Развитие органического мира в архейской, протерозойской, палеозойской эрах

Разделы: Биология


Обоснование принципов отбора содержания, форм, методов, приёмов обучения, новых подходов на уроке.

При отборе содержания данного урока опираюсь на образовательную программу, текст учебника, значимый дополнительный материал, который использую для обогащения субъективного опыта учеников.

При работе с классом на данном уроке организую коллективную работу, индивидуальную, работу в парах.

Использую при планировании уроков принципы личностно-ориентированного подхода, принцип самоактуализации индивидуальности, субъективности, принцип выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки.

На уроке организую рефлексивную деятельность учащихся. Формирования элементов «само», учу ставить цели и задачи урока, анализировать свою работу и обмениваться с соседом знаниями и умениями, которые дети усвоили в ходе определенного вида деятельности, задания и т.д.

На уроке использую методы взаимной проверки, знакомлю с критериями, по которым осуществляется анализ.

В своей работе уделяю большое внимание актуализации познавательной деятельности учащихся.

Для этого применяю различные методы обучения: словесный, наглядный, практический, организую самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой.

Цели:

  • запомнить последовательность этапов развития органического мира;
  • усвоить основные ароморфозы в архее, протерозое и палеозое;
  • продолжить развитие общеучебных навыков работы с наглядным материалом.
  • Развивать самостоятельность мышления.
  • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, а также навыки организации самостоятельной учебной деятельности, умение адекватно (реагировать) оценивать собственные знания и знания своего товарища, умение обобщать материал и делать выводы;
  • прививать интерес к работе с дополнительной литературой.

Оборудование: таблицы, приложения (геохронологическая таблица), презентация слайдов для компьютера.

Ход урока.

План:

1 блок: Определение исходного уровня знаний. Повторение теоретического материала по геологическим эрам.

2 блок: Работа с заданиями различных уровней сложности.

3 блок: Тестирование. Закрепление. Рефлексия.

Организационный момент.

Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. Ничто так не улучшает настроение, как улыбка. Улыбнитесь, и пусть улыбка сохранит вам хорошее настроение на весь урок. Желаю вам всем удачи, успеха, вдохновения и новых открытий.

Ориентировочно-мотивационный этап.

1. Сообщение классу темы: «Развитие органического мира в архейской, протерозойской, палеозойской эрах»

Исходя из темы нашего урока, какую цель мы поставим перед собой.

(учащиеся называют цель урока)

У вас на столах лежат листы контроля знаний Приложение №1, не забывайте оценивать свои знания по каждому блоку.

1 блок

Учитель:

Время существования Земли оценивается в 5-7 млрд. лет. Жизнь возникла на Земле не менее 3,5 млрд. лет назад после длительного периода все усложнявшейся химической эволюции.

В геологической истории Земли различают эры – промежутки времени различной длительности, которые подразделяют на периоды. Используя Приложение №2 (геохронологическая таблица) дадим характеристику каждой эры, выделяя крупные ароморфозы этой эры.

Ученики дают устные ответы, демонстрируя таблицы эр.

- архейская эра:

класс выделяет крупные ароморфозы этой эры: фотосинтез, оформленное ядро (эукариоты), возникновение кислородного дыхания. Учитель прикрепляет на доску перечень этих ароморфозов. Приложение №3 (печатный вариант)

На границе архейской, протерозойской эры: половой процесс и многоклеточность (показ слайдов).

– Ученик: Протерозойская эра. Ароморфозы – двусторонняя симметрия.

(продолжаем крепить на доску схему Приложение №4 [печатный вариант], показ слайдов)

Учитель: Таким образом, в протерозое в морях уже обитало много различных водорослей, в том числе прикрепленные ко дну формы. Суша была безжизненной, но на ней по берегам водоемов начался процесс почвообразования. Переходим к палеозойской эре.

Кембрий

Ордовик (Все сопровождается слайдами и работой с таблицами.)

Силур

Девон

Карбон

Пермь

Учитель: прикрепляет стенд с перечнем ароморфозов палеозойской эры.

Ребята поставьте себе баллы за 1 блок.

2 блок

Учитель:

Итак, мы повторили теоретический материал и переходим к работе с заданиями различных уровней сложности. Пододвиньте листы учета знаний, не забывайте оценивать свои ответы.

Желающие к доске работать с таблицами они принесут вам по 3 балла. (2 человека, Приложение №5)

Все остальные работают со мной, по вопросам.

2 ромашки: в одной вопросы 5 баллов (вопросы повышенной сложности), в другой 3 балла.

Вопросы 5 баллов:

  1. Какие ароморфозы способствовали переходу растений к вводно-наземному образу жизни? Как назывались эти растения?
  2. В девонском периоде палеозойской эры появились двоякодышащие и кистеперые рыбы. Объясните, почему двоякодышащие рыбы - это тупиковая ветвь эволюции?
  3. Объясните, чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных? Какие ароморфозы обусловили появление пресмыкающихся?
  4. Периодом палеозоя, когда на суше появились настоящие леса из древовидных споровых растений (плаунов, хвощей, папоротников), а в морях наблюдалось необычайное разнообразие рыб, был……
  5. В каком периоде появились первые хордовые животные: а) в силуре, б) в ордовике, в) в кембрии.

Вопросы по 3 балла:

  1. Эра в истории Земли, название которой переводится как «древнейшая»,-…
  2. Геологическое летоисчисление – это …
  3. Основная единица геологического летоисчисления – это …
  4. Время «скрытой» жизни, предшествующее палеозою,- это …
  5. Какая особенность строения организма по сравнению с земноводными обеспечила развитие пресмыкающихся: а) строение яйца; б) 2 круга кровообращения; в) большая масса тела.

Учитель:

Ребята поставили себе баллы в лист учета знаний. Проверяем таблицы на доске.

Психологический настрой, физминутка.

3 блок

Работа с тестом, 3 варианта. Приложение №6

После того как все сделали, раздать контрольный лист ответов (Приложение №7). Ребята осуществляют взаимопроверку, взяв тетради своих одноклассников. Подсчитывают количество баллов за тест и за работу на уроке. Согласно таблице баллов оценивают свои знания за урок.

24-32 и выше
18-23
18
«5»
«4»
«3»

Сдают листы учета знаний.

Итог урока: Выполнена ли поставленная цель урока?

Учащиеся: отвечают.

Рефлексия - понравился ли урок? Что именно больше понравилось? Что получилось.

Что не удалось. Сколько набрали баллов.

Оценки за урок.

Домашнее задание: если вы получили «3»-плохо изучена тема, необходимо повторить теоретический материал и пересдать тесты.

«4» – составить список примеров ароморфозов, происходивших в растительном и животном мире в архее, протерозое, палеозое.

«5» – выполнить творческое задание на выбор: составить фантастический рассказ из 9-10 предложений по любой изученной эре; попытаться воссоздать внешний вид древних животных с помощью рисунка.

Презентация к уроку