Родительский лекторий в 4-м классе по теме: "Кто мы? Какие мы – родители? Как воспитать здорового ребенка?"

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


Тема лектория:

  • Кто мы?
  • Какие мы – родители?
  • Как воспитать здорового ребенка?

Цель: Помочь родителям осознать свою роль в воспитании и развитии ребенка. Помочь осознать, что такое здоровье. Найти причины нездоровья детей. Наметить пути сохранения и укрепления здоровья.

План лектория

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемы: роль взрослых в семье.

3. Опрос родителей.

4. Статистические данные по здоровью.

5. Постановка проблемы здоровья и нездоровья человека.

6. Решение проблемы нездоровья.

7. Здоровьесберегающие технологии в МОУ гимназии №56 г. Томска.

8. Итог лектория.

I. Организационный момент

- Благодарю вас за то, что пришли…

Сегодня мы будем учиться разумно выстраивать отношения с ребенком, учиться правильному общению в семье между взрослыми, чтобы создать благоприятную среду для жизни ребенка, для формирования его правильного поведения. Важно, чтобы в первую очередь человек был счастлив дома, семейное воспитание стоит на первом месте.

II. Постановка проблемы: роль взрослых в семье

- Ребенок учится тому, что видит у себя дома. Быт, стиль отношений между взрослыми уже сложились, когда родился маленький человечек. Каждый знает свои обязанности, каждый играет в семье свою роль. Как бы вы распределили три самые важные роли в семье для себя с точки зрения семейного воспитания?

  • Мать и отец;
  • Жена и муж;
  • Труженица и труженик.

Возможный вариант ответа: жена, мать, труженица.

- Мы пришли к выводу, что воспитание ребенка начинается в семье и зависит от уклада жизни в семье, атмосферы, отношений, звучащей речи, культуры, образа жизни всех и каждого члена семьи.

III. Опрос родителей

- Каким вы хотите видеть своего ребенка?

Здоровый

Здоровый

Умный

Счастливый

Удачливый

Добрый

Добрый

Общительный

Счастливый

Умный

- Итак, здоровье мы, конечно же поставим на первое место. Без здоровья человеку трудно достичь каких-то вершин.

IV. Статистические данные по здоровью

- Я познакомлю вас с некоторыми цифрами из статистики:

  • Среди 197 стран мира Россия находится на 68-ом месте по уровню здоровья.
  • По продолжительности жизни мужчины России на 135-ом места, а женщины – на 100-ом месте.
  • 86% родов проходит с патологией.
  • В России 5-6 % здоровых детей ( по данным проф. Кучмы, директора НИИ гигиены).

Данные о детях 6-7 лет:

  • У 12-19% детей выраженная форма психических расстройств;
  • 30-40% детей – группа риска по развитию психических заболеваний;
  • 65% детей, у которых календарный возраст отстает от биологического.

- Итак, здоровье – что это такое? Почему мы бываем нездоровы? Как сохранить и укрепить здоровье наше и наших детей?

Вывод.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия, при котором человек, например, умеет быстро восстанавливать душевное равновесие после стрессовых ситуаций и т.д.

V. Проблемы здоровья и нездоровья человека

Что понимают под здоровьем?

-Физическое здоровье связано с телом, с физическим развитием, координацией движений, двигательной активностью ребенка, а так же с физиологическими процессами, такими как дыхание («Дыши носиком», - говорим мы ребенку), питанием («Не кушай на ночь») сон («Спи на правом боку») и т.д.

- Психическое здоровье связано с состоянием нервной системы, с развитием психологических процессов, таких как память, внимание, воображение, речь, мышление и т.д.

- Социальное здоровье связано с образом жизни. Это отношения с окружающими людьми, отношения в семье.

- И стоит отдельно выделить духовно-нравственное благополучие, которое заключается в умении управлять своими мыслями и поступками («Не делай зла»).

- Теперь мы выделим причины нездоровья.

Например:

физическое нездоровье:

  • родовая травма;
  • наследственность;
  • невыполнение гигиенических правил;
  • некачественное, неполноценное питание;
  • низкий доход семьи и т.д.

психическое нездоровье:

  • отрицательная роль СМИ;
  • бытовые факторы (Синтетика, аэрозоли, краски и т.д.)
  • падение уровня жизни, вследствие чего возрастает нервное напряжение, раздражительность.

социальное нездоровье:

  • разрушение семейных устоев и ослабление семьи;
  • падение нравственности.

- Еще можно добавить к вышесказанному природный фактор – проживание в Сибири.

  • Длительная зима и короткое лето
  • Недостаток ультрафиолетовых лучей, что приводит к нарушениям в развитии костно-мышечной и иммунной систем.
  • Перепад атмосферного давления.
  • Высокая влажность.

- Эти факторы создают экстремальные, дискомфортные условия проживания. В таких обстоятельствах наша задача – создать оптимальные условия для формирования и сохранения здоровья детей и взрослых.

VI. Решение проблемы нездоровья

- В ходе последних научных исследований, выявлены четыре основных фактора, от которых зависит здоровье человека. Это:

  • Медицина – 10%
  • Экология – 20%
  • Наследственность – 20%
  • Образ жизни – 50%

- Что же делать? Как решить эту проблему, если так много зависит от нас самих?

  • Увеличить двигательную активность;
  • Установить режим для ребенка;
  • Полноценное питание;
  • Баня, сауна, бассейн;
  • Массажи;
  • Проветривание, влажная уборка помещений;
  • Создание условий для ребенка (своя комната или уголок);
  • Ограничение просмотра телевизора, игр на компьютере;
  • Семейный уют и дружеские отношения в семье;
  • Привитие гигиенических навыков;
  • Походы в лес, на экскурсии, на концерты, в театр;
  • Летний выезд с детьми на юг.

VII. Здоровьесберегающие технологии в МОУ гимназии № 56 г. Томска

- Что делает в этом направлении наша гимназия?

В этом году введен третий урок физкультуры – в бассейне. В столовой организованно горячее питание, а для особой категории детей – бесплатное питание. Очень часто детям дают соки и фрукты, хлеб пекут йодированным. В классах проводится двухразовая влажная уборка, а на переменах проветривание. В период риска инфекционных заболеваний в классах проводится кварцевание. Классные руководители проводят беседы и классные часы по здоровьесберегающим темам. Каждый учитель на уроках проводит физпаузы с различными видами гимнастик. Все работники гимназии и школьный врач стараются создать комфортные условия и здоровый психологический климат для детей.

VIII. Итого лектория.

- Наша встреча подошла к концу и в итоге мне хочется добавить, что формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он, следуя им будет здоров. Для этого необходимо создать у человека стойкую внутреннюю мотивацию на здоровье.