Занятие по изобразительной деятельности на тему: "Путешествие в мир изобразительного искусства"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема занятия: “Путешествие в мир изобразительного искусства”.

Тип занатия: 4 занятие по развитию творческого оперирования знаниями, умениями, навыками.

Цели.

  1. Закрепить и совершенствовать знания воспитанников о жанрах изобразительного искусства.
  2. В процессе работы развивать у воспитанников образное мышление, креативность, эмоционально-чувственную сферу.
  3. Совершенствовать умения различать ахроматические, основные цвета, “теплые” и “холодные” оттенки.
  4. В ходе занятия воспитывать аккуратность, умение видеть красоту и многообразие природных форм.

Материально-дидактическое оснащение.

  • Репродукции знаменитых художников:
  1. Пейзажи:
    - И.И. Шишкин “В сосновом лесу”;
    - И. Остроухов “Первая зелень”;
    - И.И. Шишкин “Сосны, освещенные солнцем”;
    - И.И. Левитан “Март”;
    - И.И. Левитан “Золотая осень”.
  2. Натюрморты:
    - И. Хруцкий “Цветы и фрукты”;
    - И.Н. Крамской “Букет цветов. Флоксы”;
    - П.П. Кончаловский “Сирень”;
    - К.С. Петров-Водкин “Черемуха в стакане”
  3. Портреты:
    - О.А. Кипренский “Автопортрет”;
    - Д. Левицкий;
    - И.Н. Крамской “И.И. Шишкин”.
  4. Лепестки цветка “теплых” и “холодных” оттенков по количеству детей + три ахроматических цвета.
  5. Заготовки в технике граттаж по количеству детей.
  6. Два кроссворда формат А3,

       7. Две карточки-рисунка для актуализации опорных знаний формат А3.

  • Средства ТСО, используемые на занятии : магнитофон, аудиокассета.
  • Межпредмнтные связи.

Музыка – прослушивание произведений композиторов классической музыки Сен-Санс “Лебедь”, М. Равель “Балеро”, Л.В. Бетховена “Лунная соната”, В.А. Моцарт “Симфония № 40”.
Литература – использование стихотворений в процессе занятия.

Методическая цель: отработка методики подготовки и проведения занятия нестандартной формы.

Ход занятия.

Структурные элементы занятия (этапы) Время прохождения этапа Методические особенности, краткие указания по проведению занятия Примечания
1. Организационный момент. 1 мин. Приветствие, проверка готовности воспитанников к занятию.  
2. Настрой воспитанников на работу. 3 мин. Сообщение темы, цели занятия, плана работы, создание положительной мотивации под музыку. Приложение № 1.
3. Актуализация (воспроизведение) опорных знаний. 15 мин. Актуализация проходит в виде ответов воспитанников на вопросы в ходе беседы о жанрах изобразительного искусства; деление ребят на команды по типу оттенков. Приложение № 2.
4. Закрепление знаний об основных и смежных цветах, навыков для получения нужного цвета путем смешивания красок 1 эт. – 3 мин
2 эт. – 7 мин
3 эт. – 10 мин

Всего –20 мин.

Закрепление знаний, навыков проходит в 3 этапа:
1 этап – беседа об основных цветах.
2 этап – решение карточек с заданиями.
3 этап – выполнение работ в технике граттаж.
Приложение № 3.
5. Заключительный этап занятия. 6 мин. Подведение итогов занятия.
Экспозиция работ, анализ.
Вручение почетных медалей.
Приложение № 4.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Тема: “Путешествие в мир изобразительного искусства”.

Цель: Закрепить и совершенствовать знания о жанрах изобразительного искусства об основах цветоведения.

Беседа о значении изобразительного искусства под классическую музыку.

С древнейших времен люди овладевали умениями изображать видимый мир, передавать свои представления о нем в графике, живописи, скульптуре, средствами цвета, пластики или рисунка художник создает на холсте, глине или мраморе картины окружающей нас жизни, сильные и прекрасные образы человека.

- Ребята, а что вы испытываете, глядя на работы выдающихся художников? (экспозиция)

Да, картины поражают своей красотой, оставляют неизгладимый след в душе человека, производят поражающие впечатления от увиденного, учат понимать красоту природы, окружающего мира, вызывают гордость за свой народ, за тех людей, которые могут создавать подобную красоту.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

На протяжении многих столетий художники изображали на своих полотнах все многообразие природы, человека и его жизнь. Отсюда возникло деление картин по жанрам. Картины, изображающие природу, назвали жанром пейзажа. “Пейзаж” – в переводе с французского природа. Художники всего мира, со свойственной каждому манерой изображения стремились передать на холсте свою любовь к природе. Пейзажист рассказывает о знакомых нам и много раз виденных лесах, реках, полях, но вносит свое отношение, свое видение, создает поэтический образ природы. С творчеством каких художников пейзажиста мы уже знакомились? (ответы)

Итак, эти художники внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу как источник прекрасного в жизни человека.

Ребята, а какой еще жанр вы видите?

Если видишь на картине Или бронзовую вазу

Чашку кофе на столе Или грушу или торт

Или морс в большом графине Или все предметы сразу

Или розу в хрустале Знай, что это… натюрморт.

Изображение красивых вещей, предметов, овощей, фруктов, цветов – называется жанром натюрморта. Слово “ натюрморт” также французского происхождения и переводится как “мертвая натура”. Когда художники пишут натюрморты, они в своих картинах стараются передать всю красоту окружающих нас вещей, их самоценность. Предлагают полюбоваться их формой, цветом, как бы пощупать глазами их фактуру и качество: яблоки – круглые, гладкие, блестящие, спелые и румяные; булочки – пышные с румяной корочкой, аппетитные; цветы – красивые, благоухающие, так и хочется наклониться и ощутить их аромат. А кто назовет авторов этих замечательных натюрмортов? (Ответы). Стихотворение Кушнера “Портрет”.

Если видишь, что с картины Летчик или балерина

Смотрит кто-нибудь из нас Или Колька твой сосед

Или принц в плаще старинном Обязательно картина

Или в робе верхолаз Называется портрет

И последний жанр, который мы с вами изучили это… “портрет”, в переводе с французского означает “воспроизводить черта в черту” изображаемого человека. Портрет всегда рисуется с натуры. Перед художником стоит сложная задача – передать внешний облик человека, его лицо, фигуру, движение, одежду, обстановку, в которой он находится. Но главная ценность этого жанра состоит в том, что он не только внешний вид, но и его характер, настроения, его внутренний мир, индивидуальность, возраст. С помощью этого жанра мы можем изучать историю человечества. До наших времен дошли портреты мифических героев, императоров, царей, вельмож, выдающихся философов, знаменитых поэтов, писателей, ученых, художников и простых людей, живших в разные времена и эпохи. Творчество каких художников портретистов вы знаете?

Друзья мои, я приготовила для вас цветок, выберите себе каждый по одному лепестку. Те, у кого в руках оказались “теплые” цвета пройдите к этому столу, это будет команда “лучики”. А те,

кто выбрал “холодный” цвет к этому – это команда “сосульки”.

А почему никто не выбрал белый, черный и серый лепестки? Рассуждения детей.

Правильно, они не относятся ни к “холодным”, ни к “теплым” цветам. Это какие цвета? (ахроматические).

Сейчас ваша задача разгадать кроссворд и вы узнаете, где работают художники, создавая свои полотна. Чья команда справится с заданием быстрее та и зарабатывает 1 балл. Дети под музыку отгадывают кроссворд. (Рис. 1)

Ответы: (1 – бумага; 2 – рама; 3 – кисть; 4 – палитра; 5 – мел; 6 – карандаши; 7 – краски; 8 – картина; 9 – стакан).

В этом конкурсе победила команда (___) они зарабатывают 1 балл.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Ребята, сейчас представьте себе, что мы очутились в городе, в котором все серого цвета: и дома, и деревья, и небо, и даже солнце. По серым улицам ходят серые люди, с серыми лицами, в серых одеждах. Вам бы там понравилось? (Рассуждения детей).

Как хорошо, что мы видим мир в ярких красках. А вы знаете, что среди всех цветов есть самые главные. Кто назовет какие это цвета? Правильно самыми главными являются красный, желтый и синий, все остальные – это лишь их оттенки.

Вот скажите, какие оттенки вы знаете у красного цвета?

А у желтого?

И, наконец, у синего?

Три цвета, три цвета, три цвета. Ребята, не мало ли это? А где нам зеленый, оранжевый взять? А может нам краски по парам смешать?

Друзья, посмотрите, злая волшебница Чернильга похитила принцессу Цветану. Она заточила ее в заколдованном замке. Помогите Цветане освободиться, закрасьте дорожки цветами спектра. (Рис. 2) Ваша задача будет усложнена тем, что Чернильга оставила вам лишь три основных цвета: красный, синий, желтый. Дети под музыку выполняют задание, чья команда быстрее справится 1 балл.

Ребята, мне бы хотелось узнать, а как вы получили оранжевый, зеленый, голубой и фиолетовый цвета? Расскажите по очереди. Я думаю, что каждой команде нужно добавить еще по 1 баллу. Все были просто настоящими художниками, мастерами своего дела, и принцесса Цветана приготовила вам за свое спасение подарки: красивые, яркие цветы. Но что с ними случилось? Они все залиты чернилами. Конечно, это проделки злой Чернильги. Что же нам делать? Но может быть, Цветана успела сделать их волшебными? Вот палочки, давайте попробуем ими порисовать. Ребята под музыку выполняют работу в технике – граттаж.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Из выполненных работ создается экспозиция, производится анализ.

Молодцы, я думаю каждой команде нужно добавить еще по 5 баллов. Подводится итог.

Друзья мои, в нашем путешествии нет победителей и нет побежденных, потому что каждый из вас очень старался и подарил частичку себя. Вы еще раз вспомнили жанры изобразительного искусства, великих художников, их выдающиеся картины, закрепили основы цветоведения, поработали в технике – граттаж. Если у кого-то возникли вопросы, я вас слушаю.

За ваш труд я вручаю вам почетные медали “юный художник”. Вы доказали, что вы их достойны.