Урок чтения в 1-м классе по теме: "Буква З и звуки, которые она обозначает"

Разделы: Начальная школа


Оборудование: рисунки- Буратино, калитка, 2 гнома с сундуками, розы, Золушка, Звездочет, Зеленоглазка, ваза, василек, арбузы, Айболит, зонт, Зайка; рисунок зимы, буквы.

Ход урока

1. Кинезиология

Шапка размышлений. Ленивые восьмерки.

2. Обьявление темы и целей

Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и буквой, которая обозначает их на письме. В процессе работы составим новую сказку о Буратино, его приключениях, дадим сказке название.

Ну что? Начали!

Пригласила Мальвина Буратино в гости на день рождения. Вышел он из домика, подошел к калитке, а она не открывается. Охраняют калитку 2 гнома с сундуками. В красном сундуке лежат буквы, обозначающие гласные звуки, в синем – буквы, обозначающие согласные звуки.

Давайте поможем Буратино правильно разложить буквы, обозначающие звуки, чтобы он мог пойти дальше.

Рассмотрите буквы, напечатанные на доске. Какие буквы уложим в красный сундук? Почему? Назовите их. Докажите, что это гласные. Какие из них обозначают мягкость предшествующего согласного?

Какие буквы уложили в синий сундук? Назовите их. Почему их уложили в синий сундук? Докажите, что это согласные.

Какими могут быть согласные звуки?

Прочитайте слова.

ПЕЛ ПЕСЕНКА ПОДАРОК

Объясните, какой слышится первый звук. Что указывает на мягкость согласного? Что указывает на твердость согласного? Составьте предложения о Буратино, рассказывая о том, как он собирался в гости. Используйте эти слова.

Прочитайте предложения, которые составила я:

Буратино выбирал подарок для Мальвины. От радости он пел песенку об имениннице.

Какой должен быть подарок? Определите, сколько слов в вашем предложение?

3. Работа по теме

Конечно, без подарка в гости не ходят. И Буратино выбрал подарок. А что он выбрал – узнаете, отгадав загадку.

Вот прекрасные цветы,
Небывалой красоты,
Но сердиты те цветы,
У них на веточках шипы.
(РОЗЫ)

Повторите слово “розы”. Из скольки слогов состоит слово? Определите ударный. Составьте звуковую схему слова (у доски). Произнесите еще раз 2 слог. Назовите согласный. Охарактеризуйте его.

Но, идя в гости, нужно правильно выбрать наряд для дома. Каким он должен быть? Да и для улицы нужно выбрать одежду правильно, в соответствии с временем года. Давайте узнаем, в какое время года ходил Буратино на день рождения.

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, белы дома
Ночью к нам пришла. . .
(ЗИМА)

Сколько слогов в слове? Выделим ударный. Назовите 1 слог. Сколько слышим звуков? Что они образуют? Какие звуки сливаются? Назовите 1 звук в слиянии. Какой он? Что указывает на мягкость? Чем различаются звуки з и з? Какой буквой на письме обозначаются звуки з и з ? Посмотрите на буквы. Почему их 4? Для чего нужна заглавная буква З? А строчная?

4. Печатание

З з

Составим слоги с буквой ”з”. Прочитайте слоги: ЗА ЗО ЗИ ЗУ ЗЕ. Назовите слоги, где согласные звуки звучат мягко. Что указывает на мягкость?

5. Физминутка

В гости к другу мы идем
С полки подарочек возьмем
В упаковку завернем,
И осторожно понесем.

6. Продолжение работы по теме

Составляем сказку дальше. Но, услышав слово, в котором встретится твердый звук з – поднимите синий кружок, а если мягкий з - зеленый кружок.

Пришел Буратино. Подошел к двери, позвонил. Все гости услыхали звонок и Мальвина открыла дверь. Зашел Буратино. “ Здравствуйте,” - говорит. “ Давайте знакомится! Меня зовут Буратино, а вас? “ “ Я – Золушка, Я – Звездочет, Я – Зеленоглазка.”

Какое первое слово со звуком З прозвучало?

Печатаем ЗВОНОК.

Сколько слогов в слове? Какой ударный? Назовите 1 слог. Сколько в нем звуков? Назовите первый звук. Что о нем можно сказать? Какие следующие два звука? Что они образуют? Из каких звуков состоит слияние? Назовите второй слог. Из каких звуков он состоит? Вот и наступило время поздравлений и вручения подарков. Как нужно дарить подарки?

Разворачивает Буратино свой подарок, выскальзывает он у него из рук и ... разбивается.

Давайте соберем осколки – сложим буквы в слово - и узнаем, что еще, кроме цветов, хотел подарить Буратино.

АЗВА

Нам помогут загадки:

Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи
Скромный, полевой цветок
Синеглазый ВАСИЛЕК

К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
АРБУЗЫ

Я сижу, едва не плача,
Не решается. . . ЗАДАЧА.

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит,
Это доктор. . . АЙБОЛИТ.

Что еще хотел подарить Буратино? Какое слово получилось? ВАЗА. Сколько в нем слогов? Какой ударный? Назовите 1 слог. Сколько звуков называем? Что образуют эти два звука? Какой согласный в слиянии? Что указывает на твердость? (Аналогично 2 слог.) Составьте предложение со словом “ваза”. Какой буквой обозначим на письме звук з присутствующий в слове?

Но на любом празднике еще и играют, отгадывают ребусы, загадки. Звучат веселые стихи.

И мы с вами поиграем, обучаясь.
Есть одна игра для вас!
Я прочту стихи сейчас,
Я прочту, а вы кончайте,
Хором дружно добавляйте.
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка
Кто же это?
(ЗАЙКА)

Какой звук слышим в начале слова? Что указывает на твердость?

Свернешь – клин,
Развернешь - блин?
(ЗОНТ)

Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет – когда это бывает?
(ЗИМОЙ)

Какой звук слышим в начале слова? Что указывает на мягкость? Какой буквой на письме обозначаются звуки з и з

БУКВА ПОТЕРЯЛАСЬ.

Подставьте букву “ з “ и прочитайте слова.

-ОНТ; КО-А; -АМОК; -ОЛОТО

Напечатайте слово, в котором 6 букв. Какое слово напечатали? Почему?

Придумайте сами и назовите слова со звуками з или з.

Но праздник – это не только стихи, подарки,угощение. Собравшиеся ведут беседы, поддерживают разговор – делятся впечатлениями о прошедшем.

Как нужно правильно вести беседу?

Вот и наши друзья вспоминают свой школьный день. О чем они говорят, узнаем, прочитав рассказ.

7. Чтение

Чтение слов с пометами (по слогам, целиком).

ЗНАКОМЫЕ ПОЗНАКОМИЛА ЗАЗВЕНЕЛ ЗВОНОК

Азбука стр.97.

Я прочитаю текст. Вы послушайте, следя за моим чтением.

Прочитайте вслух (жужжащее чтение). Почему у ребят начался урок? Как зовут учительницу? Что сделала Анна Ивановна на уроке? Кто догадался: с какими звуками познакомила учительница ребят? Как вы догадались? Назовите из текста слова, в которых звук з слышится мягко? Что указывает на его мягкость?

8. Итог

Итак, заканчивая урок, давайте вспомним и коротко восстановим нашу сказку целиком. Помогут вопросы.

В какое время года Буратино пошел в гости? Как ведут себя в гостях? К кому он пошел? Что он взял в подарок? Как нужно дарить подарки? Чем занимались гости на празднике? О каких звуках говорили? Как вы думаете, понравился ли им праздник? А вам урок? А ради какой буквы мы составили сказку? Какие звуки она обозначает?

Молодцы! Поставим “ з “ в ленту букв и запомним, какие звуки она обозначает.

На данном уроке формируется понятие – буква з и звуки, которые она обозначает. Урок построен с учетом особенностей младших школьников и его девиз – обучаем, играя. Используемые методы помогают продуктивному усвоению материала урока, формируют умение бегло, внимательно читать. Помимо этого, данная форма урока развивает мышление, память, речь, повышает интерес к уроку, языку и чтению. На уроке письма ученики легче и быстрее воспроизводят знания, полученные на уроке обучения грамоте, построенном в форме урока – игры.