Современный урок литературы — единство интеллектуального и нравственного содержания

Разделы: Литература


Прекрасна, но и очень сложна работа словесника в школе, ибо по большому счету именно словесники несут львиную долю ответственности за нравственное воспитание детей. Это всегда было трудно, а сегодня – во сто крат труднее: экономическая и политическая ситуация в стране, рост преступности, наступление агрессии и злобы, поставивших под сомнение саму ценность человеческой жизни, – все это, к сожалению, не способствует успешному становлению духовного мира молодого поколения страны. А между тем жить надо. И растить детей надо. Необходимо достучаться до сердца каждого ученика, приобщая его, вопреки “социальному ненастью”, к миру настоящих нравственных ценностей. И, пожалуй, школьный урок литературы сегодня дает такую возможность.

Современный урок должен позволить детям в коллективе сверстников (что немало важно!) размышлять о жизни, о добре и зле, о достоинстве и чести. Именно в коллективе, а не в виртуальном мире наедине с электронным учебником. Очень важно создать на уроке атмосферу доверия и мысли, которые будут плодотворны и результативны в нелегком выборе нравственных ориентиров. Но не следует урок сводить только к дискуссионным формам, превращая его в трибуну общественного мнения. Урок необходимо методически продумать так, чтобы сохранялось единство интеллектуального и нравственного содержания. Этот критерий должен стать постоянным во всем: в подборе художественного материала, направлении его анализа, соотношении эстетического и идейно-нравственного начала.

Важнейшим элементом урока считаю развитие творческих возможностей ребят, но всякое творчество зиждется прежде всего на знаниях (прочных и глубоких). В преподавании литературы особенно необходимым является доведение уровня знаний учащихся до стадии “знание – трансформация”. Первый уровень, как известно, – знакомство, второй – воспроизведение, третий – действие по образцу, четвертый – трансформация, когда полученные знания помогают ребятам ориентироваться и принимать решения в творческих ситуациях, в новых условиях.

В процесс урока, по моему глубокому убеждению, должен быть включен каждый ученик (каким образом и на какой стадии учебной деятельности – это зависит от индивидуальных способностей и уровня сформированности определенных знаний, умений, навыков). Пусть один, выделяющийся глубиной знаний, окажется “опорой” всего урока, другой включится в практическую работу, третий – “по алгоритму” придет к выводу, четвертый лишь озвучит какие-то тезисы, прочитав статью учебника. Главное, чтобы тема не “прошла мимо” ученика. Важно определить не только цели и ожидаемый результат данного урока, но и спрогнозировать дальнейший путь познания. В современных условиях для активизации учебной деятельности есть масса возможностей: разноуровневые задания (как для классной, так и для домашней работы), групповые формы и проблемные ситуации, практикумы и семинары, электронные пособия, позволяющие осуществить интеграцию различных областей более эффективно.

Урок литературы не должен быть застывшей моделью, намертво “привязанной” к плану и конспекту. Выбор тех или иных подходов к обучению определяется уровнем класса. Нужно уметь при необходимости менять цели обучения, изменять темы, содержание нового материала, уровень контрольных тестов, но не “снижая”, а “поднимая” интеллектуальную планку. Ибо трудности рождают интерес, развивают исследовательские навыки.

Итак, единство интеллектуального и нравственного содержания, личностно-ориентированный подход, развивающее начало должны стать обязательным на уроках литературы. Главное, необходимо помнить: урок для ученика, ученик – центр урока. Предлагаемая разработка урока включает реализацию вышеизложенных аспектов.

Конспект урока лиерауры в 8 классе по программе В.Г. Маранцмана

Тема: Лирические жанры (создаем антологию).

Цель: создать антологию жанров.

Задачи:

  • показать способы создания антологии;
  • развить практические умения анализировать жанровую специфику художественного произведения;
  • способствовать воспитанию нравственных ориентиров.

Оформление: на доске портреты А.С. Пушкина, М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, М. Цветаевой.

Литературоведческие термины: жанр, ода, эпиграмма, послание, лирика, антология.

Тексты на партах для практической работы.

ХОД УРОКА

I. Введение в тему (слово учителя)

– Представьте себе следующую ситуацию. Ученик получил домашнее задание по литературе: подобрать текст любой оды. Зная, что признанным классиком этого жанра является М.В.Ломоносов, взял томик его произведений. На уроке звучал следующий текст:

Светящий солнцев конь
Уже не в дальний юг
Из рта пустил огонь,
Но в наш полнощный круг.
Уже несносный хлад
С полей не гонит стад,
Но трав зеленый цвет
К себе пасти зовет.

(Отрывок из элегии 1743 г.)

– Как справился с заданием ученик? (Примерный ответ: ошибка ученика в том, что он не учел специфику жанра.)

– Давайте поможем себе и другим, создав своеобразную антологию лирических жанров.

(Дается определение “антология” учениками и по словарю: сборник избранных художественных произведений разных авторов).

– Что необходимо включить в этот сборник?

Класс превратится в сотрудников редакции, каждый отдел (ряд) будет работать над подбором определенного жанра. Для работы необходимо повторить художественные особенности жанров лирики, определить четко их различия. Повторяются в беседе основные жанры (на предыдущих уроках изучены произведения А.С.Пушкина: ода “Вольность”, послание “К Чаадаеву”, эпиграммы).

II. Актуализация знаний

Дома было предложено составить тезис (утверждение) для критического осмысления. Один ученик зачитывает свой тезис, другой либо соглашается, повторяя его и дополняя, либо опровергает, доказывая свою точку зрения. Ответы должны быть краткими, но полными. Не допускаются односложные ответы, тезис следует начинать со слов "Верно ли, что..," "Согласны ли вы, что..?", "Я думаю, что..?".

Примерные тезисы учеников:

– Верно ли, что эпиграмма не требует исторического комментария, ее легко прочитать и сразу понять. (Нет, невозможно текст эпиграммы понять без исторического комментария, т.к. в иносказательной форме говорится об определенных пороках реальных лиц. Не зная, кто такой Аракчеев, какой девиз был на его гербе, фраза "преданный без лести" теряет свой смысл.)

– Я считаю, что тема свободы не свойственна традиционному жанру оды. (Да…)

– Согласны ли вы, что адресат послания должен быть только реальный человек, исторический деятель? (Нет…)

– Я считаю, что классическая ода начинается с сатирических образов и обличительных фраз? (Нет…)

– Согласны ли вы, что название играет важную роль в определении жанра? (Да…)

– Верно ли, что короткое стихотворение сатирического характера, обличающее пороки человека и общества, называется эпиграмма? (Да…)

– Согласны ли вы, что слова высокого стиля и риторические конструкции встречаются чаще в посланиях? (Нет…)

– Я считаю, что послание “К Чаадаеву” носит сугубо личный характер? (Нет…)

– Верно ли, что лирические жанры допускают использование слов низкого стиля? (Да…)

– Таким образом, выявлена специфика жанров, если есть необходимость, можно еще раз дать определение (ода, послание, эпиграмма).

III. Практическая работа

Инструкция для учителя. На каждой парте несколько текстов (см. варианты заданий) А.С.Пушкина, среди которых есть и эпиграммы, и послания, и оды (названия отсутствуют, их можно потом озвучить, подводя итоги). Каждый ряд получает определенный жанр, оформляет свой раздел в антологии. Этот выбор можно осуществить, устроив поэтическую паузу: кто первый вспомнит строки того или иного жанра.
Работа идет в парах, ребята анализируют тексты, записывая в тетради номера карточек и обоснование: цитаты, слова, художественные особенности, выводы.
Отдельная группа работает над вступительной статьей, где необходимо выявить общие особенности лирических жанров, т.к. чаще говорилось об отличиях (выводы оформляются в свободной форме на доске: таблица, схема, опорный конспект, тезисы).
Зачитывается текст, определяется жанр, его особенности, своеобразие.

Примерный ответ:

Текст № 7

Ты хочешь, милый друг, узнать
Мои мечты, желанья, цели
И тихий глас простой свирели
С улыбкой дружеской внимать.
Но можно ль резвому поэту,
Невольнику мечты младой,
В картине быстрой и живой
Изобразить в порядке свету
Все то, что в юности златой
Воображение мне кажет?

(“Послание к Юдину”)

– По моему мнению, перед нами послание – письмо или обращение к какому-либо лицу в стихах или прозе, адресат чаще указан в названии (позже учитель даст этому подтверждение-имя лицейского друга). Мы видим здесь прямое обращение “милый друг”, автор делится с адресатом сокровенным: “мечты, желанья, цели… в юности златой…”, подобное можно доверить только близкому человеку. Эти строки похожи на беседу, непринужденный разговор “на равных”: местоимение “ты”, глагол во 2 лице. Здесь не преобладает возвышенная лексика, хотя встречаем (глас, златой, младой). Слова “мечты, желанья, воображение, улыбка дружества” придают исповедальный характер. Мы понимаем: перед нами размышление о жизни, желание услышать отклик, а не хвалебная речь во славу кого-то, как в оде.

Заслушать необходимо как можно больше учеников. Ошибочные ответы анализируем, обосновываем, правильно определяем жанр. Многие тексты не подходят под четкие определения, это свидетельствует о художественном разнообразии, важно, чтобы ребята видели жанровые особенности.

IV. Отчет творческой группы

Отчет оформляется на доске. Главное, выявить общие черты этих жанров: ода, эпиграмма, послание – это жанры лирики, каждый имеет адресата (характер различен), в каждом жанре выражена авторское отношение и мировоззренческая оценка. Выводы записываются.

V. Мини-дискуссия

Подводя промежуточные итоги по оформлению каждого раздела, выявляем эволюцию жанра. Развивается ли тот или иной жанр? Жив ли жанр в современной литературе или остался в XIX веке? Кому или чему сегодня можно посвятить оду, послание, эпиграмму? Эти вопросы формируют нравственные ориентиры, рождают дискуссию, характер ответов свидетельствует о заинтересованности учеников:

– Жанр оды сегодня умер, эпоха демократии уравнивает всех, к чему восхваление.

– Самое святое на земле МАМА, ей я бы посвятила оду.

– Возможно, оду посвятить родному краю (столице, книгам).

– Гимн России – это ода.

– Для многих сегодня письмо существует в электронном виде, речь лаконичная, порой убогая, один сленг. Я бы хотела получить послание в стиле XIX века.

– Послание как жанр сегодня умирает, выжить в мире, где стремительно развиваются средства связи, невозможно.

– Эпиграммы ни разу не встречала в современной литературе, хотя многие школьные вопросы подойдут (опоздания, шпаргалки и лень современного молодого человека).

– Каждый из вас по-своему прав. Литературные жанры продолжают жить, видоизменяясь, вбирая в себя черты других, становясь синтетичными. XX век внес свои поправки в тематику оды (революция, народ, подвиг, наряду с личностями вождей), послания С.Есенина поражают своей сокровенностью, эпиграммы В.Гафта, А.Иванова глубоки и искрометны.

VI. Рефлексия

– Удалось ли справиться с поставленной задачей - создать антологию? Какими способами мы действовали? (Cравнение, анализ, наблюдение, систематизация.)

– Творческая группа закончит техническое оформление сборника, обобщив нашу работу (корректор, художник, редактор).

VII. Дифференцированное домашнее задание (по выбору учащихся)

1. Творческая работа. Сочинить собственную оду (или эпиграмму, или послание)/

2. Определить жанровое своеобразие произведений ХХ века (на выбор):

  • М. Цветаева “Ода пешему ходу”,
  • С. Есенин “Письмо матери”,
  • В. Гафт эпиграммы.

3. Составить и защитить опорный конспект по теме урока.

4. Оформление сборника (группа ребят).

Варианты текстов для практической работы