Разработка урока по литературному чтению во 2-м классе на тему: "Киргизская сказка "Мудрая девушка"

Разделы: Начальная школа


Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.

Задачи:

  • познакомить с особенностями содержания киргизской сказки, её языком;
  • работать над обогащением словарного запаса;
  • воспитывать доброе, уважительное отношение к людям;
  • совершенствовать навык чтения.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

– Какую сказку вы начали читать дома?

– Какой народ её придумал?

– Какую киргизскую сказку мы уже читали? (“Дыйканбай и дэв”)

– Над кем в ней мы смеялись, а кем восхищались?

– Что ценит в людях киргизский народ?

– Какие непонятные для вас слова вы встретили в тексте?

– Как вы их понимаете?

II. Работа над содержанием текста

Опрос проводится в виде соревнования. За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон.

1. Чтение I-й части вслух “цепочкой”. Выборочное чтение.

Вопросы после чтения:

– Что вы узнали о Сарыбае?

– Каким он был человеком? (Умным, мудрым, дальновидным)

– Подтвердите словами из текста.

– Прочитайте его слова, которые справедливы и до сих пор? ( “… Живые быстро забывают слова умерших.”)

– Как вы их понимаете? (Люди умирают, мудрые слова, которые они когда-то говорили, забываются, но эти слова забывать нельзя.)

– Прав ли был Сарыбай, говоря их? (Да)

– Почему? (Народ не хотел выбирать ханом пастуха.)

– Кто же настоял на том, чтобы ханом стал пастух? (Аксакалы.)

– Почему люди прислушались к словам аксакалов? (Киргизы уважительно относятся к старейшим – аксакалам.)

– Что вы узнали о жизни киргизов из сказки?

Физминутка

2. Чтение II-й части вслух выборочно учащимися.

Вопросы после 1-го абзаца:

– Почему Болотбек плакал, видя свой старый рваный халат?

– Каким он был человеком?

Чтение до конца страницы.

– Почему хан согласился жениться?

– О какой жене он мечтал?

– Какие загадки Болотбек загадал?

– Попробуйте отгадать их.

Чтение до конца части.

– Почему загадки Болотбека отгадала не знатная девушка, а бедная Даанышман?

– Как к ней относились знатные богатые девушки?

– Повторите отгадки Даанышман. В чём мудрость её отгадок?

– Почему Болотбек женился на Даанышман?

– Какое качество жены он ценил особенно?

– Почему?

– Почему он не выбрал девушку из богатой семьи, ведь у нее есть и деньги, и богатые родственники?

– На сколько частей можно разделить эту часть? (На три)

– Отметьте границы частей. (Проверка)

3. Чтение III-й части самостоятельно про себя.

– Прочитайте эту часть про себя и постарайтесь найти ответы на вопросы, записанные на доске:

На доске:

– Что означает имя Даанышман?

– Как правили хан с женой своим ханством?

– Чем Даанышман разгневала хана?

– Как она ему помогла понять несправедливость его упреков?

Чтение вопросов, ответы на них, с опорой на текст.

Вопросы после чтения:

– Чем закончилась сказка?

– Почему?

Учитель с детьми подсчитывает жетоны и оценивает ответы учащихся.

Зарядка для глаз

4. Работа с иллюстрацией.

– Какой момент сказки изображён на этой иллюстрации?

– Почему Даанышман изображена в центре?

– Что хотел показать художник?

– С помощью каких средств художник выделил героя?

Учитель: Художнику удалось передать национальный колорит сказки: обратите внимание на внешний вид, одежду.

III. Итог урока

– К какой группе сказок относится “Мудрая девушка”?

– Чем эта сказка напоминает русские сказки? (Добро всегда побеждает зло.)

– Какой мудрости научила вас эта сказка?

– Что вы запомнили?

– Как вы думаете, почему и в сказке “Мудрый старик”, и в сказке “Мудрая девушка” главные герои отгадывают загадки?

– Случайное ли это совпадение?

IV. Домашнее задание

– Пересказ сказки.