Конкурс-игра для учащихся 7-х классов: "Математическая таможня"

Разделы: Внеклассная работа


Цели игры:

  • развивать и укреплять интерес к математике;
  • развивать сообразительность, любознательность, логическое мышление, стремление к преодолению трудностей;
  • воспитывать познавательные интересы, уверенность в общении, уважение друг к другу, взаимопонимание.

Оформление зала: плакаты, план путешествия, высказывания о математике, математические газеты, флаг с эмблемой праздника любителей математики.

Оборудование: магнитофон, фонограммы песен: “Песенка о математике” из радиоспектакля “Приключения Димки”, “До свидания, до новых встреч” на мотив песни А. Пахмутовой “До свидания, Москва!”, столы, ручки, бумага, грамоты, 3 вымпела командам-победителям, переносная классная доска для разбора решений задач, листы с заданиями по турам, полные тексты решений для жюри и для ведущего, сводный протокол.

Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые участники и гости нашего праздника.

Ведущий 2. Добрый день!

Ведущий 1.

О, математика земная!
Гордись, прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная
И дорожат они тобой.

Ведущий 2.

В веках овеяна ты славой,
Светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.

Ведущий 1.

Строга, логична, величава,
Стройна в полете, как стрела,
Твоя не меркнувшая слава
В веках бессмертье обрела.

Ведущий 2.

Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века,
Царицу всех земных наук!

Ведущий 1. Решением общественности г. Канаш 26 марта был объявлен Днем любителей математики.

Ведущий 2. С праздником поздравляем!

Ведущий 1. Тех, кто учит математику!

Ведущий 2. Тех, кто учит математике!

Ведущий 1. Тех, кто еще не знает, что может любить математику! Сегодня, мы надеемся, они поймут, что математика – не скучная наука.

Ведущий 2. 26 марта 2002 г. в городе был проведен математический конкурс, победителем которого стала команда РС школы № 3.

Ведущий 1. 26 марта 2003 г. был проведен КВМ (клуб веселых математиков) среди 10-х классов, победителем которого снова стала команда школы № 3.

Ведущий 2. 26 марта 2004 г. была проведена игра “Математическая регата” среди учащихся 5–7-х классов.

Ведущий 1. Победителями стали: команда “Виктория” школы № 4 среди 5-х классов...

Ведущий 2. Команда “Петр Великий” школы № 10 среди 6-х классов...

Ведущий 1. Команда “Витязь” школы № 6, среди 7-х классов.

Ведущий 2. Право внести флаг предоставляется ученикам школы № 7, занявшим II-е место в игре “Математическая регата”; капитаны команд, занявшие I-е место, приглашаются для поднятия флага!

– Флаг поднять!

Барабанная дробь, исполнение гимна.

Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо многое уметь.
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука –
МАТЕМАТИКА!

Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает –
МАТЕМАТИКА!

Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо, прежде всего
Математику знать,
И на свете нет профессий,
Вы заметьте-ка
Где бы нам ни пригодилась –
МАТЕМАТИКА!

Ведущий 1. А в этом году мы проводим математическую таможню, в которой участвуют команды всех школ города.

Ведущий 2. “Барс”, команда школы № 1, капитан – Иванова Наташа.

Ведущий 1. “Теоретики”, команда школы № 3, капитан – Петров Денис.

Ведущий 2. “Гвоздики”, команда школы № 4, капитан – Федотова Ангелина.

Ведущий 1. “Высший класс”, команда школы № 5, капитан – Алюнова Таня.

Ведущий 2. “Лестница в небо”, команда школы № 6, капитан – Шантенкова Таня.

Ведущий 1. “Пифагор”, команда школы № 7, капитан – Глухова Ольга.

Ведущий 2. “Омон”, команда школы № 8, капитан – Гайнутдинов Фарид.

Ведущий 1. “Удальцы”, команда школы № 9, капитан – Пыденкова Елена.

Ведущий 2. “Полет”, команда школы № 10, капитан – Марушина Елена.

Ведущий 1. “Евклид”, команда школы-лицея № 11, капитан Егорова Вика.

Ведущий 2. В качестве почетных гостей на нашей математической “таможне” присутствуют:

Ведущий 1. Мерлин Анатолий Вольфович – декан математического факультета ЧГУ.

Ведущий 2. Мерлина Надежда Ивановна – зав. кафедрой методики преподавания математики.

Ведущий 1. Димитриева Валентина Владимировна – заместитель начальника отдела образования и молодежной политики администрации города Канаш

Ведущий 2. Каллина Нина Петровна – методист отдела образования.

Ведущий 1. Прохорова Тамара Тимофеевна – председатель Городского Совета женщин.

Ведущий 2. Слово для приветствия предоставляется Димитриевой Валентине Владимировне.

Ведущий 1. Слово для приветствия предоставляется Мерлину Анатолию Вольфовичу.

Ведущий 2. Слово для приветствия предоставляется Мерлиной Надежде Ивановне.

Ведущий 1. Слово для приветствия предоставляется Прохоровой Тамаре Тимофеевне.

Ведущий 2. Судить игру будет жюри в следующем составе:

  • Мерлин Анатолий Вольфович – декан математического факультета ЧГУ;
  • Мерлина Надежда Ивановна – зав. кафедрой методики преподавания математики;
  • студенты IV курса математического факультета ЧГУ: Яковлева Л.А., Васильева С.М., Григорьева М.И., Дмитриева Е.А., Антонова О.Г., Смирнова Л.Г.

Ведущий 1. Уважаемое жюри! Мы вас зачисляем в сотрудники “таможни”.

Ведущий 2. Спонсорами нашей игры являются...

Ведущий 1. Магазин “Заходи”, индивидуальный предприниматель – Ефимов Анатолий Васильевич.

Ведущий 2. Индивидуальный предприниматель – Ложкина Людмила Федоровна.

Ведущий 1. Магазин “Мир книг”, индивидуальный предприниматель – Сиразетдинов Анвар Равилович.

Ведущий 2. МУП “Каблучок”, директор – Алимасова Валентина Ивановна.

Ведущий 1. МУП “Силуэт”, директор – Кондратьева Зинаида Андреевна.

Ведущий 2. ООО “Надежда”, директор – Колесникова Надежда Ивановна.

Ведущий 1. ООО “Канашский хлебозавод № 2”, директор – Латыпов Ренат Фатыхович.

Ведущий 2. МУП “Канашский городской рынок”, директор – Васильев Василий Витальевич.

Ведущий 1. Городской Совет женщин, председатель – Прохорова Тамара Тимофеевна.

Ведущий 2. В честь праздника отправимся в путешествие по стране “Математика”.

Ведущий 1.

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.

Ведущий 2.

Не беда, что идти далеко
И не бойтесь, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко!

Ведущий 1. План путешествия перед вами. Сейчас мы познакомим вас с правилами путешествия.

Ведущий 2. Каждой команде раздадим “товар”– жетоны на общую сумму 78 баллов.

Ведущий 1. Красный – 5 баллов.

Ведущий 2. Зеленый – 4 балла.

Ведущий 1. Синий – 3 балла.

Ведущий 2. Желтый – 2 балла.

Ведущий 1. Белый – 1 балл.

Ведущий 2. Вам придется пройти в городах страны математики таможенный досмотр – проверку “товаров”, т.е. установление законности применения тех или иных знаний, обнаружение предметов “контрабанды”.

Ведущий 1. Каждый тур представляет собой коллективное письменное решение задач, т.е. вам необходимо заполнить таможенную декларацию.

Ведущий 2. Время, отведенное командам для решения и “стоимость” задач каждого тура в баллах указаны на листах с условиями задач. На каждом листе сверху крупно написать название команды.

Ведущий 1. Решение оформляется и сдается в жюри на отдельном листе, на котором записано условие задачи, причем каждая команда имеет право сдать только по одному варианту решения каждой из задач.

Ведущий 2. После подведения итогов каждого тура капитан команды возвращает в математическую таможню разницу от стоимости задачи, которая указана на листах с условиями и реального количества баллов, которые заработала команда за задачу.

Ведущий 1. Просим жюри отправиться на свои рабочие места.

Ведущий 2. А мы с вами – участниками отправимся в город “Загадки”.

Ведущий 1. Счастливого пути!

1.  Город “Загадки”

Отгадайте загадки:

1. Какое животное имеет два носа? (Носорог: один на теле, второй в названии.)

2. Два брата купаются, а третий насмехается. (Два ведра и коромысло.)

3. Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (12 месяцев.)

4. Есть семь братьев: годами равные, именами разные. (Дни недели.)

5. Лежит брус на всю Русь. На том брусу 12 гнезд. И во всяком гнезде по 4 птицы. (Год.)

6. Только одно дерево без ветра шумит. Какое? (Осина.)

7. Шесть ног, а бежит не быстрее, чем на четырех. (Всадник на коне.)

8. Два раза родится, а один раз умирает. (Птица.)

9. Два братца глядятся: друг друга не видят. (Глаза.)

10. У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (Пальцы.)

2. Город “Анаграмма”

Из предложенных букв составь те слова, которые обозначают математические термины:

Ф Н Ы У Т А С О В Р К Г И Ч

Ответ: высота, круг, точка, график.

3. Город “Смекалка”

1) Сколько концов у 5 палок? У 5 с половиной палок? У 6 с четвертью палок?

Ответ: 10; 12; 14 (3 б.)

2) а) Разделите полсотни на половину, разделите рубль на , гривенник на .

Ответ: 100; 3 рубля; 50 коп (3 б.)

3) На лугу близ рощи паслись в течение 1 часа 2 одинаковые по своим достоинствам лошади с совершенно одинаковым аппетитом. Отличались они друг от друга только тем, что у одной из них хвост был вдвое короче, чем у другой. Какая из лошадей съела больше травы, если они начали и кончали есть одновременно? Почему?

Ответ: лошадь с длинным хвостом съела больше, т.к. имела возможность отгонять мух и оводов, мешающих лошадям утолять голод. (2 б.)

4) Как можно получить 4, отняв от девяти половину девяти?

Ответ: IX(2 б.)

4.Город “Кроссворд”

По вертикали:

1. Зависимая переменная.
2. Ччасть прямой, ограниченной с одной стороны.
3. Специальный прибор для измерения углов на местности.
5. Прибор для построения и измерения углов.
7. Предложение, которое доказывают.
8. Предложение , принимаемое без доказательства.

По горизонтали:

1. Аналитическое выражение.
4. Знак, обозначающий число.
5. Геометрическая фигура, ограниченная тремя взаимно пересекающимися прямыми.
6. Луч, делящий угол на две равные части.

Ответы:

По вертикали: 1. Функция; 2. Луч; 3. Астролябия; 5. Транспортир; 7. Теорема; 8. Аксиома.

По горизонтали: 1. Формула; 4. Цифра; 5. Треугольник; 6. Биссектриса.

5. Город “Остроумный дележ”

Охотник, проголодавшись на охоте, обратился к двум пастухам с просьбой покормить его. Посоветовавшись, пастухи приняли его обедать. Один пастух имел три кушанья, а другой – два. По окончании обеда, во время которого все ели поровну, охотник, поблагодарив пастухов, дал им 30 руб. и ушел. Пастухи стали было делить полученные деньги, но у них ничего не вышло. Пришлось вернуть охотника, который, узнав, в чем дело, разделил между пастухами 30 руб. так, что каждый из них получил ту долю, которая ему причиталась. Как охотник произвел дележ?

Решение: Так как охотник съел третью часть всего обеда и уплатил за это 30 рублей, то весь обед, т.е. 5 кушаний, стоит 90 рублей (30 х 3 = 90). Следовательно, одно кушанье стоит 18 рублей (90 : 5 = 18). Пастух, у которого было 3 кушанья, стоившие 18 х 3 = 54 рублей, сам съел на 30 рублей, а 24 руб. должен получить с охотника. Пастух, у которого было 2 кушанья, стоившие 36 рублей, сам съел на 30 рублей, а 6 рублей должен получить с охотника.

6. Город “Сообразительность”

У меня в руках веревка. Ее длина 120 см. Нужно отрезать кусок длиной 30 см, но у меня нет линейки. Как это сделать? А если нужно отрезать 45 см?

Ответ: 120 : (2 х 2) = 30 см.; (120 – 30) : 2 = 45 см.

7. Город “Логические задачи”

Четыре подруги пришли на каток, каждая со своим братом. Они разбились на пары и начали кататься. Оказалось, что в каждой паре партнер выше своей партнерши, и никто не катается со своей сестрой. Самый высокий из компании – Алеша Иванов, следующий по росту – Андрей Лебедев, затем Люся Лебедева, Сережа Евсеев, Оля Евсеева, Дима Крылов, Инна Крылова и Аня Иванова. Кто с кем катался?

Решение: Люся Лебедева может танцевать только с Алешей Ивановым, т.к. Андрей Лебедев ее брат, а Сережа и Дима ниже ее ростом. Рассуждая аналогично, делаем вывод, что Оля танцует с Андреем, Инна с Сережей, Аня с Димой.

Алеша Иванов
Андрей Лебедев
Сережа Евсеев
Дима Крылов
Люся Лебедева
Оля Евсеева
Инна Крылова
Аня Иванова

8. Город “Эрудиты”

Товарный поезд из 26 вагонов (25 вагонов + паровоз) приближается к станции железной дороги. Его нагоняет по тому же пути пассажирский поезд из 14 вагонов, который необходимо пропустить вперед. На станции в сторону от главного пути отходит боковая ветка (тупик), который может вместить только 13 вагонов. Хотя тупик и не вмещал целиком товарный поезд, начальник станции сумел пропустить пассажирский поезд. Как он это сделал?
Примечание: поезда могут давать задний ход.

Решение: Товарный поезд идет по главному пути и проходит весь за начало запасной ветки. Затем он останавливается и задним ходом заходит на боковую ветку, где оставляет 13 вагонов и отцепляет их, и сам проходит вперед. Затем пассажирский поезд проходит вперед за начало ветки, к последнему своему вагону прицепляет оставшиеся в тупике 13 товарных вагонов и уводит их на главный путь вправо. Затем пассажирский поезд подает задним ходом по главному пути за начало ветки и оставляет там 13 товарных вагонов. Другая половина товарного поезда вместе со своим паровозом идет задним ходом на запасную ветку, открывая свободный путь пассажирскому поезду. После того, как тот уходит, товарный поезд (12 вагонов и паровоз) выходит на главный путь и, прицепив 13 оставшихся сзади товарных вагонов, следует за пассажирским поездом.

Ведущий 1. В заключение хочу прочитать стихотворение великого математика XIX века Софьи Ковалевской. И пусть это стихотворение сопровождает вас всю жизнь. Постарайтесь понять ее напутствие.

Если ты в жизни, хотя б на мгновенье
Истину в сердце своем ощутил,
Если луч света сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решеньи своем неизменном
Рок не назначил тебе впереди,
Память об этом мгновеньи священном
Вечно храни, как святыню в груди.
Тучи сберутся громадой нестройной,
Небо покроется черною мглой,
С ясной решимостью, с верой спокойной,
Бурю, ты встреть и померься с грозой.

Ведущий 2. В этом стихотворении выражено стремление к познаниям, умение преодолевать все преграды, которые встречаются на пути.

Ведущий 1.

Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?

Ведущий 2. Слово предоставляется председателю жюри (начальнику “таможни”) – Мерлину Анатолию Вольфовичу.

Ведущий 1. По количеству баллов I-е место заняла команда “Пифагор” школы № 7.

Ведущий 2. II-е место – команда “Высший класс” школы № 5.

Ведущий 1. III-е место – команда “Полет” школы № 10.

Ведущий 2. Мы поздравляем вас, победители! Желаем вам не останавливаться на достигнутом, а идти к новым вершинам.

Ведущий 1. Ну, а если сегодня кому-то немножко не повезло, не расстраивайтесь, у вас еще все впереди.

Ведущий 2. Право спустить флаг предоставляется капитанам победивших команд:

  • “Пифагор” – Глуховой Ольге,
  • “Высший класс”– Алюновой Тане,
  • “Полет” – Марушиной Лене.

Ведущий 1.

Вот настал момент прощанья,
Будет кратка наша речь
Говорим мы: “До свиданья!
До счастливых, новых встреч”

Заключительная песня “До свидания…” ( на мотив песни “До свидания, Москва!”).

В коридорах становится тише,
Ведь закончился праздничный день
До свидания, друзья, до свидания
Через год снова встретимся здесь.

Не грусти, улыбнись на прощанье,
Много счастья у нас впереди
Пожелай исполненья желаний
Новых встреч пожелай на пути.

Припев:

Расстаются друзья,
Остается в сердце нежность,
Будем дружбу беречь,
До свиданья, до новых встреч!

– Сейчас дружно пойдем пить чай.

Сводные протоколы, использованные в ходе игры, приведены в Приложении 1 и в Приложении 2.