожалению, в наше время приходиться напоминать имена городов-героев, а для многих молодых людей это вообще новость.

Работа у карты. Назвать и показать все города-герои. Их – 13.

  • Брестская крепость;
  • Волгоград;
  • Керчь;
  • Ленинград;
  • Минск;
  • Москва;
  • Мурманска;
  • Новороссийск;
  • Одесса;
  • Севастополь;
  • Смоленск;
  • Тула.

– Ребята, послушайте сообщения о городах-героях. О Смоленске рассказывает – Камалова Ильсияр, о городе-герое Ленинграде – Ларионова Настя. Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось! О городе-герое Москве сделает сообщение Васильева Лена.

– Следующий город-герой Тула. (Васильева Вера).

– Один из красивейших портовых городов мира – Севастополь. Имя, данное городу при его основании в 1783 году, в переводе с греческого означает “величественный, достойный поклонения, героический город”. Севастополь – самое посещаемое место Крыма (18 млн. туристов в год). Здесь базируется Черноморский флот РФ. Население около 400 тысяч человек.
Севастопольская бухта занимает по удобству третье место в мире после гонконгской и сиднейской.
В обороне Севастополя участвовал Л.Н. Толстой. Всем известны его знаменитые “Севастопольские рассказы”. В годы войны город был полностью уничтожен.
В XXI веке имидж города будет меняться. Основные направления развития города будут туризм, гостиничное хозяйство. Украинской Ривьерой называют город. Паустовский в своей книге писал: “Мне пришлось видеть много городов, но лучше города, чем Севастополь, я не знаю”.

Учитель истории рассказывает о Сталинградской битве.
Звучит грампластинка В. Чуйков, Я. Павлов, В. Гусев – "О героической обороне Сталинграда".
В заключении учитель говорит о тех городах-героях, которые он посетил: “Ребята, я была во многих городах-героях: в Бресте, Ленинграде, Туле”. (Краткие личные впечатления.)
Завершается урок песней “Этот День Победы”.
 

Литература:

  1. Абрамов Л.С. Географы – трудной Победе, журнал “География в школе” № 3, 2005.
  2. Валиуллина С.А. Отмечаем шестидесятилетие победы, журнал “География в школе” № 3, 2005.
  3. Родная земля.
  4. География победы.
  5. "География", приложение к газете "Первое сентября",  № 9, 2005.