Особенности диагностики воспитательного процесса в образовательном комплексе "Начальная школа – детский сад"

Разделы: Классное руководство


Воспитание является важнейшей функцией общества. Без него не возможно развитие общества, существование человеческой цивилизации. Однако, в условиях политической и экономической нестабильности в стране, утраты духовности и основных ценностных ориентиров в постсоветский период, воспитание подрастающего поколения остается одной из самых острых проблем образования. Современное складывающееся постиндустриальное общество требует от личности социальной мобильности, креативности, стремления к достижению успеха. Формированию такой личности может способствовать только системный воспитательный процесс.

Именно поэтому в муниципальном образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста “Начальная школа – детский сад № 1” города Ангарска Иркутской области, сконструирована и реализуется воспитательная система, созданная педагогическим коллективом в период с 2000 по 2003 год.

Основной целью воспитательной системы комплекса является – актуализация и обогащение индивидуального опыта, личностных качеств, субъектности, способностей и интересов детей с 3 до 10 лет в условиях непрерывного преемственного воспитания и развития.

Модель воспитательной системы состоит из 3-х взаимосвязанных компонентов:

1. Событийное окружение личности – компонент является системнообразующим комплекса.

Его содержание составляет авторская программа “Открытие мира ребенком”, созданная и апробированная педагогическим коллективом.

Основная методика организации – коллективная творческая деятельность. Каждый учащийся и воспитанник является субъектом этих событий. Его участие в них пропорционально его жизненному опыту, возможностям, способностям и интересам.

2. Предметно-пространственное окружение – компонент включает в себя как помещение комплекса, насыщенное предметно – развивающей средой, так и пространство его социального окружения.

Предметно-пространственная среда создается по принципу зонирования и побуждает детей к самостоятельному творчеству, поиску информации, стимулирует на познавательную и исследовательскую деятельность.

3. Личностно-ориентированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса – компонент осуществляется за счет взаимодействия по направлениям: ребенок – ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель, учитель – родитель, учитель – учитель, родитель – родитель.

Основной стиль взаимодействий – субъект-субъектные отношения.

Самым сложным в конструировании воспитательной системы стало определение ее эффективности, то есть соотношение поставленной цели и полученных результатов.

Каковы могут быть результаты воспитания? Как определить сформированность того или иного интегративного качества личности у ребенка? Как измерить его индивидуальный опыт, его способности и интересы?

В современной педагогической литературе встречается достаточно много определений понятия “уровень воспитанности” и методов его определения. Но отвечают ли они цели воспитания, поставленной в комплексе? Соответствуют ли признаки воспитанности личности в разных методиках модели выпускника образовательного учреждения?

Все эти вопросы подтолкнули нас к определению собственных критериев и показателей эффективности воспитательной системы, которые позволили бы рассматривать личность ребенка как цель, субъект и результат воспитательного процесса:

Критерии

Показатели

Актуализированность личности ребенка – реализация индивидуальных программ воспитания;
– продвинутость детей в своих способностях
Развитие внутренней и внешней культуры личности ребенка – уровень воспитанности детей
Субъектная позиция ребенка в коллективной творческой деятельности – самостоятельно и сознательно выбранная позиция участника КТД каждым ребенком
Сложившийся благоприятный психологический климат в коллективе – удовлетворенность воспитанников, родителей и педагогов жизнедеятельностью в комплексе
Адекватность методов воспитания в комплексе поставленной цели – реализация стратегического планирования воспитательного процесса

Следующим шагом стала разработка методики диагностики уровня воспитанности детей. В течение 2004 года над этим вопросом работала временная творческая группа педагогов комплекса. Основой и работы стал личностно – ориентированный подход к воспитанию, как к системе взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, обеспечивающих процессы развития культуры личности каждого ребенка (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман и др.). В результате была разработана сводная диагностическая карта воспитанности (Приложение 1).

Цель сводной диагностической карты воспитанности МОУ “НШДС № 1” – это определение уровня воспитанности каждого ребенка для выявления проблем в воспитании и нахождения путей их решения.

При проведении педагогической диагностики, используются:

– опрос;
– наблюдение;
– анкетирование.

Интегративные качества личности подобранны в опоре на сконструированную модель выпускника комплекса. В свою очередь при конструировании модели выпускника было проведено изучение основных ценностных ориентиров всех субъектов образовательного процесса (педагоги, родители, дети). По результатам анализа полученных данных были определены наиболее значимые для всех субъектов интегративные качества личности, которые и представлены в карте воспитанности.

Карта состоит из двух таблиц: “Внутренняя культура личности” и “Внешняя культура личности”. Каждая таблица разделена на колонки, содержащие определенные интегрированные качества личности и раскрывающие их содержание.

Внешняя культура личности:

– культура общения (общительность) – умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;
– культура поведения (дисциплинированность) – способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;
– культура внешнего вида (аккуратность) – соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержание в прядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.

Внутренняя культура личности:

– отзывчивость (доброта) – хорошее отношение к окружающим, оказание им помощи и поддержки, сострадание;
– дружелюбие – стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;
– самостоятельность – самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;
– любознательность – устойчивый интерес к знаниям;
– честность – искренность, умение говорить всегда только правду;
– эмпатия – сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение, вчувствование в его переживания;

Поскольку в комплексе осуществляется условие преемственности воспитания и развития детей от 3-х до 11-и лет, то при определении количества интегративных качеств внутренней культуры личности обязательно были учтены возрастные особенности каждого возраста:

  • в младшей группе – 3 качества,
  • в средней группе – 4 качества,
  • в старшей группе – 5 качеств,
  • в подготовительной группе и начальной школе – 6 качеств.

Интегративные качества внешней культуры личности одни и те же для всех возрастов, различно только их содержание.

В процессе заполнения карты воспитанности участвуют все субъекты воспитательного процесса:

– предлагается оценить каждое качество личности своего ребенка родителю;
– ставит самооценку ребенок;
– оценивает качества личности педагог (последим).

Детям начальной школы предлагается ситуативная анкета. В ней разработаны ситуации на каждое из качеств личности и три варианта ответа выхода из этой ситуации. Каждый из вариантов ответов предполагает определенный уровень развития этого качества (Приложение 2). Очень важным считаем определение мотивации детей на развитие того или иного качества и фиксация его в карте. Школьник после каждой ситуации объясняет, почему он так поступил. По его ответу педагог определяет наличие или же отсутствие мотивации на саморазвитие данного качества.

Детям дошкольного возраста в игровой форме предлагается нарисовать себя на одной из трех ступенек лесенки определенного качества, вспомнить литературного героя, обладающего данным качеством и ответить на вопрос педагога: “Хотел бы ты быть еще больше добрее (вежливее, самостоятельнее и т. д.). Положительный его ответ предполагает наличие у ребенка мотивации, отрицательный – ее отсутствие.

Критерии оценивания интегративных качеств личности:

  • 1 балл – данное качество присутствует у ребенка, всегда является устойчивой чертой его личности;
  • 0,5 балла – поведение ребенка соответствует данному качеству чаще всего, есть потребность у ребенка вести себя именно так, но оно неустойчиво.
  • 0 баллов – иногда поведение ребенка может соответствовать данному качеству, но редко.

По итогам заполнения сводной диагностической карты воспитанности всеми субъектами педагог подсчитывает средний балл и определяет уровень воспитанности ребенка:

  • от 1 до 0,8 – 1 уровень воспитанности;
  • 0,8 до 0,6 – 2 уровень воспитанности;
  • 0,6 до 0,4 – 3 уровень воспитанности.

Периодичность заполнение карты 2 раза в год:

  • декабрь – промежуточная диагностика,
  • май – итоговая диагностика.

Данные итоговой диагностики являются и входными на новый учебный год.

Проведение данной диагностики позволяет педагогу построить индивидуальные направления воспитания ребенка, наметить перспективы развития качеств личности. Участие самого ребенка в процессе диагностики позволяет провести сравнение между его самооценкой и оценкой взрослого (возможно несовпадение).

Привлечение родителей к данной диагностике помогает сделать его активным участником воспитательной системы, а процесс заполнения им диагностической карты может быть использован опытным педагогом в индивидуальных встречах с родителем для обсуждения проблем и перспектив развития ребенка.

Анализируя диагностическую карту по вертикали, педагог сможет выявить проблемы воспитания детского коллектива и спланировать целенаправленную работу по устранению проблем воспитательного процесса.

Диагностика воспитательного процесса явилась для нас самым трудным компонентом воспитательной системы. Но без этой работы невозможно организовать обоснованный и эффективный процесс развития личности ребенка и проанализировать качество воспитательной системы.